Субъективная система оценки: человек как часть личной истории
Тут я не буду вдаваться в рассуждения о том, что мы субъективны и всё оцениваем субъективно. Думаю, что плен субъективности не столь абсолютен, чтобы не иметь никаких надежд на то, чтобы выстроить более менее объективную картину мира - хотя бы в какой-то конкретной области. Для того, чтобы быть верной, карта местности не должна быть абсолютно точной - абсолютно точной картой была бы только точная копия этой местности! - достаточно определённых главных характеристик и выдержки пропорций, чтобы карта была верна. Важнее нашей собственной субъективности мне кажется субъектность людей, которых мы оцениваем.
Ничто не может так рассказать нам о нас самих, как изучение других людей и взаимодействия с ними. Мы нуждаемся друг в друге не только ради Другого, но и для самих себя. Мы всматриваемся в глаза Другого, силясь разглядеть в них его помыслы и чувства, а заодно чтобы различить в них своё собственное отражение. Никакое зеркало не заменит нам Другого, его отношения к нам, его реакций на наши чувства, слова и действия. Поэтому в нашей субъективности по отношению к Другому кроется не только недостаток знаний о Другом, наши предрассудки и установки, но и наша потребность выстраивать собственный образ, выстраивать наше собственное отношение к Другому и к самому себе в свете этих отношений. Так как мы сами во многом являемся продуктом социальных взаимодействий, то главная проблема нашей субъективности по отношению к Другому - это не столько недостаток объективных данных о Другом, сколько наше неизбежное взаимодействие с Другим.
Я думаю, что моя мысль будет понятней, если я сравню наше взаимодействие с Другим с совместным написанием книги. Это история, в которой мы одновременно соавторы, соучастники и даже зрители. Человек для нас субъективно важен потому, что он - очень важная фигура в нашем спектакле. Он и актёр, но одновременно он является и нашим соавтором по сценарию, а так же вторым режиссёром... Без него спектакль не состоится, а учитывая, сколько функций он выполняет, то и заменить его совершенно некем. И сам по себе человек может быть объективно совершенно не выгоден и не нужен нам, доставлять нам множество хлопот, мучений и переживаний - но на что не пойдёт продюсер ради премьеры? Не сам человек нам нужен, а история нам наша совместная нужна! Что человек, его благополучие, его счастье? По большому счёту сам он нам безразличен. Вот история - это да... Ведь это не просто история. Это веха в нашей жизни, это наша реализация, это наша премьера и вообще то, ради чего мы живём... Мы не можем оценить сами себя вне контекста тех историй, в которых бывали, а истории эти не свершаются в одиночку. Чтобы герой стал героем, ему нужен злодей, который, в свою очередь, нуждается в герое - потому что только через него он воплотит своё злодейство - хотя в его версии спектакля он, скорее всего, сам является героем - т.е. белым и пушистым, несправедливо обиженным...
В субъективном мире личных историй каждый из нас существует лишь в контексте отношений друг с другом. Поэтому нам нужен конкретный Другой для того, чтобы мы были собой. Он ценен для нас не сам по себе, а только в контексте нашей истории. Потому-то и бывает так, что головой человек понимает всю порочность Другого, но "сердцу не прикажешь", "любовь зла" и всё в этом духе. В таких случаях честный с собой человек скажет нечто вроде "не понимаю, что я в ней нашёл, но я без неё не могу". Хотя в таких случаях обычно включается рационализация и человек придумывает Другому список уникальных и неповторимых добродетелей, за которые его можно и нужно любить.
Концепция субъективной ценности Другого в контексте личной истории может объяснить - для чего, например, богатый европеец женится на проститутке из азиатской туристической страны - чтобы быть в собственных глазах ещё лучше. И она для него очень субъективно важна - ведь именно благодаря ей он может так повысить собственную самооценку. Или возьмём более понятный в наших реалиях пример - почему находящиеся в постоянных скандалах супруги не могут расстаться - порой даже после официального развода. Потому что очень много осталось невысказанного друг другу, осталось множество обид и претензий, а так же множество неосознаваемых вторичных выгод, которые даёт их личная совместная история. Ну и как закончить историю, в которую уже столько было вложено её главными создателями и участниками? Кинофраншиза будет продолжена - даже если зрители и критики с каждой следующей части плюются и негодуют больше, чем с предыдущей.
Тут важно добавить ещё одну особенность наших личных историй взаимоотношений с Другим - незавершённая и конфликтная история держит крепче и настойчивее требует своего продолжения. Это как с обидами и чувством вины - они воспринимаются, как своеобразные долги. Меня обидели - значит, мне должны. Если я чувствую вину, то должен я. Конфликтные отношения близких людей - это ворохи психологических расписок и векселей, оба участника являются друг другу должниками и кредиторами, по непогашенным долгам набегают проценты, да такие, что за всю жизнь не расплатиться, поэтому какое расставание! Есть мнение, что самые безутешные вдовцы и вдовы - это те, кто жил как раз в таких отношениях и поэтому горе человека дополнительно усиливается чувствами вины и обиды - ведь покойник забрал всё свои долги в могилу.
Художник Здзислав Бексиньский
Принцип наших личных историй полностью совпадает с принципами искусства - т.е. с историями, которые рассказывают нам литература и кинематограф. Чтобы история захватила нас, в ней должна быть интрига и конфликт. Чтобы история нас отпустила, в ней должна быть поставлена точка. Даже не самый лучший фильм бывает трудно бросить на середине. А насколько тяжелее уйти со спектакля, который ты сам сочиняешь продюсируешь, режиссируешь и играешь главную роль, когда столько сил уже было вложено?..
Ценность человека и любовь к нему
Я неоднократно писал, что любовь - это интерес и благожелательность. Но это сухой остаток, чистая эссенция зрелой и кристально чистой любви, в которой нет никаких эгоистических и невротических примесей. В реальности же хорошо, если в "любви" хотя бы просто есть эта эссенция, чтобы наряду со всем остальным были интерес и доброжелательность. Но обычно я наблюдаю, что люди нуждаются в объекте любви по чисто эгоистическим причинам. Не человек важен, важна история, для которой уже необходим этот человек. Сами фразы "я жить без тебя не могу", "я живу ради тебя", "ты моя вторая половинка" на это недвусмысленно намекают - достаточно просто вдуматься в их смысл, вслушаться в эти "я, моя, мне"... Разыгрывается драматическая история, созданная любящим для себя, созданная с помощью любимого, но не для него. И эта история для любящего - главное в жизни. Даже нет - она и есть жизнь. В этой истории он реализует себя, через эту историю он существует, как субъект. Если он лишится этого, то он не будет знать - что ему делать и как жить. Нередко он, пережив период горевания, ищет замену пропавшему напарнику по спектаклю - стремясь найти максимально похожего на прежнего - чтобы разыграть тот же спектакль заново. Это классический пример невротической любви, в которой подлинной любви (доброжелательности и интереса) нет вовсе, есть самолюбование и другие собственные интересы, упоение разворачивающимся спектаклем.
Психолог Эрик Берн довёл эту мысль до конца и придумал сценарный анализ - я писал про это явление в статье "Пьеро, вдохновлённая жертва". Я не разделяю мнение Берна о том, что человек уже с детства прописывает сценарий своей жизни - но эта концепция может помочь понять некоторые проявления невротических отношений вообще и невротической любви в частности.
Теперь посмотрим на две системы оценки человека и вы увидите, что ни одна из систем не ценит человека как такового: объективная система оценивает только качества, а субъективная - историю личных взаимоотношений. Ни в первом, ни во втором случае нет ценности в самом человеке. Я понимаю, что это не гуманные подходы - один цинично-практичный, второй очень эгоистичный. Да, я думаю, что мы действительно оцениваем Другого так - кроме того случая, когда мы подлинно любим Другого, любим спокойной зрелой любовью, в которой превалирует альтруистический компонент из интереса и доброжелательности. Разумеется, это очень редкий случай. Но на самом деле это не так уж плохо.
Во-первых, следует помнить, что нет никакого человека, человека вообще. Человек вообще - это абстракция. Можно по разному определять её. Например: человек - это не замкнутая форма для различных качеств. Или - это роль в своей и чужих историях. В любом случае человек есть только проводник того, что действительно ценно. Эта мысль созвучна с парадоксальным на первый взгляд утверждением, что человек - это больше волна, чем статичный объект. Ричард Докинз про это писал:
"Вспомните что-нибудь из детства. Какое-нибудь яркое воспоминание, что-нибудь, что вы можете увидеть, почувствовать, может быть, даже различить запах, будто вы всё ещё находитесь там. Ведь вы были там, верно? Иначе откуда бы вы всё это помнили? Но знаете, в чём парадокс? Вас там не было. Ни одного из составляющих сейчас ваше тело атомов не было там в тот момент… Материя перетекает с места на место и на мгновение собирается вместе, чтобы стать вами. Следовательно, вы - это не то, из чего вы сделаны. И если у вас от этого не пробежал по спине озноб, перечитайте ещё раз, потому что это очень важно".
Мне нравится мысль о человеке-волне, потому что волна имеет вектор движения. Это может быть демонстрацией того, что у человека есть свобода воли в том, что он может выбирать вектор своего развития. Важен не я сам по себе, важен мой выбор, мои действия, направление моего развития.
Во-вторых, предлагая две системы оценки, я не предлагаю дихотомию "или-или". Так же, как разум и чувства должны дополнять и поддерживать друг друга, так и системы оценки должны конструктивно сосуществовать - что, конечно, бывает не просто. Лучше сказать, что они не столько дополняют, сколько уравновешивают друг друга. Например, чтобы не быть в плену своего спектакля и своих ролей, порой полезно посмотреть на себя и других по возможности объективно. А чтобы не быть бездушным роботом без свободы воли, к жизни надо подойти с известной страстью и творчеством.
И в-третьих, даже если мы не ценим человека просто как человека, то это отнюдь не мешает нам ценить и любить его. Мы ценим и любим неповторимую комбинацию его качеств - пусть эта комбинация не застынет в вечности и будет меняться со временем. Но от этого тем более важно сейчас, пока этот рисунок черт и качеств ещё есть, ощутить и выразить эту любовь. Это лучшее, что мы можем сделать в настоящем времени. Будущему мы можем предъявить только нашу веру на благополучное развитие его качеств и надежду на то, что его роль останется значимой в нашей совместной истории. Прошлому мы предъявим своё умение ставить точку, умение драматурга вовремя заканчивать историю, для которой пришло время закончиться. Для того, чтобы история была красивой, мало того, чтобы она была интересна и осмысленна - очень важно и вовремя её закончить. И это умение даст нам возможность вспоминать человека с любовью и благодарностью, а также с гордостью за общую красивую историю, в которой он был нашим соавтором и непосредственным её участником.
Б. Мединский,
Декабрь 2021
Психолог Борис Мединский
Авторские статьи, заметки и лекции о психологии, философии, культуре и обществе в оформлении музыкальных подборок.
vk.com
https://vk.com/borismedinskiy