Массовое убийство и суицид

Jun 12, 2021 23:43







Сьюзен Клиболд (мать известного колумбайнера) и ряд специалистов считают, что в основе явления массового убийства лежит суицид. Думаю, что в ряде случаев это действительно так. Многие массовые убийцы оставляли перед своими подвигами предсмертные послания и имели период выраженной депрессии перед терактом.
Эдвин Шнейдман, ведущий американский суицидолог, выделял 3 типа суицидов:
-на основе внутриличностного конфликта;
-нереализованных желаниях;
-отсутствии связей с социумом.



Массовые убийцы соответствуют всем трём параметрам...
Как мы уже видели, они очень высокого о себе мнения, но при этом считают обычно считают себя несправедливо обделёнными. Очень трудно и внутренне противоречиво чувствовать презрение к окружающим и одновременно жаждать признания этих окружающих. Сам факт того, что бог или полубог (как думает про себя потенциальный скулшутер) вынужден жить среди этого быдла, биомусора (окружающих людей) - уже очень обидно, а если к этому добавляются реальные неудачи на личном фронте - то совсем уж всё плохо. Многие массовые убийцы незадолго до теракта имели попытки наладить свою личную жизнь, неудачные попытки.

Очень показательна в этом отношении предсмертная записка Эллиота Роджера, 22-ухлетнего девственника, который 23 мая 2014 года в студенческом городке у Санта-Барбары (штат Калифорния) убил шестерых и потом покончил с собой: «Все, чего я когда-либо хотел - это жить полноценной, счастливой жизнью. Но, я был изгнан и отвергнут, вынужден терпеть существование одиночки, неудачника и ничтожества. И все потому, что самки рода человеческого были неспособны увидеть мою ценность".

Массовое убийство может позволить реализовать желания признания (можно сказать желания славы) и человеконенавистнического агрессивного выплеска. Многие колумбайнеры прямо сообщают об этом в своих посланиях. "Я хочу умереть стильно и стать известным, для этого мне нужен автомат и несколько десятков патронов…" - написал 19-летний Роберт Хоукинс, после чего устроил бойню в торговом центре города Омаха. Убил 8 человек и застрелился. Человеконенавистничество - причём преимущественно общее, редко концентрированное на определённом слое населения или на конкретных людях - сквозит в посланиях массовых убийц практически всегда.

"Я уверен, что у меня есть достаточные основания считать все человечество макро аналогом раковой опухоли живого организма; в роли последнего в данном случае выступает наша планета. <…> Я ненавижу человеческое общество и мне противно быть его частью! Я ненавижу бессмысленность человеческой жизни! Я ненавижу саму эту жизнь! Я вижу только один способ её оправдать: уничтожить как можно больше частиц человеческого компоста. Это единственно правильное и стоящее из всего того, что каждый из нас может сделать в своей жизни, это единственный способ ее оправдать, это единственный способ сделать мир лучше" - сообщил в своём "манифесте" Дмитрий Виноградов, успешный московский юрист 29 лет, который 7 ноября 2012 года убил шестерых сослуживцев (к счастью, был быстро обезврежен сотрудниками службы безопасности своего предприятия).

Отсутствие связей с социумом - это почти железное правило для массовых убийц. Читая их биографии, практически всегда встречаешь такие описания этих людей; "нелюдимый", "тихий", "необщительный", "всегда на своей волне" и т.д. Упомянутый Виноградов в детстве имел диагноз "аутизм" - т.е. имел трудности с общением с самого раннего детства, Чо Сын Хи тоже имел расстройства аутического спектра.

Изучая материалы на тему связи суицида и массового убийства, я обратил внимание на то, что маленькая и благополучная Финляндия имеет гораздо больше случаев массовых убийств, чем соседние маленькие и благополучные страны. И сразу вспомнил про феномен «финно-угорского суицида» - толком не объяснённую склонность народов уральской языковой семьи к депрессии и суициду. Из википедии: "Согласно данным на начало 2010-х годов, уровень самоубийств в Удмуртии и Марий Эл более чем в два раза выше, чем в среднем по России; в других финно-угорских автономиях, кроме ХМАО, он также выше среднего по стране. Аналогичная ситуация по показателю больных алкоголизмом, которая наиболее драматична в Карелии и Марий Эл. В целом на промежутке времени от 1989 до 2010 г. наблюдаются невиданные ранее в истории России темпы депопуляции финно-угорских народов - 26,7 %. По мнению автора исследования, при существующих темпах снижения численности над всеми финно-угорскими меньшинствами в России нависает угроза исчезновения, и переломить эту тенденцию смогут только неотложные и действенные меры по сохранению культуры этих народов [Н. П. Макаркин, «Неотложные меры по сохранению языков и культуры финно-угров России»].

Разумеется, я далёк от того, что бы этим не вполне объяснимым феноменом объяснять несколько случаев скулшутинга в Финляндии (тем более, что в США их гораздо больше), но это первое, что приходит в голову, когда читаешь про массовое убийство 23 сентября 2008 года в колледже города Каухайоки. Его устроил Матти Юхани Саари, 22-ух летний студент. Убил 10 человек и застрелился.
Из Википедии: "Матти планировал преступление в течение 5 лет. Однако один из его школьных друзей, Сусанна Керонен, говорит о нём так: «Это был классный парень, он был счастлив, я не пойму, что его толкнуло на преступление. Он не был одинок, у него было много друзей, он умел общаться с людьми и нравиться им». На март 2009 года полиция Финляндии признала, что не в состоянии определить точных мотивов происшедшего."



Почему же эти люди просто не покончат с собой, как множество обычных самоубийц, без увлечения за собой множества невинных и непричастных людей? Потому что т.н. расширенный суицид - это не совсем то же самое, что обычный, индивидуальный... Термин "расширенный суицид" появился после того, как 24 марта 2015 года немецкий пилот Андреас Любиц намеренно направил в Альпийские горы Airbus A320 авиакомпании Germanwings, выполнявший рейс из Барселоны в Дюссельдорф. Погибло 150 человек - потому что самоубийца не захотел уходить из жизни один. В какой-то степени каждое массовое убийство можно рассматривать, как расширенный суицид. Я нахожу несколько объяснений, почему для иных людей расширенный суицид предпочтительнее обычного:

1. Всем вместе не страшно. Сразу вспоминается монолог немецкого офицера из гениального советского сериала "17 мгновений весны", в котором он рассказывает, в частности, о том, что "я верю в перспективу скорой гибели... всех нас, скопом! Это не страшно, поверьте. Когда все вместе..." Твоя частная смерть, такая страшная сама по себе, теряется на фоне массовой гибели. А если ты ещё сам устраиваешь эту самую массовую гибель, то ты как бы передаёшь собственный страх смерти своим жертвам.

2. Контроль жизни и смерти. У Л.Андреева, в повести "Рассказ о семи повешенных" описывается, как террорист чувствовал особое воодушевление, когда шёл по улице с адской машиной (по современному - пояс шахида) и как всё изменилось в его настрое после того, как его посадили в камеру смертника: "К нему страх смерти пришел сразу и овладел им безраздельно и властно. Еще утром, идя на явную смерть, он фамильярничал с нею, а уже к вечеру, заключенный в одиночную камеру, был закружен и захлестнут волною бешеного страха. Пока он сам, своею волею, шел на опасность и смерть, пока свою смерть, хотя бы и страшную по виду, он держал в собственных руках, ему было легко и весело даже: в чувстве безбрежной свободы, смелого и твердого утверждения своей дерзкой и бесстрашной воли бесследно утопал маленький, сморщенный, словно старушечий страшок. Опоясанный адской машиной, он сам как бы превратился в адскую машину, включил в себя жестокий разум динамита, присвоил себе его огненную смертоносную мощь. И, идя по улице, среди суетливых, будничных, озабоченных своими делами людей, торопливо спасающихся от извозчичьих лошадей и трамвая, он казался себе пришлецом из иного, неведомого мира, где не знают ни смерти, ни страха. И вдруг сразу резкая, дикая, ошеломляющая перемена. Он уже не идёт, куда хочет, а его везут, - куда хотят. Он уже не выбирает места, а его сажают в каменную клетку и запирают на ключ, как вещь. Он уже не может выбрать свободно: жизнь или смерть, как все люди, а его непременно и неизбежно умертвят. За мгновение бывший воплощением воли, жизни и силы, он становится жалким образом единственного в мире бессилия, превращается в животное, ожидающее бойни, в глухую и безгласную вещь, которую можно переставлять, жечь, ломать. Что бы он ни говорил, слов его не послушают, а если станет кричать, то заткнут рот тряпкой, и будет ли он сам передвигать ногами, его отведут и повесят; и станет ли он сопротивляться, барахтаться, ляжет наземь - его осилят, поднимут, свяжут и связанного поднесут к виселице".

3. Сжигание мостов. С первым выстрелом всё бесповоротно меняется, человек отрезает себя от общества (с которым, как было написано выше, и раньше были слабые связи), становясь по ту сторону писанных и неписанных законов. Можно ещё сказать, что человек переступает и через внутренние законы - через установки, что нельзя, недопустимо убивать. И всё - теперь есть путь только в один конец - к собственной гибели. Изначально не готовый к самоубийству, человек как бы подготавливает себя к нему, отрезая себе пути к отступлению, создавая себе ситуацию, когда терять всё равно уже нечего.

4. Воплощение желания убийства. Это человеконенавистнические взгляды, о которых я уже писал. Многие самоубийцы питают отвращение и ненависть к себе, но массовые убийцы питают ненависть к людям вообще. Желание убийства многие из массовых убийц концентрируют в себе годами, это становится заветной мечтой... Причём у них обычно нет садистических желаний, как это бывает у серийных убийц - есть желание не мучить, а уничтожать.

5. Подтверждение своей исключительности. Массовое убийство в извращённом сознании колумбайнера - это своеобразный путь воина. Умереть в бою - это и слава, и честь, и величие. Только умерший в бою викинг попадёт в вальхаллу! Пекка-Эрик Аувинен написал: "Я готов умереть за то, что считаю правильным и справедливым... даже если я проиграю или мою битву запомнят, как зло. Я скорее буду сражаться и умру, чем стану жить долго и несчастливо, как другие". Чувствуется, что этот финский парень очень гордился собой. А потом, в этом есть и своё удовольствие... Как говорил, Эрик Харрис - "я ненавижу всех и это мне нравится". Нравится ненавидеть, нравится собственная готовность умереть - потому что в этой готовности человек побеждает страх смерти, утверждает свой дух над слабой плотью. Через это массовый убийца подтверждает своё величие, свою избранность, своё богоподобие.



Б.Мединский, из статьи "Смысл массового убийства"

https://vk.com/borismedinskiy

Суицид, Финно-угры, Массовое убийство, Скулшутинг, Л.Андреев, Расширенный суицид, Колумбайнеры

Previous post Next post
Up