Массовое убийство в массовом сознании

Jun 01, 2021 20:27


Помню, несколько лет назад, ещё в Сибири, зашёл я в магазин и там моё внимание привлёкла бутылка виски. "Бонни и Клайд". Так... Ну виски, ну "Бонни и Клайд", и что? Мало ли как называют алкогольные напитки. Но стоп - это ж не просто название, это парочка душегубов, грабителей и убийц. Вы себе представляете водку "Чикатило"? И я нет. А Бонни и Клайд - вот она, стоит, продаётся.





Понимаю, что сравнение знаменитого советского маньяка и бандитов времён Великой Депрессии не совсем корректно - это преступники из совсем разных категорий. Они имели совершенно разные мотивы для своих преступлений и - главное - их образы имеют совершенно разную символическую нагрузку. Бонни и Клайд давно стали символами эдакой преступной, лихой, безрассудной романтики, самоотверженной страсти. То, что у них руки по локоть в крови в массовом сознании вторично относительно того, что они ЛЮБИЛИ друг друга, а любовь - это ж святое... И вообще не они такие - жизнь такая! Времена тяжёлые были, всё равно раз помирать, так уж с песней... А вот Чикатило да - зверь, монстр, выродок, никакого романтизьму, одна чернуха мерзостная. Но если отбросить весь символизм, то в обеих случаях мы имеем убийц и душегубов, главная разница между которыми всё же в том, как в общественном сознании воспринимаются их образы. А мотивы... Бонни и Клайд не сомневались в том, что умрут насильственной смертью, умрут молодыми. И если уж помирать - так с музыкой. В этом отношении они не сильно отличаются от школьных стрелков - озлобленных подростков, которые не видят будущего для себя, а одному, без компании уходить на тот свет не хочется.

Очень велика в нашей культуре оправдательная сила любви! Объявляй себя влюблённым и получай карт-бланш на нарушение общественных норм... Мне так и представляются кадру советского фильма: деревенская изба, вечер, собрались работники-колхозники дела обсудить, и тут с улицы слышится заунывная песня под аккомпанемент гармони... Кто-то высказывается, что вон, дескать, развёл шумиху, а от женской половины возмущённо-восторженный вздох - ОН ЖЕ ЛЮЮЮБИТ... Знакомо? Поэтому когда любовь, то это как если не полное оправдание преступлений, то серьезнейшее смягчающее обстоятельство, не правда ли? Разумеется, в уголовном кодексе ничего нет про любовь, но это есть в нашем культурном коде. И - главное! - это служит оправданием САМОМУ преступнику в собственных глазах, даёт ему моральное право на преступление. Любой взяточник будет рассказывать о том, что ему надо кормить семью и дать своим детям самое лучшее, не так ли? И он сам будет в это верить - потому как это будет сохранять в собственных глазах высокую самооценку. Но в данном случае речь идёт скорее о долге перед семьёй, а когда на сцену выходит любовная страсть, то человек готов на куда большие преступления...

В школе № 20, что в селе Гыска Молдавской ССР, 4 апреля 1950 года, произошёл взрыв. Занимавшийся военной подготовкой педагог, фронтовик, питал страстную любовь к одной из учительниц и не перенёс её отказа. Сделал бомбу (благо имел доступ к взрывчатке), зажёг фитиль, пришёл в класс, обнял любимую, велел ученикам покинуть помещение... Может, он и не хотел гибели детей и просто не рассчитал мощности заряда, но кроме своей возлюбленной он унёс с собой на тот свет ещё 23 человека. Виновата страсть? Нет, виноват конкретный человек, который дал себе разрешение на это преступление, прикрываясь своими чувствами. Чувства (такие чувства!), разумеется, куда дороже человеческих жизней. Люди смертны, а "настоящая любовь никогда не умирает".

Имя злодея неизвестно, в СССР того времени подобные события секретились - советская власть "скрывала правду". Это была, кстати, одна из причин, почему в СССР подобные инциденты были крайне редки. Дело в том, что эффект Вертера, когда распиаренное самоубийство провоцирует волну суицида, работает не только в случае самоубийств. Ряд американских психологов, которые занимаются проблемой массового насилия и школьными стрелками (Эл Карлайл, Роберт Чалдини, Питер Лэнгман и др.) заявляли о том, что СМИ, широко освещая подобные эксцессы, способствуют распространению этого явления.



В массовом сознании школьный стрелок - это уже почти обыденность, спасибо СМИ за это. В американских школах время от времени проводят учения - отрабатывают план действий при появлении школьного стрелка. Вымышленные и реальные маньяки, серийные убийцы и школьные стрелки являются регулярными персонажами голливудских фильмов - порой они являются главными героями. В советском кино такого нельзя было представить. Я, помню, когда впервые посмотрел шедевр Мартина Скорсезе "Таксист" (1976), подумал: "Почему же этого фильма не было в советском прокате? Он мало того, что хорош с художественной точки зрения, так он же лучше всякой советской пропаганды показывает проблемы буржуазного общества! Вот ведь ханжеские советские цензоры!" Сейчас я думаю так же - такие фильмы надо было показывать советскому зрителю, но в то же время я по-человечески понимаю и советскую цензуру - явление массового убийства были настолько ей непонятны, что она просто не могла оценить этот фильм по-достоинству, плюс, конечно, её целомудренное ханжество было возмущено распущенностью нравов Америки, от которых надо ограждать советских людей - прям как детей малых...

Но время идёт, сменяются эпохи и теперь мы не просто это понимаем - теперь мы сами американцы лайт версии. Теперь мы сами имеем своих школьных стрелков.



Б. Мединский, из статьи «Смысл массового убийства».

https://vk.com/borismedinskiy

Советская цензура, СМИ, Массовое убийство, Оправдание, Бонни и Клайд

Previous post Next post
Up