Abuse of Weakness

Sep 01, 2014 16:22

На постели застеленной белым бельем лежит худая женщина средних лет. Она лежит на спине. Ее глаза закрыты, руки выпростаны поверх одеяла. Не открывая глаз женщина дотрагивается правой рукой до левой. Ощупывает левую руку. Рука лежит как плеть. Женщина медленно открывает глаза. Чем шире они открываются, тем больше наполняются страхом. Камера смотрит на нее сверху в упор.

Десять лет назад режиссер Катрин Брейя перенесла обширный инсульт. Она чудом выжила. После многомесячного больничного ада ей удалось частично восстановиться, но левая половина ее тела навсегда осталась полностью парализованной. Тем не менее, она вернулась в кино. Через три года после инсульта вышел ее новый фильм («Тайная Любовница»). Такая вот Голливудская история. Впрочем, Голливудская она только до определенного момента.

В период съемок своего первого после болезни фильма Брейа познакомилась со знаменитым мошенником Кристофом Роканкуром. Всю свою жизнь Роканкур более не менее успешно разводил богатых людей на деньги. Незадолго до их знакомства, он как раз отмотал пятилетний срок. В тюрьме Роканкур написал книгу о своих похождениях. Книга пользовалась определенным успехом. Роканкур стал знаменитостью.

Как-то Брейа увидела интервью с Роканкуром по телевизору. Что-то в нем Брейа зацепило. Она захотела снять Роканкура в главной роли в своем новом фильме. Фильм не получился. Зато Роканкуру удалось развести Брейа на восемьсот тысяч евро. Потом она его судила, суд постановил, что Роканкур должен эти деньги вернуть, но он разумеется давно их потратил.

«Злоупотребление Слабостью» - четвертая полнометражная картина, снятае Брейа после болезни - пересказ этой истории. Это практически мемуар. Роканкура играет рэппер Кул Шен, а саму Брийа - Изабель Юппер. Название фильма звучит по-русски несколько искусственно. Но по-французски, Un abus de faiblesse - юридический термин. Обозначает он использование чьей-то умственной или физической слабости в корыстных целях. Видимо так формально звучало обвинение, которое Брейа выдвинула в суде против Роканкура.

Однако название не должно ввести зрителя в заблуждение. То, что Брейа объясняла судье абсолютно не соответствует тому, что она про себя снимала. Это скорее фильм опровержение. «Пожалуйста, не надо видеть во мне жертву,» - как будто оправдывается Брийа. Я не могу и не собираюсь ей быть не при каких обстоятельствах. Все было по-другому.»

Пожалуй, ни в одной своей роли Юппер не проецировала такую нечеловеческую силу, как в этой. «Я потонула как Титаник, но если мне удастся всплыть, я буду как атомная бомба», говорит, ее героиня в самом начале фильма.

Первая сцена - сцена инсульта одна из самых страшных сцен в кино, которые я видел. Больничные кадры совершенно невыносимы. Физически трудно смотреть на экран. Слишком легко зрители вообразить себя на месте персонажа. Слишком возможно. Да что там возможно: неизбежно в том или ином виде.
Но это фильм не об ужасной болезни. Первые кадры только задают условия задачи.

Героина Юппер, красивая, обаятельная, безукоризненно одетая женщина держит перед собой на весу скрюченную, высохшую нефункционирующую левую руку. Она передвигается боком странной походкой ракообразного существа. Персонаж Кул Шена, здоровый самоуверенный самец, впервые появившись в ее квартире, оглядывает мебель хозяйским взглядом и как будто помечает все поверхности. Юппер сразу все понимает. И затевает что-то вроде азартной игры, в которой ее ставки все время повышаются.

Фильмы Катрин Брейа по преимуществу про секс. В сущности, ничего другое ее особенно не интересует. «Злоупотребление Слабостью» - это фильм про секс, который обменивается на деньги. Только этот обмен происходит не так, как это принято. Тут деньги выступают вместо секса абсолютно буквально.

Нельзя отдать то, чем ты не владеешь. Героиня Юппер до конца не владеет своим телом. За невозможностью отдать свое тело, она отдает свою чековую книжку. Самое главное, самое интимное происходит между персонажами во время подписания очередного чека. Тут важно все: позы, взгляды, как блестят их глаза, как заносится ручка над чеком, как чек сворачивается и прячется в карман. Эти сцены проникнуты разрушительным сладострастием. Юппер знает, что делает и играет до полной гибели всерьез.
Этот фильм мало кто увидит, а жалко. Это очень добротное, очень мастерски сделанное кино. И Юппер совершенно феноменальная актриса. Но важно оно не только тем, что в нем есть, а еще и тем, чего в нем нет. Брейа удалось избежать манипуляции. Она сняла автобиографическое кино про собственную трагедии, не пытаясь вызвать у зрителя ни жалости, ни сострадания. И этим ее заинтересованный и даже холодно любопытным взглядом, направленным на саму себя невозможно не восхищаться.
Previous post
Up