Авианалеты, июнь-август 1941

Dec 19, 2011 03:37



На рассвете 22 июня немцы бомбили военный завод №43 по Брест-Литовскому шоссе. Бомбежке также подверглись аэродром "Жуляны" и Вокзал. Погибло 25 человек, в основном рабочие завода "Большевик".



22 июня 1941, горит завод "Большевик". Во время бомбежки на заводе погибло 16 человек ночной смены. В городе было мобилизовано и отправлено в действующую армию 200 тыс. киевлян. Забирали даже тех, кому было за сорок лет.



23 июня 1941, горе и плач - жители покидают свои разрушенные дома.

25 июня 1941. Из воспоминаний киевлянки: "Сегодня было самое страшное утро. Стреляли зенитки и пулеметы со всех сторон. Осколки сыпались как дождь. Стекла звенели, а дом дрожал, как во время землетрясения."

30 июня 1941. Под Киевом началось сооружение противотанковых рвов и полевых укреплений. Ежедневно на этих работах было занято около 160 тыс. киевлян и селян из пригородной зоны. За это всем выдали хлеб, колбасу и папиросы.

5 июля 1941.  Началась эвакуация киевских оборонных заводов, учреждений и граждан, кто имел на это разрешение и пропуск на вокзал. Из воспоминаний киевлянки: "У моста пробка. Проверяют документы. ... За мостом снова пробка. Там движение в обе стороны, все время тормозящееся. К Киеву идут тяжелые орудия и танки. От города все и всё, что угодно. Вдоль моста и дорог зенитки."

11 июля 1941. Немецкие танки вышли на рубеж у реки Ирпень. На улицах Киева возводятся баррикады и устанавливаются противотанковые "ежи". Витрины магазинов были заложены мешками с песком, из таких же мешков поперек улиц были сооружены баррикады с узкими проездами для трамваев и машин.

5 августа 1941. Из воспоминаний киевлянки: "Да, нам не дают скучать. Весь день стреляли где-то далеко, а в семь часов вечера снова налет. Пишу во время обстрела. Уже зенитки, что возле нас, начинают утихать. А только что было не до шуток. Стрельба сливалась в один сплошной перекатывающийся звук, и осколки сыпались как дождь. Мне казалось, что мелкие камни бросают сверху. Но вот налет окончился, и один из этих «камушков» - осколок, сантиметров десяти в длину, лежит у меня на столе. Он упал возле моего окна, и, если бы на месте его падения стоял человек, острый кусок разорвавшегося снаряда пробил бы его насквозь. Сейчас по радио говорили, что над Киевом четыре вражеских самолета. Вчера в это время было тридцать два, позавчера - тридцать семь. Отбой, тревога длилась 35 минут".



Сооружение баррикады из мешков с песком поперек Брест-Литовского шоссе, на пересечении со 2-м Дачным переулком (сейчас это ул. Индустриальная, рядом расположена станция метро "Шулявская"), возле столовой и гастронома, вблизи завода "Большевик".



Установка противотанковых "ежей" перед баррикадой у завода "Большевик".



Противотанковое препятствие на пересечении бул. Т. Шевченко и ул. Саксаганского и Дмитриевской.



Баррикада и "ежи" на ул. Ленина (сейчас Б. Хмельницкого), возле углового дома около ул. Лысенко.



Сооружение баррикад на Крещатике, около крытого рынка.



Строительство земляной баррикады поперек ул. Лютеранской, на углу Крещатика.



Круговая баррикада на пл. III Интернационала, напротив Дома обороны, сентябрь 1941.

Из книги Ф. Пигидо-Правобережного "Великая Отечественная война": "Вплоть до перехода Киева в немецкие руки, воздушных атак на город почти не было. Правда, в первые дни войны были сброшены бомбы на авиазавод в Грушках, за десять километров от центра города, и несколько бомб на завод "Большевик" - также за городом. Были также - и достаточно часто - дневные и ночные воздушные атаки на мосты через Днепр, но сам город - его жилищные кварталы - не подвергались бомбардировке. Я не допускаю мысли, что это делалось из гуманитарных соображений, последующее поведение немецкой власти доказывает именно противоположное. Наиболее вероятным является то, что это было связано с политическим расчетом".
Previous post Next post
Up