ЗВУЧАЩАЯ ПРОЗА БОРИСА ЕВСЕЕВА

Aug 03, 2019 10:22

     Рассказы Бориса ЕВСЕЕВА - неповторимое явление в сегодняшней российской прозе. В них есть всё, что делает литературу по-настоящему художественной: гибкий, словно бы «овеществлённый» язык, динамичная фабула, прочная документальная основа, глубинное проникновение в суть характеров.
     Вот, что писал о рассказах Б. ЕВСЕЕВА известный критик и литературовед Павел БАСИНСКИЙ: «Евсеев приходил в литературу долго и трудно, через занятия музыкой, диссидентский опыт, непонимание издателями его своеобычного языка и стиля. Евсеев пишет "густо". Если сравнить его прозу с живописными холстами, то это такая живопись, где краски и образы теснят друг друга. Если сравнивать с музыкой, что более точно ввиду прежних занятий Евсеева, то это музыка не приятно мелодическая, но вся из контрапунктов. В прозе Евсеева вообще всего много. Звуков, запахов, которые выражаются редкими, незатёртыми словами. Каждое слово кладется как бы отдельно, бережно обдуваемое и взвешиваемое на ладони. Но из конечной кладки выходит дивное строение. Вот, пожалуй, наиболее точное слово для передачи ощущения от прозы Евсеева: она "волнует". Лично мне больше по душе его рассказы. Их прочитать полезно уже для того, чтобы лексикон свой прочистить. Вспомнить, как истинно звучат и пахнут русские слова́» («Российская газета» 18.05. 07.).
       Несколько по-иному смотрит на сделанное Евсеевым Евгения КУЛАКОВСКАЯ: «Стиль прозы Б. Евсеева самобытен тем, что почти каждый его образ, метафора, постепенно становятся «витальными». Это «оживление» как раз и объединяет слова и действительность в рассказе «Арина-речь»: «Веселье и горечь, всепроницаемость и восторг! Чистая русская речь, тут же, на глазах, становясь физически-телесной, преображает наш пасмурный мир» («Свободная пресса», 09.05.16.).

"Российская газета", "Свободная пресса", Борис Евсеев рассказы, павел Басинский, Евгения Кулаковская

Previous post Next post
Up