Сыну на прошлой неделе исполнилось 4.
В подготовке к дню рождения я обратил внимание на то, что у юного Франкенштейна нет живых персонажей - механизмы, техника, детали, конструкторы... Игрушек у него вообще-то много - шкаф (совсем маленький) и 2 ящика (большой и побольше). Не то, чтобы мы его баловали. Просто скопились непонятно как. Еще он их любит разбирать. 10 превращаются в 50, но очень странных - колеса, скребки, болты, шестеренки, блоки, корпуса неизвестно чего. Машинок не счесть, разных предназначений и размеров. Поезд, мост к нему и рельсы. Вертолет. Пожарная машина. Подводная лодка на колесиках. Молотки и пилки.
Людей вот только совсем нет... Фигня какая-то, неправильно это - с мыслями об этом я и отправился в игрушечный магазин.
Позволю истории сделать петлю.
Какое-то время тому назад я проживал в г. Л., что в Большой Б.
Меня пригласили в кино. Предложениями красивых девушек разбрасываться не принято... короче, мы пошли.
Это я к тому, что сам, скорее всего, своим посещением премьеру X-men'a-2 бы не отметил.
Сюжет пересказывать не буду. Как известно, речь идет о борьбе хороших мутантов с плохими. Или наоборот - уже не помню.
В память врезалось вот что - по окончанию сеанса мы двинулись к выходу, и я услышал, как возбужденный мальчик лет 5, повисший на руке у мамы, делился с ней впечатлениями:
- Mama, mama! I want to be a MUTANT!
Вот, блин, какая у него мечта заветная.
Мне стало слегка не по себе. Не то, чтобы он должен мечтать быть ................................ (нужное вставить), я сам в его возрасте хотел быть Вождем (с ударением на последний слог, не забудем мохнатые брови. Одно из моих первых воспоминаний - похороны Брежнева, нас, группу детского сада, 4-5 леток построили в скорбном молчании перед экраном телевизора, чтобы мы не пропустили этот момент... девочка рядом описалась от страха, я дал себе зарок заполнить зияющую прореху на трибуне мавзолея своим телом).
Не в том суть, что быть пожарником, пекарем, летчиком, водителем бетономешалки больше не канает.
Быть
человеком больше не круто.
Этим соображением я и поделился со своей будущей женой.
Назад в будущее.
Опустим ненужные подробности и перенесемся в магазин.
Я хожу по нему и ничего не понимаю.
Где игрушечные люди? Куда подевались солдатики? Польские пластиковые индейцы с расползшейся краской, которыми я так дорожил? Разумеется, на то, чтобы найти балтийского матроса, катящего за собой пулемет "максим" (игрушечный набор "Экипаж "Авроры"" моего детства) в Японии, где мы живем, я не рассчитывал.
Но и к шоку не был готов.
Уточняю у продавца. Спрашивают: из какого аниме? Из какой серии? Из какого мира?
Из нашего, поясняю. Недоуменно пожимают плечами. Нет в игрушечных магазинах здесь людей!
Нет...
ЛЮДЕЙ!
Есть монстры, трансформеры, мутанты, роботы, роботы-мутанты, трансформеры-монстры, монстры-мутанты и пр. - во всех вариациях, на пару этажей. Если до конца быть честным, есть, конечно, в отделе для девочек куклы Барби, но, во-первых, мальчик у нас, во-вторых, Барби я тоже отношу к категории мутантов.
Этот, правда, хорош, купил бы.
Что же такое происходит?
Понимаю, конечно, что мне за 30, я продукт другой закваски, артифакт из другого измерения, и вообще - плесень отсталая, но не так же жестко, веслом под дых!
С чем дети теперь играют?
Неужели все поголовно мечтают быть мутантами и трансформерами, киборгами, и лучший подарок на день рождения - это искусственная клешня?
Меня беспокоит это вот почему.
Я уверен в том, что игрушки есть ролевые модели. Это то, к чему детей готовят. Это - будущее, становящееся на глазах реальностью.
С чем мы играем в детстве, с тем живем после. Потому и нужен был нам в СССР "Экипаж "Авроры"", что это не просто игрушка, а мерка, по которой из нас лепили юных коммунистов-ленинцев.
В результате я купил телескоп.
Пришел домой, спросил сына - кем ты хочешь быть?
Тот ответил - супергероем, как ультра-мэн. Если не получится, бейсболистом.
Вот так.