Золотой храм и парадокс корабля Тесея

Aug 27, 2009 00:59

Позавчера пытался сдать экзамен по японскому языку.
Беседовал (если мой японский можно назвать беседой) с экзаменатором на тему Кинкаку-джи, известному остальному миру под названием Золотой храм или Золотой павильон в Киото. Есть, кстати, там и Серебрянный - который мне лично нравится больше, но не о нем сейчас речь. Золотой храм знают все. Это что-то типа нашего храма Василия Блаженного - хрестоматийная картинка...Грезы об Японии... за которыми сюда и едут туристы. Осень, листопад, Золотой павильон на берегу пруда. Вспомнили?
Так вот, к японскому. Если мы используем 2 прилагательных в одном предложении, и оба из них "позитивные" или "негативные" - мы используем одно слово-связку (И). Если + и -, другое - (НО) -в русском, чтобы было понятнее.
Итак, вопрос знатокам - Опишите Кинкаку-джи. Мой ответ - Кинкаку-джи новый И красивый (знаю, что убого - напоминает мне мою первую пятерку по-английскому - опишите маму. Моя мама очень красивая - у нее 2 глаза, 2 уха, рот и нос посередине лица. Ура!)
В любом случае, тест был самой низшей ступени, на базовое знание. Откровений на тему кеньшо и того, какую роль Золотой павильон сыграл в том, что секта Ринзай стала элитным направлением дзен-буддизма - утонченным дзеном аристократов, шогуна и самураев или то, что Кинкаку-джи сделал чайную церемонию (для целей которой и был первоначально построен) популярной от меня никто не ждал. Поэтому просто поправили - старый, НО красивый.
Я настаиваю - новый И красивый.
Тетенька обижается. Какой мол, он нафиг новый? Ему 500 лет! Я ее поправляю - вообще-то, Кинаку-джи больше 600. Но его больше нет. Тому, о чем вы меня спрашиваете, тыча в нос открытку, на самом деле - 20. Поэтому и сказал, что новый И красивый. Не знаю, почему сказал вообще - задело, наверное, потому что. Все время здесь поливают, какой он уникальный и старый, тошнит уже от него и его фотографий, было бы меньше шуму - приятнее было бы глазу. Или потому, что все считают иностранцев за необразованных идиотов, к мнению которых можно прислушиваться, только если речь идет о бейсболе.
Так вот, почему 20 - потому что горел павильон неоднократно, а в этом веке даже дотла, и его заново отстраивали - не в первый, наверное, уже раз. Не верит мне тетенька.
- Блин, говорю, ну вспомните Юкио Мисиму, "Золотой храм" роман его знаменитый. На меня смотрят уже взглядом таможенника, обнаружившего чемодан, набитый гашишом - это какого Мисиму? Который харакири сделал?
Чувствую, собеседование зашло в тупик. Пробую с другого конца.
- Видели его сами, храм ваш? - Нет, не видела. Следующий! 
Срезала баллы и провалила меня - знаю ведь, за Родину ей обидно, и ее уникальную хрестоматийную культуру, которую печатают на постерах в разных ракурсах и вставляют во все учебники. Не прошел тест на понимание японского языка, который для них вовсе и не язык, а часть чего-то, чего иностранцам все равно не понять, проживи здесь хоть 50 лет! - Все равно спросят, могу ли я пользоваться палочками и сидеть на татами. А вы, спрашиваю я, вилкой-ложкой пользоваться умеете? В кресле сидеть как, можете? Не тяжело с непривычки? - Обижаются.
Ну ладно, чего там. Она и вправду не видела.
А я вот видел. Новенький стоит совсем, никак не похож на 600-летний... как и Великая Китайская стена - во всяком случае самый ее популярный кусок, куда туристов пачками из Пекина возят. Разобрали ее во время культурной революции на кирпичи, из которых построили казармы, дороги и образцовые общежития для рабочего класса, как мне объяснил местный дружбан за партией в сянцы.- Пришли новые времена, а с ними - туристы. Приезжают, где, мол, стена?- Нет стены.
Ясно, да? Быстренько построили кирпичный завод делающий античные кирпичи и сложили. Лучше чем была, шире, чтобы все желающие на ней поместились. Хотите стену посмотреть? Вот вам стена - налево - очередь, как в мавзолей, на точку, где делаются памятные фотографии. Направо - соки-воды, армейские ремни и памятные майки. Китайский Арбат.
История за последним пожаром, кстати, была такая. Один из монахов поджег его, после чего попытался совершить за ним харакири, наблюдая полыхающий храм. Не смог сделать правильно - выжил, и его арестовали. Вызвали мать его в полицию, а она по дороге выпрыгнула из поезда, когда тот переезжал ущелье. У мамы самоубийство в отличие от него получилось. Спасла свое лицо.
Я вот что думаю - монах его все же сжег, и монах, который за ним следил. Ринзай секты коренной монах.
Это же дзен и есть! Перфект!
Не надо ничего снова было отстраивать. Замечательная была бы история и красивая концовка. Легенда. Коан.
Нет же, отстроили заново. Изуродовали красоту поступка Хаяши Йокена (так его, кстати, звали). На дачу на Рублевке теперь похоже. На совесть сделано, из сосенок. Зато туристы довольны. Увидеть Золотой храм, просветлиться и умереть. Гора Вудан, да и только.
Ну ладно, хорош ехидничать. Их храм, им виднее.
Возвращаясь к моему тесту. Помахал я 50 баксам и более благоприятным перспективам местного трудоустройства ручкой (справки, сертификаты, бумажки всюду подавай! - бюрократия здесь невиданная даже для совка), и задумался.
И чего это меня в самом деле заносит? Проблема даже не в том, что меня тошнит от того, что все по правилам, носки надо гладить, а пакетики с мусором после того, как в 8 разных кучек рассортировал - на улице выравнивать в линейку с соседскими. Не в том, что на встрече с родителями директор детского садика с гордостью заявляет - не волнуйтесь, у нас садик хороший, и ваши дети быстренько научатся быть как все. (Хватать сына и бежать! Пока не схватили!) Проблема-то глубже. Онтологического, мать его, свойства.
Новый и в самом деле Золотой храм или старый? Не ходя далеко за примером, собор Христа Спасителя, с лепниной из пластика и построенный турками-мусульманами в ударных темпах - тот же или не тот? Я человек не религиозный, и мне по большому счету наплевать, но не думаю, что каменщики крестились укладывая каждый кирпич - чего там, подогнали кран, плюхнули цемента. Приехал человек в кепке, остался доволен сроками.
Не современная даже проблема, а известная с античных времен как "парадокс корабля Тесея" - вот как описывает ее Плутарх. Корабль, на котором Тесей вернулся с Крита в Афины, хранился афинянами до эпохи Деметрия Фалерского , и ежегодно отправлялся со священным посольством на Делос. При починке в нём постепенно заменяли доски, до тех пор, пока среди философов не возник спор, тот ли это ещё корабль, или уже другой, новый? Кроме того, возникает вопрос: в случае постройки из старых досок второго корабля, какой из них будет настоящим?
Проще говоря, если все составные части исходного объекта были заменены, остаётся ли объект тем же?
Старый, НО красивый, или новый И красивый?
Хаяши Йокен, мой неизвестный друг. Мне не жалко 50 долларов отдать за правду. Я на твоей стороне и не покривлю душой, даже если спустя полгода - экзамен можно сдавать не чаще - меня об этом опять спросят.
Всегда буду настаивать на том, что Кинкаку-джи новый и красивый.
Твоей светлой памяти я и посвящаю этот пост.

Previous post Next post
Up