Как всегда, короткие ответы - в «Почтовом ящике». Сюда выношу два вопроса, на которые мне пришлось отвечать длинно.
cascudo189 Хотелось бы узнать, в чем же состоит арсенал и броня благородного человека о котором начал говорить Фандорин в книге «Весь мир-театр» ?
Эраст Петрович там, распуская перья перед предметом обожания, говорит следующее:
«Принято считать, что Зло сильнее Добра, потому что не ограничивает себя в приемах - ставит подножку, бьет из-за угла или ниже пояса, нападает вдесятером на одного. Поэтому, борясь со Злом по правилам, победить якобы невозможно. Но подобные разговоры происходят от г-глупости и, простите, импотенции. Интеллигенция - сословие мыслящее, в этом его мощь. Если оно проиграет, то из-за того, что плохо воспользовалось своим главным оружием, интеллектом. Довольно приложить интеллект, и станет ясно, что у благородного человека арсенал гораздо мощнее, а броня неуязвимей, чем у самых ловких махинаторов из охранки или у революционных вождей, что посылают на смерть альтруистических мальчиков. Вы спросите, в чем состоит арсенал и б-броня благородного человека, не опускающегося до низменных средств борьбы?...»
Но прекрасную даму не интересует эта тема, и беседа прерывается поцелуем (что правильно). Ответа, к глубокому моему сожалению, мы не узнаём, а мне очень хотелось бы выслушать мнение Фандорина по этой проблеме. Она очень, очень меня занимает.
Сколько раз в истории повторялся один и тот же злосчастный сюжет? Некие благородные люди, проявляя чудеса самоотверженности, вступали в схватку с Драконом. На своих знаменах они писали разные прекрасные и возвышенные лозунги. Но Дракон без боя не сдавался. Вскоре выяснялось, что победить его благородными способами совершенно невозможно. И герои засучивали рукава, чтобы не забрызгаться, и лили, лили, лили кровь - лишь бы победить любой ценой, а потом всё как-нибудь устроится и освобожденная от врагов Земля превратится в Город-Сад. В результате из победителя-Ланцелота вырастал новый Дракон, страшнее прежнего.
Так что же имел в виду Фандорин, мучаюсь я в догадках.
Может быть, вот что.
С броней-то всё просто. Ну, то есть не просто, конечно, но по крайней мере ясно. Цзюнцзы должен оставаться «благородным мужем» в любой ситуации, и ничего плохого с ним тогда не случится. Максимум - убьют. Но благородная гибель «благородного мужа» - всегда тяжкое поражение Зла. Кровь цзюнзцы, пролившись, дает всходы не хуже, чем пресловутые зубы дракона. И потом, Фандорин ведь говорил о победе, а не о том, что благородный человек непременно останется жив.
Может быть, Эраст Петрович собирался сказать, что в войне со Злом линия фронта проходит через людские сердца. Противники вступают в схватку, а люди наблюдают, как и каким оружием они бьются. Как держатся. Кто дерется красиво, а кто подло. Ведь далеко не всем людям и далеко не сразу становится ясно, кто из бойцов на стороне Добра, а кто на стороне Зла. Если цзюнцзы не нарушают своих правил, то каждый нанесенный по ним удар волшебным образом делает их войско сильнее. И наоборот: каждый наскок армии Зла лишь ослабляет ее, демонстрируя людям, на чьей тут стороне правда. Наблюдающие, один за другим, сначала начинают болеть за красивую команду, а потом становятся ее членами. Так и достигается победа - вчистую, без грязи.
Обратите внимание, что Дракон на поводке у Публики. Без нее он - ничто.
А Публика говорит ему: «Ой, да ты, оказывается, гадина. А я-то думала!»
Если перейти от теоретических рассуждений к нашей нынешней действительности, главная моя претензия к российской оппозиции заключается в том, что многие ее лидеры ведут себя не как цзюнцзы. Им хочется победить во что бы то ни стало и поскорее, пускай даже негодными средствами. Они не понимают, что этим они только отдаляют победу. Это Дракон пускай подличает, шипит, бьет исподтишка, брызгает ядовитой слюной. А тем, кто с ним сражается, следует вести себя иначе. И тогда люди быстро поймут, who is who. Дракон останется без поддержки, из него уйдет вся сила, и он растает, превратится в грязную лужицу.
Броня и арсенал благородного человека - этическое превосходство. Точка.
«Трюизм, прописи! - скажете вы. - Открыл Америку!» Но Америку мало открыть, ее надо еще и обжить.
А тем, кто в комментах будет писать о маниловщине, прекраснодушии и незнании жизни (человеческой природы, законов политической борьбы и т.п.) отвечаю заранее: «Бог подаст». В смысле: не согласны - ждите, пока Бог подаст.
Только Он не подаст. Он-то знает, что никаким другим способом победить Зло невозможно.
oadam Григорий Шалвович, между первым Фандориным («Азазель» 1876 год) и пока последним Фандориным («Черный город» 1914 год) Вы проложили пропасть длиной в 38 лет и 14 книг, на протяжении которых герой постоянно менялся. Он становился разным в зависимости от возраста, эпохи, места действия книги, выбранного Вами детективного стиля и еще множества вещей. И наверно Фандорин менялся вместе с Вами.
Скажите, а в какой из книг серии Фандорин лично Вам нравится больше всего? Не как герой автору, как человек человеку.
Поскольку я исхожу из того, что всякий человек, который правильно живет (или хотя бы искренне старается правильно жить) с годами неизбежно становится лучше, мне, разумеется, больше всего нравится Эраст Петрович из последнего по времени романа.
Чем дальше цзюнцзы продвинулся по Пути, тем он качественнее. От возраста к возрасту Фандорин становится мне всё интересней. Особенно, когда стал меня обгонять. Начиная с «Театра», я использую своего главного героя в качестве фронтовой разведки: как оно там, по ту сторону Времени? Меня даже не смущает, что по всем характеристикам мне далеко до Фандорина. В разведчики, знаете ли, всегда отбирают самых-рассамых, а мы, серая пехота, потом движемся по уже разведанным тропам.
Некоторые фандоринские книги мне самому кажутся неудачными. Но это не имеет отношения к Эрасту Петровичу. Он-то не виноват, что автор не справился с задачей.
А теперь хочу обратиться с этим же вопросом к вам. Поскольку все вы находитесь в разных возрастах (подавляющее большинство сильно моложе меня), да и представление о правильности Пути у нас наверняка разное, вам запросто может показаться, что Эраст Петрович на какой-то развилке свернул не туда, куда следовало. Или, может быть, вообще с самого начала двигался совсем не в том направлении.
Скажите, какой Фандорин (в смысле из какой книжки) вам милее всего?
Тут потребуются кое-какие предварительные разъяснения.
Из «Нефритовых четок» я беру только повести, потому что рассказы слишком коротенькие.
Фандорина из второй части «Алмазной колесницы» объединяю с Фандориным из «Левиафана», потому что один сюжет перетекает в другой почти без временнóго разрыва.
«Любовников Смерти» тоже объединяю: там Эраст Петрович, увиденный с двух сторон и очень по-разному, но это один и тот же человек.
Ну что, выберете?
Только, пожалуйста, не путайте. Вы сейчас голосуете не за лучшую фандоринскую книгу, а за лучшего Фандорина.
Poll Фандорин мне больше всего нравится в: Мне, конечно, было бы ужасно интересно составить с вашей помощью и рейтинг фандоринских книг, но боюсь перебрать по части нарциссизма. Может, когда-нибудь потом?