Пребываю в задумчивости и даже некотором потрясении. Пролистывал тут один англоязычный учебник всемирной истории и прочитал поразительное описание нашей Гражданской войны. Всего три предложения - чтобы студентам было легко запомнить.
«С осени семнадцатого до осени восемнадцатого ситуацию контролировали германцы, и большевики вели себя относительно смирно.
С осени восемнадцатого до осени девятнадцатого белые наступали, а красные оборонялись.
С осени девятнадцатого до осени двадцатого наступали красные, оборонялись белые».
Вот вам и всё «хождение по мукам».
Я вырос, читая бабушкину 5-томную «Историю Гражданской войны СССР», с сотнями карт и тысячами иллюстраций. Я с детства знал имена красных героев и белых злодеев. Потом, во времена Перестройки, получил возможность увидеть ситуацию с другой стороны: злодеи покраснели, герои побелели. Их было много, они убивали и умирали ради того, что им тогда казалось очень важным. Историки и романисты писали про всю эту кашу толстые книги.
А в иностранном учебнике ни тебе похода ледяного, ни комиссаров в пыльных шлемах, ни Колчака с Деникиным, ни Чапаева с Махно. Три осени, and it's done.
Обидно, но в сущности верно. Всё так. Зачем морочить студентам голову лишней информацией про какую-то там Россию?
Наверное, писать историю страны должен иностранец. Со стороны, спокойным взглядом оно виднее. Чужой взор умеет выхватывать самое существенное, пренебрегая второстепенностями. И никому не сочувствует - ни тем, ни этим. Про своих так не получается, как ни старайся. По себе знаю.
Теперь вот думаю: интересно, а как отстраненный, не вовлеченный в наши эмоциональные бури историк опишет Россию, в которой довелось жить нам с вами - Россию переходного периода от Советской империи к пока-непонятно-чему.
Хотите попробовать?
Итак, Россия с августа 1991-го.
Три фразы. Короткие.