Наша околонавальная "оппозиция", представляет собой довольно любопытное поле для исследований. В ней, на первый взгляд совершенно неожиданно, проявляются черты самых разных социумов и сообществ. Формально, внешне это нечто вроде западников (Чаадаев, Печерин, Тургенев, Кавелин, Белинский и др. сейчас шевелятся в гробах, но мы недолго на этом остановимся), но если приглядеться внимательно, то можно обнаружить, что оппозиция скорее первобытники. Палеолитники и мезолитники. Ибо в логике их поведения, речах, поступках отчетливо видно воскрешение архаических, пралогических, дочеловеческих форм мышления и действия.
Прежде всего, это связано с тем, что почти вся соседская община оппозиции, особенно ее вождь Навальный, вышли из Интернета. О восстановлении в Интернете многих элементов архаики уже написано достаточно. Прежде всего, это возвращение к коллективному типовому мышлению, отсутствие личностных императивов, функциональная нравственность, когда для каждого значимого момента в жизни выбирается по мере необходимости нужный вариант социального поведения. Или, по выражению М.Мэггериджа «ситуационная этика», «согласно которой наши моральные обязанности определяются не моральным законом или моральным порядком, лежащим в основе всех земных законов, а обстоятельствами, в которые мы попадаем». Свойства пралогического, прачеловеческого мышления, а вместе с тем и общества воскресают в нарочитом стремлении сетевых обитателей к упрощению реальности, к архаизации и примитивизация общения (смайлики, «трололо», «бугага», «упс» «бла-бла-бла» и т.д.) объединяя огромное количество людей, вернее «философствующих дикарей», которые сидят в них и которых раньше не могло объединить ничто. Можно, кстати, обратить внимание, что сюжеты первобытных рисунков или пластики (палеолитические Венеры) были сходны для культур, расположенных на огромном расстоянии от Урала до Ламанша. То есть людей всего мира в понимании той эпохи. Человек становится частью виртуального мира, как раньше он был частью природы. Вместе с этим закономерно растет интерес к оккультизму, мистике, фантастике, неоязычеству - иными словами, магическим формам управления действительностью.
В чем выражается архаичность оппозиции, ее возвращение к эпохе зари человечества? Прежде всего, в сознательной или инстинктивной реконструкции основных составляющих менталитета и бытия первобытного социума. Это политеизм, магизм, магические культовые практики, идолослужение и некоторые другие явления, которых мы коснемся. Прежде всего, обратим внимание на магизм. Магизм, как известно, стремился к овладению силами и объектами природного мира с помощью ритуалов и заклятий с целью получения благоденствия. «Он был более всего заинтересован теми внешними выгодами, которые люди могут извлечь, подчиняя себе видимый и невидимый мир», - писал историк религии, священник А.Мень. Особенно ярко все это видно на примере оппозиционных акций, о чем пойдет речь ниже.
В ходе эволюции, вызванной протестной борьбой, в оппозиции начинается процесс выделения особой касты - иерархизированного жречества. К ключевым фигурам этой касты, высшему жречеству относится Навальный. Ниже идут остальные - Быков-Зильбертруд, Гудков и пр. Как и положено, в архаической структуре жречества почти нет женщин (например, среди бурятских и тувинских шаманов женщин ничтожно мало), что напрямую отражает маскулинный характер архаических пантеонов. Например, в славянском языческом пантеоне была только одна богиня Мокошь и мы не знаем о женском жречестве древних славян. Поэтому сегодня в структуре оппозиционного жречества в ходе эволюции осталась только сильно изнуренная Собчак и претендующая на эту роль Винокурова. Из двух хилых фигур вполне можно сложить одну более или менее сильную.
Для архаического социума характерен промискуитет, то есть беспорядочные половые связи. Отголоски этого можно видеть в современном политическом промискуитете оппозиции, выражающемся в поразительной неразборчивости в политических связях и многочисленных блоках всех со всеми - псевдозападных либералов с квазирелигиозными националистами, доморощенных фашистов с красносотенными коммунистами и т.д. Однако у некоторых представителей оппозиции промискуитет сохраняется и в реальной жизни - примеры Шендеровича, Лимонова, Собчак убедительно подтверждают это положение. Промискуитет неразрывно связан с политеизмом - политическим многобожием. В оппозиции почитают Сталина, Ленина, Гитлера, Кришну, Гайдара, Пуришкевича, Трампа, Ельцина и других, а также кланяются мелким божкам из АП. На рудиментарном уровне еще существуют остатки древнейшего культа праматери, роль которой из последних сил выполняет Алексеева.
Отличительной чертой первобытного мышления является вера в звероподобных духов, которые управляют всем. В пещерах - местах обитания первобытных людей - обнаружено много рисунков чудовищ с ногами людей и мордами коз, с оленьими рогами и человеческим туловищем. В основе этих рисунков, как полагают исследователи, лежит миф о человекозверях. Сегодня мы можем наблюдать воскрешение этого явления в отношении оппозиции и сетевых хомяков к Путину. Образ Путина во многих рассказах, статьях, репликах соединяется с чертами животных (например, его часто изображают с человеческим лицом, но телом краба или только клешнями краба, также встречаются утверждения, что Путин «змей», «скорпион», «хитрый жук», «вертится как уж»), а затем в ходе эволюции образа он приобретает могущественные демонические черты. Например, Латынина считала, что Путин направил метеорит на Челябинск. Есть также мнения, что Путин устроил мировой кризис, напал на Украину, управляет атмосферой, чтобы срывать оппозиционные акции.
Именно из этих верований в первобытном социуме возникает такое своеобразное явление, как тотемизм. Например, и сегодня тотемизм характерен почти для всех австралийских племен. В его основе лежит вера в то, что то или иное племя кровно связано с определенным видом животного. Тотемными покровителями у австралийцев являются обычно кенгуру, опоссум, ящерица, летучая мышь и пр. Члены тотемической общины, как правило, не имеют права употреблять мясо «своих» зверей в пищу, хотя охота на них допускается как ритуал. Некоторые ученые выдвигали гипотезу, что тотемы - это не что иное, как объекты охоты племени или животные, внушающие особый страх.
Накладывая эти тезисы на слова и действия оппозиции, мы видим почти буквальное совпадение деталей. Для оппозиции Путин (отчасти Медведев) сегодня окончательно стал тотемом, «внушающим особый страх», особенно если учесть, что под Путиным нередко подразумевается не только конкретная личность, но высшая власть, принадлежащая ей. Племя оппозиции «кровно связано» с данным тотемом, поскольку часть племени либо возникла при непосредственном участии тотема (бывшие депутаты, министры, чиновники и пр.) либо, возникнув на стороне, стремится стать тотемом, объединиться с ним, взять у него часть той силы, которой он обладает (Навальный, рвущийся в президенты, свои кандидаты в Госдуму и пр.). Мало того, ритуалы магической охоты на тотем сегодня не предусматривают его реального низвержения или уничтожения, а ограничиваются лишь попытками насторожить и запугать.
На акциях Навального мы наблюдаем воскрешение магических ритуалов «охоты на тотем» или т.н. «промысловой магии». Жрец (Навальный) выходит на украшенную петроглифами (баннерами) сцену (капище) и начинается выступление (камлание), воспроизводящее сцены охоты. Оно обязательно проводится с максимальной степенью аффектации, с напряжением всех внешних и внутренних возможностей (не случайно, как отмечают исследователи, после камлания бурятский шаман, как и Навальный, обычно лежит в полном изнеможении). Выступление (камлание) включает в себя выкрикивание обрядового магического текста, построенного по традиционной схеме («снесем», «добьемся», «доколе», «хватит», «требуем» и т.д.), а также обязательные заклинания, повторяемые несколько раз и призванные устрашить тотем, магически подчинить его, заставить выполнить просимое. («Мы здесь власть!» «Да или нет!» «Да или нет???!» «Я перегрызу глотки этим скотам!») Иногда производится уничтожение или оскорбление имён и портретов Путина, Медведева и чиновников, ибо, по верованиям участников камлания, портреты и имена наделены магической силой, несут в себе черты первообраза и порча или уничтожение их может нанести вред тем, кто на них изображен или ими обозначен. Подобные изображения сохраняются сегодня в магических практиках некоторых африканских народов и носят название «куклы Вуду», у других архаических народов сохраняются обычаи «избиения идола», если он обманул ожидания.
Итогом камлания нередко становятся жертвоприношения, как важнейший элемент ритуала, призванный задобрить или устрашить объект промысловой магии. В древности это были продукты, зерно, молоко, скот, а во многих архаических культурах также и люди - пленные, дети, близкие. Оппозиционные камлания также нередко завершаются или сопровождаются жертвоприношениями. Сдаются (жертвуются) деньги, совершаются человеческие жертвоприношения - т.н. «узники Болотной», брат Навального, попавшие в КПЗ, автозаки и пр.
Магическое мировоззрение убеждено, что высшую силу можно заставить подчиниться. Нужно лишь найти ключ, слово, действо - и все будет в руках совершителя ритуала. Поэтому большинство участников оппозиционных митингов и их лидеры искренне считали, что после этих митингов власть должна перейти к ним, а Путин или Медведев должны уйти, поскольку магический ритуал «свержения власти» был совершен правильно и в необходимых подробностях. Когда этого не происходит, возникает осознание того, что в ритуалах была допущена какая-то ошибка (ибо, если все правильно, действие, согласно магическому воззрению, совершается автоматически) и их начинают регулярно повторять в надежде добиться идеально точного соблюдения всех обрядов и произнесения всех заклинаний, чтобы магическое действие, в итоге, принесло результат. Если же учесть приведенное выше утверждение А.Меня, что «магизм был более всего заинтересован теми внешними выгодами, которые люди могут извлечь, подчиняя себе видимый и невидимый мир» и вспомнить пиар, деньги, гранты, заманчивые предложения, поступающие лидерам оппозиции (жречеству) после акций, то сходство становится буквальным.
В целом атмосфера навальных акций вполне соответствует описанию коллективных ритуалов первобытных людей. Современный исследователь пишет: «В восторженном опьянении, которое вызывали коллективные ритуалы, люди кружились в такт ударам первобытных барабанов; все обыденное переставало существовать, казалось, что душа летит далеко и освобождается от гнетущих пут. По существу, это была попытка механическим путем обрести духовную свободу и могущество…». Комментарии здесь излишни.
Какие еще архаические черты, наблюдаемые в оппозиции, можно отметить? Д.С. Лихачев отмечал, что «это враждебное и настороженное отношение к окружающему миру, воспринимаемому как угроза, примитивно-охотничьи приемы деятельности, бродячая жизнь… общее потребление и т.п.» Все это мы также неоднократно наблюдали - агрессию по отношению к «не своим», бродячую жизнь, общее потребление финансов и алкоголя и пр. Примечателен отмеченный еще Спенсером («The Principles of Sociology») консерватизм первобытных людей, которые живут традицией, догмой обычая, требуя от всех не индивидуализации, а ассимиляции. «Склонность принимать чужую установку, несамостоятельность и неспособность субъекта к спонтанному психическому акту, инфантильные формы поведения - таковы те психические факты, которые подготовляют почву образованию сложной сети коллективных представлений». Те, кто видел митинги болотных и видел их в Интернете, думаю, не потребуют специальной расшифровки приведенного выше положения.
Таким образом, можно видеть, что оппозиция довольно интересный материал не только для политологов, но для палеоантропологов и этнографов. Можно написать целую работу. Интересно было бы посмотреть у Навального надбровный валик, померить челюстно-лицевой угол и прочее, чтобы понять - началась уже реэволюция или еще нет и как скоро он начнет зажигать огонь палками, изготавливать рубила, сверлить и шлифовать каменные топоры и заниматься охотой и собирательством?