Mar 14, 2017 07:57
Сегодня во всех сферах мы наблюдаем кризис профессионализма. И это видно не только по тем, кого принято называть публичными личностями, не только по Киркорову, Сафронову, Серебрянникову, Прилепину, которые не певцы, не художники, не режиссеры и не писатели. «Люди, не имеющие отношения к культуре, не должны иметь к ней отношения», - справедливо говорил Бисмарк. Но так не только в культуре - так везде. Люди, не имеющие отношения к делу, постоянно имеют к нему отношение. В Думе сидят в большинстве недепутаты, они никем не делегированы, а назначены. Политикой занимаются неполитики, экономикой неэкономисты. Офисы забиты неменеждерами, кабинеты полны неруководителей, неминистров, неначальников, негенералов. В храмах стоят нехристиане. В ВУЗах непреподаватели что-то говорят нестудентам. На улицах Москвы стоит лужковская неархитектура. Вместо культуры - министерство культуры, вместо сельского хозяйства собирательство, вместо экономики промыслы, вместо политики ток-шоу и политические деятели.
С чем это связано? Это кризис профессионализма, связанный с тем, что все стали специалистами по всему? С тем, что сегодня исчезли люди - носители знания (ученые, педагоги, специалисты), к которым нужно было прислушиваться, поскольку знание переместилось в Интернет и доступно всем? С тем, что больше не существует истины, а есть лишь разница мнений?
Это верно. Но лишь отчасти. Все серьезнее. Сегодня существует боязнь профессионализма при том, что без профессионалов все-таки не обойтись. Так в Древнем Египте самым презренным сословием были парасхиты - люди, которые готовили трупы к мумифицированию. Ими брезговали и их презирали, хотя без них было невозможно. Вместе с этим существует боязнь идей и четкой системы взглядов. Откуда эта боязнь? Дело в том, что сегодня профессионал и человек идейный бросает вызов любой политической системе, так как эта система обязательно строится на конформизме, на ложном равенстве, на безыдейности, устанавливаемых Сетью. Ведь когда у всех непонятные, пусть и разные, ники, это значит только одно - у всех нет имен. А значит и лиц (на аватарках морды животных, надписи, карикатуры). А значит и взглядов. А значит, коллективный Никто порождает коллективное Ничто - бессмысленные крики на форумах, ругань, ничего не решающие споры. То есть неслова и неречь. Если сказанное бессмысленно, то оно является просто шумным молчанием. Немотой, где слова заменяются мычанием. А именно это сейчас и нужно. На фоне мелодического мычания лучше слышны отрывистые слова и приказы власти. Если кто слышал греческий иссон, хорошо знает, как это выглядит.
В таких условиях профессионал, специалист, человек с системой взглядов и убеждений, становится непонятен. Он обладает знанием, способностями и компетенциями, непонятными и недостижимыми для остальных, а значит, воспринимается как угроза и опасность. Непонятное всегда страшит, а значит, чтобы избавиться от этого страха, нужно сделать непонятное понятным. Похожим на себя. Примитивизировать. Лишить непонятное лица, речи, действий. Вспомним легендарный фильм The Wall - люди (дети) без лиц, марширующие в ногу, в одинаковой одежде в итоге превращаются в месиво, в фарш. Или же нужно превратить профессионала в развлечение, в фокусника, в обслугу. А ну-ка, Пава, изобрази. Много знаешь? Ну-ка, скажи что-нибудь интересное. Самый умный? А ну-ка, отгадай сканворд. Хочешь серьёзно поговорить? Пожалуйте на ток шоу, выше него все равно не предложат ничего. А если не хочешь ходить, развлекать, показывать фокусы и пантомиму - тебя вытолкнут в резервацию, замолчат и про тебя никто не узнает. Почему про посла Карлова только после смерти узнали, какой это был уникальный человек? Почему сейчас про тысячи профессионалов никто не знает? Все потому же.
Кроме того, профессионал непредсказуем. Знание, компетенции, способности потому и являются таковыми, что не развиваются по лекалам. Подлинное знание обретается всегда и только в свободном поиске, свобода это sine qua non, обеспечивающее движение вперед. Открытия всегда совершаются вопреки логике, традиции, стереотипам, замыленности глаза и общей зашоренности. Поэтому гениев клеймят авантюристами и шарлатанами (история Шлимана, Теслы, Хейердала яркий пример) вновь засовывая в прокрустово ложе понятных всем схем. А что это он раскопал? Да он шарлатан. Ааа, понятно (хотя ничего не понятно). А куда это он поплыл? А он авантюрист! Аааа, ясно (ничего не ясно, но слово знакомое, из газет, он больше не страшен. Понятен). В больнице здоровый всегда неприятное отклонение, на древних сарматских коврах обитатели загробного мира зажимают носы, видя живого - от него сильно воняет жизнью.
Профессионал, особенно идейный - угроза стабильности. Особенной той, основа которой безыдейные непрофессионалы. То есть те, кто сильно зависят от хозяев, власти, обстоятельств. Сегодня ситуация складывается именно так. Стабильность из условия развития страны стала целью (отовсюду несется «главное, не обострять»), хотя средство не может быть целью, а значит, на первый план выходят те, кто в ней заинтересован больше других. Кто заинтересован в средствах вообще. Денежные мешки, чиновники и их бездарные назначенцы. Гении рискуют, посредственности боятся. "Давай подождем". "Перемелется - мука будет". От посредственности, бездарности, маразма на экране, в газете, в сети ждать нечего. Но она этим и хороша. Она не страшна. От нее не воняет жизнью и вообще ничем не воняет. Она никакая. Понятно, что с ней делать. И, наконец, ее не жаль.
А вот профессионалов жаль.