Крепостные дети, или новые правила приема в школы

Jun 18, 2012 15:14


Как ни глупы слова дурака,

а иногда бывают они достаточны,

чтобы смутить умного человека.

Н.В. Гоголь, «Мёртвые души»



«Ищите не школу, а учителя» - выражение, которое в последнее время любят повторять педагоги, а вслед за ними и большинство родителей, имея в виду ту самую судьбоносную встречу малыша и со СВОИМ педагогом. Однако конкретные решения далеко не всегда строятся на педагогической логике, хотя и любят на нее ссылаться.

Чиновники от образования решили с 2012 года сделать всех детей и их родителей КРЕПОСТНЫМИ. Да. Именно КРЕПОСТНЫМИ - привязав поступление детей в первый класс к определённому территориальному принципу… попросту говоря, к месту жительства (регистрации). Живёшь на окраине - вот тебе и окраинная школа, и как у тебя там с учителями, средой и так далее - твои «первоклассные проблемы»; тебе ведь семь лет почти, вот и решай по ходу.. А вы, господа родители, шибко умные? Хотите в школу получше или даже в гимназию? - Закон для всех один!

Но это ли закладывали в идею модернизации образования? Давайте вспомним базовые принципы, которые повсеместно провозглашали создатели ФГОС, Нашей Новой Школы, Стратегии развития образования… «Доступность качественного образования» была перекрыта фальшивыми призывами к социальной справедливости, ибо те, у кого есть деньги, очень легко обойдут такие «мелочи», используя коррупционные схемы (или просто заплатят бабушке, у которой комната в центре). А реальная конкуренция Школ (между прочим, основная движущая сила эволюции) будет задушена на корню.

Будет ли ущёмлённая сторона? Да! - Дети, способные нестандартно мыслить, но не способные устроиться в языковую или математическую школу. И обреченные идти в ближайшую согласно прописке (в районе цыганского посёлка или бандитской окраины). «У нас все Школы хорошие» - заявляют чиновники (конечно же, главные и несудимые эксперты в вопросах образовательной политики), при этом поощряя стагнацию, закрепление социального неравенства и падение качества практически во всех областях знания. Все помнят, что происходило в Екатеринбурге в прошлом году: многосуточные очереди, скандалы и драки у дверей одних школ и полная тишина рядом с другими. Получается, что все хорошие, но некоторые «более лучше».



Что произойдет в итоге (и уже происходит на наших глазах)? Крепкие школы с авторитетом либо обеспечивают себе нужных «проживающих» (уж за год-два можно намекнуть «отборным» семьям, чтобы решили вопрос с регистрацией), либо вообще «отрезают» от себя начальную школу, чтобы по-прежнему принимать всех желающих и подходящих. А так называемые «плохие» (слабые, пустеющие, с низкими результатами и проблемным контингентом - называйте как хотите, суть от этого не меняется) школы не получат никакого стимула к развитию, т.к. будут принудительно набиваться прописанными рядом неудачниками.

Представьте ситуацию: в вашем районе два продуктовых магазина, и вам запрещено покупать продукты в других районах, как вы думаете, качество обслуживания и ваших покупок будет на высшем уровне? Если медицина пришла к реформе, которая позволяет больному при наличии полиса выбирать себе лечащего врача в любых лечебных учреждениях, то образование сделало резкий рывок в противоположную сторону, вероятнее всего, к КРЕПОСТНОМУ ПРАВУ! Модели же задающие «общие принципы», например, различие образовательных программ и подходов, адресность образовательных услуг, да и, в конце концов, само право выбора, зачастую остаются на бумаге, ведь именно по бумаге у нас принято оценивать работу Школы. Образование перестаёт быть социальным лифтом, оно даёт как бы «фундаментальность знаний» (чего нет на самом деле, почитайте большинство учебников и программ, подумайте, как можно проходить творчество Короленко за 1 час, или класс птицы за один урок. Посещение Школы, с новыми КРЕПОСТНЫМИ явлениями становится «Игрой в одни ворота». Почему у нас так? Может , действительно, кто-то чего-то не додумал?

Разве не кричат родители и учителя о том , что Школам не за кем «тянуться», что усугубляется неравенство в получении образования из-за «локализации» образования на определённом участке? Здесь логика проста: если не начать создавать «эталоны», они же Ресурсные центры, где лучшие педагоги могут поделиться опытом и быть аутсёрсерами для всех нуждающихся Школ, все принципы модернизации «полетят к чертям»!

Есть простое правило: покупатель «голосует» рублём, а родители и дети - «ногами»: идут туда, где им нравится получать знания. Когда вводилось подушевое финансирование, именно на этот критерий делался акцент: сюда пришли дети - значит, школа получит больше.

P.S.: смотрел интервью с Великим управленцем от горобразования, который отчитывался за приём в первые классы - ответом на все вопросы была одна фраза: «Закон есть закон!» (а в частных беседах эти же чиновники говорят директорам: «Да потерпите немного, эта ситуация долго не продлится, скоро Положение о приеме отменят, и снова будет по-старому»). Может, уже не кривить душой и сказать: закон, его обсуждение и принятие - наше дело, ведь вопрос стоит о том, что в итоге получит будущее поколение, что получит страна и что она потеряет. Вместо порядка и модернизации МЫ ОПЯТЬ ПОЛУЧАЕМ РАССЛОЕНИЕ И НЕРАВЕНСТВО.

прием в первый класс, 107 распоряжение, школа, образование, дети

Previous post Next post
Up