Расположенный на севере Львовской области Сокальский район является местом добычи угля. Основная часть его промышленных мощностей находится в городе Червонограде. Который ( 82 тысячи жителей, считая вместе с городом-спутником Сосновка и пгт Горняк) является городом областного подчинения и почти в четыре раза превосходит Сокаль (21 тысяча жителей) по численности населения. Расположены они недалеко друг от друга.
Автобус прибыл в Червоноград уже затемно. На скамейках около достаточно большого автовокзала несколько мужчин неторопливо пили пиво.
- Добрый вечер. Не подскажете, где расположена ближайшая гостиница?
Пиво было отложено в сторону и начался активный мозговой штурм проблемы... Конечно, местным жителям такая информация может быть мало интересной. По крайней мере, до тех пор, пока есть крыша над головой. Дело продвигалось медленно, наконец осталось два верных варианта. Один из мужчин, видя что спрашивающий понял не до конца (не мудрено, т.к. дело происходило в районе с типовой застройкой, а потому указать ориентиры для изменения движения было непросто), встал.
- Пойду сам немного проведу человека. Чтобы не говорил потом, что в Западной Украине плохо относятся к русским...
Спасибо нашим СМИ. Распространённый с их помощью стереотип, что западноукраинцы плохо относятся к гражданам России, заставляет часть жителей этого региона действовать так, чтобы его разрушить...
Червоноград вырос из города Кристинополя, основанного магнатом Феликсом-Казимиром Потоцким в 1692 году. Имя своё получил в честь супруги основателя Кристины.
Старые сооружения сохранились в районе дворца Потоцких.
В помещении действует филиал Львовского музея истории религии. Отремонтировано пока только крыльцо и главный вход.
У находящегося неподалёку здания, похожего на ДК советского времени, в порядок приведён только фасад. В правом углу фотографии памятник уроженцу города Василию Бобинскому, украинскому поэту и переводчику.
Храм Сошествия Святого Духа основан в 1692 году вместе с монастырём бернардинцев. После пожара, уничтожившего деревянные постройки, был отстроен в камне, в 1760 году.
Василианский монастырь.
И входящая в его состав церковь Святого Юра были были основаны в 1763 году белзским воеводой С. Потоцким. Деревянные сооружения были заменены каменными в 1771 - 1776 годах.
Монастырь ремонтируется. Заметив в моих руках фотоаппарат, ко мне подошёл мужчина. Поинтересовался, чем интересуюсь, кто я...
-- Вы не хотите сфотографироватьь храм изнутри?
- Но он же закрыт!...
- Я Вас проведу через внутренние помещения монастыря...
По дороге Василий (отчества, к сожалению, не помню уже) рассказал, что он вышел на пенсию и стал работать на ремонте храма. Бесплатно, по зову души (добавлено мной). Высококвалифицированных специалистов нанимают, а он помогает, чем может. Внутри храма Василий с гордостью обвёл помещение рукой.
- Главное уже закончено. Осталось завершить мелочи...
В дверь заглянул священник и вопросительно глянул на моего экскурсовода.
- Это турист из России. Интересуется нашим монастырём.
Служитель храма вошёл, протянул мне руку и улыбнулся:
- Ну как?
- Молодцы!
Это была не лесть, а, скорее, констатация факта. Церковь внутри выглядела великолепно.
В Червонограде можно выделить несколько районов. Промышленный кластер находится особняком. Немалую часть индустриального пейзажа формируют шахты и прочие строения, связанные с ними. Жилой микрорайон, построенный в советское время, отстоит от него на приличное расстояние. Основой жилья той поры являются типовые дома, построенные по всему СССР. Особого интереса они не представляют. Постперестроечное время отметилось строительством новых храмов.
Церковь Преображения Господня.
Пока церковь строилась, прихожане могли посещать деревянный храм, оказавшийся ныне в её дворе.
Памятник Михаилу Грушевскому, историку и общественному деятелю.
На центральном бульваре можно увидеть Тараса Шевченко.
Отмечены борцы за свободу Украины.
Заканчивалось возведение новой деревянной церкви.
Территории около всех храмов города облагорожены.
Дом молитвы баптистов.
Храм Святого Иосафата. У всех новых церквей высокие своды, что делает их величественными и светлыми внутри.
Во дворе картина, выложенная мелким камнем. Посетитель, с удовлетворением рассматривающий внутренний двор церкви, подсказал.
- Одна женщина из Стрыя делала. Работала вместе с сыном... Знаете, Червоноград занимает первое место в Западной Украине по количеству храмов среди городов с численностью населения менее 100 тысяч человек...
Видно было, что этот факт, если он имеет место, очень важен для него.
Как-то в телевизионной дискуссии между приверженцами христианства и ислама было сказано, что христианская религия постепенно превратилась в элемент культуры. А многие мусульмане до сих пор обладают Верой. Визуальное наблюдение окружающей действительности в России навряд ли позволит оспаривать это утверждение. Но только не в Западной Украине. Количество людей, для которых общение с Богом и соблюдение религиозных требований является внутренней потребностью, здесь велико. При этом в регионе нет конфессиональной монополии (думаю, что это одна из причин данного явления). Активны и велики общины у многих христианских направлений.
Из Червонограда в Сокаль можно добраться на обычном городском автобусе (или маршрутке). Расстояние чуть более 10 км. В салоне выделялся пассажир, осеняющий себя крестом при виде каждого храма. Делал он это размашисто, без какого-либо скрадывания амплитуды развода рук (крестился не он один, но остальные делали это тихонько, не привлекая внимания других граждан) . Его собеседник уже привычно замолкал при виде церкви, продолжая разговор лишь после некоторого перерыва, видимо, давая ему время прийти в себя после совершения процедуры. Внезапная догадка пришла мне в голову. Я глянул на его руки, свободно лежавшие на коленях. Так и есть. Левая рука была распущена в полную ладонь, а нормальным положением правой была собранная в кучку щепоть... (Когда-то у нас на производстве был плотник, свободным состоянием правой руки которого был собранный кулак. Так как он долгие годы держал в ней молоток и топор...).
При выезде из города, в пригородном посёлке, сверкал на солнце ещё один храм.
Сокаль отличается от Червонограда очень незначительным количеством зданий советского периода. Есть улицы, застроенные только частными домами. Основная часть застройки останется за кадром из-за отсутствия в ней чего-либо примечательного. Но показать некоторые дома стоит.
Стоит пройти немного дальше и высота зданий возрастает.
Народный Дом. (ДК).
Сокаль - городок небольшой, да и всё интересное в нём расположено достаточно кучно. Можно сказать, что достаточно просто оглядеться вокруг в районе Рыночной площади. (Сейчас площадь Сечевых стрельцов).
Невысокие здания с различным состоянием фасадов. Ну, и соответственно, внутреннего наполнения.
Посмотрим, что представляют из себя общественные здания Сокаля.
Больница.
Прокуратура.
Казначейство.
Станция юных техников.
Малая академия наук. (Детская).
Музей "Человек. Земля. Вселенная ".
Учебные заведения города.
Панно советского периода, повествующее о том, что эта земля является и житницей, и кузницей. Правда, заполненные в разгар рабочего дня столики пивной возвращают нас в новое время. Возможно, либо с житницей, либо с кузницей дело обстоит уже похуже.
Показалось, что на промышленном севере Львовской области подобное времяпровождение более популярно, чем в других её местах. Если это так, то должна быть причина.
Зарплата здесь выше, и выдают её чаще? Или это общая традиция пролетариев всех стран, они таким образом объединяются? (Если какой-то пролетарий, в том числе, умственного труда, захотел на эти рассуждения обидеться, то спешу его успокоить. Я сам такой, и просто пытаюсь понять причину...).
Городская ратуша. Особенного впечатления не производит. Всё-таки, привычней, когда её башня возвышается над соседними домами. Но нужно учесть численность населения Сокаля.
Рядом с ней памятник Евгену Петрушевичу, президенту Западноукраинской Народной Республики.
Над городом возвышается здание костела. Начали строить его в первой половине XX века, когда эта территория входила в состав Польши. Закончить работы полностью помешала война. Костел так и не использовался в качестве храма. В настоящее время часть его помещений используется различными организациями, а что-то стоит закрытым.
Лучшего места (и повода) для серьёзных раздумий не найти.
Сквер с другой стороны костёла. Фонтан включается эпизодически.
Грекокатолическая Петропавловская церковь.
Немного в стороне находится церковь Святого Архангела Михаила. Строительство её продолжалось 57 лет, и было закончено в 1835 году.
Старейшим в Сокале считается храм Святого Николая, находящийся в Городском парке. Он был построен в XVI веке. После этого подвергался различным перестройкам. Первоначальный облик был возвращён ему во время реставрации 1970-х годов.
По-моему, в этот день должен был состояться какой-то церковный праздник. Люди стояли в очереди, чтобы набрать освящённой воды... Неподалёку от церкви остановилась легковушка средней ценовой категории. Из неё вышел мужчина, снял рубашку, оголив крепкий торс, и двинулся в сторону собравшихся, на ходу натягивая на себя рясу. Теперь можно было начинать...
В этом же парке находится разрушенная синагога. Восстанавливать некому. Да и не для кого.
Степан Бандера недовольно глядит со стены одного из зданий. Похоже, что у него скопилось много вопросов к современным политикам Украины. Что бы мог сказать им Степан Андреевич?
- Бороться за независимость Украины больше не нужно. Вы всё грызётесь между собой, а пора бы заняться реальным делом по построению светлого будущего... В пределах границ, сформированных товарищами Сталиным и Хрущёвым...
Богдан Хмельницкий. Один из организаторов Переяславской Рады 1654 года.
Сокаль находится на берегу реки Западный Буг.
Над рекой возвышается бывший бернардинский монастырь. В последнее время в нём расположена исправительная колония. Видно, что часть кровли и верх колокольни обрушены. За разъяснениями обратился к парню, повстречавшемуся на мосту. Оказалось, что совсем недавно там был пожар.
Молодой человек, узнав, что я фотографирую его родной город, вызвался показать мне одно интересное место. Пробирались мы какими-то огородами, пока, наконец, не вышли к развалинам старинной башни.
- Это остатки женского монастыря. Есть легенда, что отсюда под реку уходил подземный ход, по которому можно было попасть в мужской монастырь, в котором теперь тюрьма.
После этого пришлось вернуться в город и посмотреть, есть ли какие-то следы монастыря на улице. Парадный вход-то должен быть. Может быть, это?
В заключение новый храм Сошествия Святого Духа.
На территории сохранилась старая церковь.
И детская площадка.
Внутренний интерьер. Скорее всего, стены когда-то могут быть расписаны. Но уже сегодня всё выглядит достаточно торжественно.
Перейти к другим рассказам