Небольшой городок Кременец (чуть более 20 тысяч жителей) находится на севере Тернопольской области. Находится он в районе живописных Кременецких гор. В 1227 году Кременец упоминается в Ипатьевской летописи, как город Галицко-Волынского княжества. Далее была борьба с Ордой, вхождение в состав Литвы и Польшы. С 1793 по 1917 годы город попал в Российскую империю. В 1921 году территория вновь стала польской. В 1939 - советской.
Кременец, как часто бывает в Западной Украине, начинается новыми храмами.
Но самым высоким сооружением является промышленное. Это местный сахарный завод. Возможно, недалеко есть ещё какое-то производство, т.к. обочина дороги была покрыта светлым налётом, не похожим на обычную грязь (которая не замедливала обнаружиться сразу под ним...). Если же это распространяемая по окрестности сахарная пудра, то Кременец просто райское место для любителей сладкой жизни...
Полковая церковь. Построена для военнослужащих 42-го Якутского полка в 1905 году.
В Кременце, наверное, только одна полноценная улица. На своём протяжении она меняет название и постепенно уходит вглубь долины, заставляя пересекающие её переулочки взбираться всё круче по прилегающим холмам.
Пожар сентября 1942 года полностью уничтожил деревянные строения Кременца. Осталась только православная церковь Воздвижения Честного Креста, построенная в 1889 году без единого гвоздя. Заинтересовавшись, что это за пожар такой был на территории, находящейся в глубоком немецком тылу, выяснил, что горело еврейское гетто, которое в тот момент начали уничтожать вместе с жителями. Это время отражено в дневнике одного местного школьника, Романа Кравченко, который свидетельствовал после окончания войны на Нюрнбергском процессе. Всё изложенное не представляет ничего нового, но прочитанное, всё равно, потрясло...
... очередь обреченных, по 2 в ряд. Подъезжает автомобиль, очередь молча подвигается - первые пары кладутся на дно грузовика, следующие - на них, так в несколько рядов. Полное молчание, и ни говора, ни крика, ни плача. Пьяные "в стельку" полицейские подгоняют отстающих прикладами, ими же и "утрамбовывают" лежащих в грузовике...
... сидит полицай с довольным видом и греется дамским зонтиком. Вид у него недаром довольный: ведь у него полные карманы часов...
... едут автомобили, это уже вечер, автомобили так переполнены: на дне сидят женщины, девушки, дети. Одна бессмысленно улыбается, другая поправляет платочек на голове...
... сегодня везли Ф. Я себе не могу отдать ответа в моих чувствах... Она ехала стоя, с гордо поднятой головой... я уверен, что, и умирая, она не опустит головы...Моя первая любовь...
... сегодня была открыта для рабочих продажа "макулатуры", т. е. одежды убитых евреев. И есть люди, которые могут это покупать! И даже много: в очереди стояли...
Рядом с ней часовня.
Богоявленский женский православный монастырь занимает помещение, построенное в 1760 году С. Потоцким для католического монастыря.
Внутри монастырского храма.
Здесь можно перекусить.
В начале XX века над Святыми вратами возвели трехъярусную колокольню.
Это уже построено на склонах. Для удержания почвы сделаны подпорные стенки. Но что удержит их?
Рядом находится Краеведческий музей.
Это самый центр города. Такой вывод можно сделать, осмотревшись вокруг.
Это обстоятельство подтверждается и наличием здесь памятника Тарасу Шевченко.
В этом месте расположен небольшой городской парк. Тоже разбитый на склоне горы. В нём находится детская библиотека.
... Мальчик с девочкой дружил,
Мальчик дружбой дорожил...
Местный Водоканал к чаяниям должников внимателен. Для их обслуживания выделена, как минимум, одна машина.
Новая лютеранская церковь.
Служители её оказались людьми очень общительными. Да, община пока небольшая, но и город невелик... Так что народ потянется... О Боге, лютеранстве и вообще, о жизни здесь можно было бы рассуждать целую вечность... Но я располагал значительно меньшим запасом времени, а потому, всё-таки, был отпущен на свободу, взяв для себя несколько ярких буклетов и пообещав, при случае, рассказать о храме людям. Что и делаю с удовольствием, т.к. добрый разговор во время путешествия всегда сильно ободряет и придаёт сил.
Внутренний интерьер. Мне кажется, что Мартин Лютер был бы доволен...
Храм Святого Николая изначально был сооружён, как костел францисканского монастыря. В 1832 году, после подавления польского восстания, был реконструирован и преобразован в православный собор.
Комплекс зданий иезуитского монастыря и коллегиума был построен в середине XVIII века. В 1805 году в нём стала работать Волынская гимназия, а затем уровень заведения был поднят до лицея. В 1832 году, после подавления польского восстания, высшая школа была закрыта, а её библиотечные фонды и преподавательский состав стали основой для создания Киевского университета.
Сейчас здесь располагается Кременецкий областной гуманитарно-педагогический институт, в том числе, его общежития.
Проход во двор.
Около главного фасада.
Широко известные кременецкие близнецы.
Напротив коллегиума, в советское время, сооружен небольшой воинский мемориал. В его комплекс входят две солдатские фигуры.
А за ним, в 1806 году, был основан Ботанический сад. Сад круто поднимается вверх, и стоит немного пройти в его сторону, как купола храма оказываются на уровне груди.
Большую роль в его развитии сыграл ботаник Вилибальд Готлибович Бессер. Во времена его руководства Ботанический сад Кременца считался одним из лучших в России. Сюда свозились образцы растений с достаточно большой территории. В частности, Бессеру были переданы семена, собранные в кругосветном путешествии О.Е. Коцебу.
Вверх тянутся и жилые дома.
В одном из них жил польский поэт Юлиуш Словацкий. Теперь в нём его музей.
Бывший дворец Дзембовских. Конец XVIII века.
Одинокий дом напротив.
Костел Святого Станислава был построен католиками города после того, как они лишились храма, переделанного в православный собор Святого Николая.
В расположенную дальше небольшую слободку пришлось карабкаться вверх практически сразу от дороги.
Запомнилось, что на узких проходах все дети, которых здесь оказалось немало, здоровались с неизвестным им гражданином. Такие, вполне возможно, и ночью вниз не столкнут...
Наверху оказалась небольшая церковь.
И колокольня рядом.
Над Кременцом возвышается гора Бона. Замок, находящийся на её вершине отражал атаки ещё хана Батыя. Затем, при заключении мирного договора с Ордой, укрепления были разрушены. Через какое-то время стены снова возвели, видимо, место было стратегически важным. Расцвет замка приходится на XVI век, когда польский король Сигизмунд I подарил его своей супруге, неаполитанской принцессе Боне Сфорца. В 1648 году Кременецкий замок был взят штурмом и полностью разрушен казацким отрядом Максима Кривоноса. С тех пор и стоит в руинах.
Недалеко от Кременца находится городок Почаев (8000 тысяч жителей), в котором расположена знаменитая Свято-Успенская лавра, крупнейшая православная святыня в Западной Украине. Из Кременца сюда удобно добираться на маршрутке. Лавра видна издалека, т.к. построена на холме. Выбор местоположения не случаен. Основана она в XIII веке монахами, бежавшими из Киево-Печерской лавры, чтобы спастись от татарского нашествия.
От остановки к воротам Лавры ведёт улица, проходящая мимо семинарии.
За этими воротами нужно привести себя в порядок (если это не сделано заранее). Дамам можно получить платок или юбку. А мужчинам снять головной убор.
Если вы строите храм, то можете прикупить здесь крест по вкусу. В таком случае, в поездку нужно взять на 7,5 тысяч гривен больше (примерно 30 тысяч рублей или 1000 долларов).
В начале XX века архитектором Щусевым (автор мавзолея Ленина) был построен Троицкий собор. С этой точки он смотрится наиболее величественно.
Мозаика выполнена по эскизам Н. Рериха.
После того, как услышал проповеди в местных грекокатолических церквях, транслируемые с помощью громкоговорителя на территорию, расположенную рядом с храмами, которые читались с чувством, и пользовались вниманием прихожан, захотелось услышать что-нибудь подобное на русском языке. Чтобы испытать прилив сил духовных и физических, а также пробить, наконец-то, брешь в своём сознании, полностью затуманенном долгими годами атеизма и неверия... Т.к. именно Господь вкладывает слова в уста служителей Церкви, вещающих о духовных делах в пределах храмов... При этом, конечно, Им должно учитываться, какой священник, какого Слова достоин, с каким он уже знаком, а какое ему пока знать рано... В Троицком соборе, как раз, говорили о насущном. О русском языке и Православии. Послушал и... разочаровался. Впечатление - набор дежурных фраз, произносимых без какого-либо выражения.
Водонапорная башня.
Пятиярусная колокольня, высотой 65 м. XIX век.
Летний алтарь. Здесь проводятся богослужения при большом скоплении народа.
Вход крупным планом.
Часовня в честь 2000-летия Рождества Христова.
Колокол. Скорее всего, это место для него определили, как временное. Но не стоит забывать, что нет ничего более постоянного, чем временные сооружения...
Церковь Варвары нависла над пропастью.
По этой фотографии можно понять, что лавра - место достаточно неприступное.
Здесь вход в подземный храм Иова Почаевского, бывшего долгое время игуменом монастыря.
Строится огромный, судя по информационному щиту, Преображенский собор.
В настоящее время самым крупным сооружением лавры является Успенский собор. Построен он был в 1783 году. В это время лавра была грекокатолической, что и отразилось на его внешнем облике.
Внутри собора господство роскоши. Причём, как мне показалось, её количество просто чрезмерно.
Интересно, что бы сказал Христос, войдя в такой храм? По-моему, он был не слишком падок до богатства земного, предпочитая богатство духовное и душевное... Всё это, могут сказать, сделано для Бога. Но нужно ли Богу, чтобы различные блестящие предметы переносили из одного места в другое, когда Ему и так принадлежит всё? И везде...
На выходе обратил внимание на генеалогическое древо Церкви в православном понимании. Оно несколько отличалось от того, как я это представлял себе сам. Все иные направления христианства оказались отрезанными от истинной (православной) Церкви, то есть, от Христа. В католических церквях я ничего подобного пока не встречал.
А этот плакат, вообще, поразил. Обвинения в ереси для последователей Христа слишком серьёзны. Это примерно то же самое, что "отклонение от ленинского курса" несколько десятилетий назад. Уверен, что практически никто из посетителей лавры не знает сути этого противостояния. То есть им предлагается просто верить в написанное. Хотя, поинтересовавшись в Интернете, граждане, скорее всего, удивились бы незначительности тех противоречий для сегодняшнего дня. Не знаю, читали ли почаевские отцы Гоголя, но у Николая Васильевича на эту тему есть хорошая вещь. "Как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем". В которой подобный конфликт достаточно верно описан. А потому не пора ли сказать друг другу
- Ребята! Давайте жить дружно!..."
Перейти к другим рассказам