Бытие. Глава 30. Рахиль спокойно относится к тому, что у неё с сестрой Лией один муж на двоих.
У них общие родители, общее хозяйство, ранее были общие игрушки, так что она привыкла к подобной ситуации. Но долгая бездетность сильно огорчает Рахиль, и она затевает разговор с Иаковом, сообщая ему, что не хочет жить, не родив детей. Иаков справедливо замечает в ответ, что такие дела решает Бог, который, видимо, занят сейчас где-то в другом месте (ведь весь мир держится на нём, одном!). Тогда Рахиль находит выход, предложив Иакову вступить в связь со своей служанкой, Валлой, которая родит ребёнка на колени Рахиль. После чего Рахиль сможет считать его своим. Так и делают. Мальчишке дают имя Дан. Рахиль видит, что у неё появляются шансы в противостоянии с Лией и снова сводит Иакова с Валлой. Та снова рожает сына, которому дают имя Неффалим. Лия также подкладывает свою служанку, Зелфу, Иакову. От этой связи рождается мальчик, которому дают имя Гад (Счастье). Лия повторяет манёвр. Иаков не противится, но решает впредь лично подбирать служанок своим жёнам и подумать над увеличением их количества. Родившийся в этот раз мальчик получает имя Асир.
Старший сын Лии, Рувим, приносит с поля мандрагоровых яблок. Считается, что они способствуют любви, поэтому Рахиль просит сестру отдать ей яблоки. Т.к. Лия встречает просьбу без энтузиазма, Рахиль предлагает ей за это переспать с Иаковом, который давно потерял интерес к Лие. Удивлённому Иакову Лия объясняет условия договорённости с Рахиль и вступает с ним в близость. В результате на свет появляется сын Иссахар (Возмездие). Лие удаётся и далее спать с Иаковом, и у них рождается сын Завулон. А потом дочь Дина. Бог снова возвращает своё внимание семье Иакова, видит, как намучилась Рахиль, и посылает ей первенца, которому дают имя Иосиф.
Иаков готовится уйти от Лавана в очередной раз и просит отпустить его с семьёй для основания собственного дома. Лаван понимает, что теперь он обязан это сделать, поэтому начинает разговор о том, какой благодарности хочет Иаков за свои труды. В то время овцы имеют преимущественно белый окрас, а козы черный. Иаков сообщает Лавану, что может поработать на него ещё некоторое время. При том условии, что они поделят стадо Лавана так, что Иакову отойдёт весь пёстрый скот и чёрные овцы. И в дальнейшем, всех вновь родившихся коз и овец делить по этим же признакам. Лаван видит свою явную выгоду и соглашается.
Иаков выкладывает на водопое перед понравившимся ему скотом очищенные от коры прутья. Господь, видя условный знак, посылает данным особям выгодный Иакову окрас потомства. А когда приходит слабый скот, Иаков не выкладывает прутья, поэтому Бог не вмешивается, и овцы с козами рождаются обычной для той местности масти. Таким образом Иаков решает сразу две важные задачи: сам становится богаче, и разоряет отца своих жён.
Назад Вперёд Начало