Термез. Часть 2. Велосипедная прогулка по городу. Архитектура. Достопримечательности. 2013 г.

Jun 17, 2015 10:07




Первый день знакомства с Термезом показал, что в нём много интересного. Мой поезд уходил вечером, поэтому я решил сначала проехаться по городу, а затем снова посетить его окраины.
 Сначала посмотрим, как выглядит сквер, в котором вчера вечером работали светомузыкальные фонтаны. По-моему, в данном здании находится городская администрация.




Вот они сами. Отдыхают перед вечерней сменой.




Колесо с лопастями установлено в небольшом арыке. Предназначения его я не понял. Возможно, какие-то части уже отсутствуют.




По этому мостику пройдём дальше в город.




Надо сказать, что в Термезе много прямых и широких улиц. Мне даже подумалось, что в советское время город планировали сделать гораздо большим, чем сейчас, поэтому заранее прокладывались такие магистрали. Для этого пришлось снести какую-то часть старой застройки, что вызывает теперь некоторое сожаление у жителей города. Но варианта, при котором можно было бы сохранить старые кривые улочки и создать современную инфраструктуру, скорее всего, не существует в природе. Для катания на велосипеде Термез оказался самым удобным городом среди всех посещённых мной в этом путешествии. Перед поездкой я срезал с каждой стороны руля по 5 сантиметров, чтобы он стал уже. И это оказалось важным при здешней скученности на дорогах и тротуарах, да ещё с учётом манеры вождения местных автолюбителей. Но только не в Термезе. Здесь было спокойно и просторно.







По всему Узбекистану часто встречаются вывески авиакасс. Видимо, продажи билетов через Интернет здесь в диковинку.




Увидев канал, я двинулся вдоль него.




Здание Дома офицеров.




Рядом гуляют утки (или гуси?). Возможно, их могут в любой момент вызвать в здешнюю столовую для участия в подготовке очередного праздника, который навряд ли получится полноценным без обильного угощения.




Большая и просто шикарная чайхана. Прямо на воде установлены несколько площадок для столиков.




Похоже на "президентские" домики.




Небольшой парк. Мне показалось достаточным сфотографировать его издали. Немного удивило безлюдье на улицах города. На виду были только граждане, занимавшиеся уборкой территорий. Но позже понял, что люди есть, но они стараются уже с утра находиться в тени.




Несколько раз видел площадки для сбора мусора с прилепившимися сбоку ступеньками, что делало их похожими на трибуну. Может быть, это сооружения двойного применения?...




Старые двери стали просто фрагментом забора. (Видно, что не открываются).




Типовой военный храм Александра Невского (1905 г). Был возведен для  нескольких стрелковых полков, расквартированных в Термезе. Всего, в Российской империи, по этому проекту было сооружено свыше 60 церквей.
 Около храма говорили по-русски. Подошёл к беседующим гражданам:
 - Добрый день! Первый раз в Термезе услышал родную речь. Здесь что, район проживания русских?
 - Нет, просто этот храм единственный в городе. Вот люди и собираются отовсюду на службу.
 - Значит, русские ещё в городе живут?
 - Да, но немного. Уезжают...
 - А русский язык сейчас в школах учат?
 - Трудно сказать точно, вроде бы, как иностранный. Но желающих его знать достаточно. Т.к. многие узбеки хотят поехать в Россия на заработки.




Неподалёку росло дерево с плодами, напоминающими небольшой пупырчатый мячик. Как-то, когда я сидел на скамейке, рядом со мной упал такой шар. По звуку, который он при этом издал, стало понятно, что я был близок к тому, чтобы, вслед за Ньютоном, открыть что-нибудь великое. Спросил у своих собеседниц, как используют данные плоды. Оказалось, что в еду их не употребляют из-за горечи, но делают лекарства для наружного применения.




Мальчишки едут на одном велосипеде втроём. Подобную картину я вижу уже не первый раз. Этот вид транспорта тут весьма популярен. Возможно, здешние велосипедисты могли бы неплохо выступать на соревнованиях, особенно в старшей возрастной группе.




Двое ворот, построенных в традиционном стиле.







На узбекских дорогах автомобильные сигналы раздаются часто. Таким образом выражают недовольство, привлекают внимание, здороваются... Мне кажется даже, что эта опция важна здесь не меньше, чем указатели поворотов или стоп-сигналы (а то и тормоза). Поэтому подобный знак может ввести часть местных шофёров в состояние ступора, когда люди почувствуют себя на дороге совершенно беспомощными из-за того, что не будут знать, как им передать информацию окружающему миру.




Пробежимся по старому Термезу. Вчера вечером в таких переулках было много народу, особенно детей. Сейчас для этого ещё жарко.







Не знаю, для каких целей грузовик загружен вязанками веток, но, думаю, что это найдёт применения в хозяйстве. Т.к. в Узбекистане стараются использовать всё, что есть под рукой.




Кто-то сушит самодельный кирпич. Он широко применяется в частном строительстве. В качестве наполнителя используется что-то похожее на солому. Её, конечно, нужно как-то подготовить сначала. Как-то раз я видел, что стена дома, выложенная из такого кирпича, проросла зелёным побегом.




Учебное заведение. На эту мысль наталкивают изображения глобуса и других предметов, которые помогали нам постигать науки в школе.




Кстати, у узбекских административных зданий популярны портики с колоннами, обрамляющие вход. Как тут не вспомнить Александра Македонского, совершившего поход в эти края. Значит, не зря так далеко забирался Александр Филиппович?...










Университет. Сфотографировал здание с этой точки и решил сделать ещё снимок с другого угла. Только приложил фотоаппарат к голове, как из будки охраны выбежала дама в форме и замахала рукой, что можно было понимать, как запрет. Я опустил камеру и спрашиваю у неё:
 - Почему?
 Но охранница не понимает по-русски или делает вид. Тогда я показываю на свои глаза и говорю:
 - А смотреть можно?
 Она кивает головой, значит, поняла. Направляю свой немигающий взгляд на здание и замираю.  Дама опять начинает волноваться, видимо, переживает, не принесу ли я сооружению вреда своим пристальным взором. Но это не запрещено и она терпеливо ждёт, с трудом сдерживая беспокойство. Наконец, я заканчиваю и благодарю её. Она облегчённо улыбается в ответ.




Скульптурная композиция. Похоже на неработающий фонтан.




Подъехал к мечети, у которой вчера собирался народ. Арабские гости уже отбыли, а потому на её территории было немного людей.




Мавзолей Саида Абдувалия. Его историю мне рассказал один из служителей. Саид Абдувалий был известным богословом. Он путешествовал по этим местам и был захвачен разбойниками. Тех привлекли его сумки, в которых они рассчитывали найти богатую добычу. Но там ничего ценного не оказалось и богослов был убит. Преступники закопали его тело, но зёрна, лежавшие у него в кармане проросли через некоторое время и над могилой появилось деревцо. Затем участок земли был куплен богатым человеком, который построил над могилой мавзолей. В память о тех о событиях, перед ним и сейчас растёт небольшое дерево.




Поворачиваю в центр. Городские часы.




Рынок. Здесь я затарился компотом, который в Узбекистане невероятно дешёвый и достаточно вкусный. И купил свежую лепёшку, после чего счёл, что готов к дальнейшей езде по Термезу. Обстановка на узбекских базарах вполне комфортная. Здесь я не сталкивался со случаями, когда тебя чуть ли не за рукав хватают, предлагая купить товар. Можно спокойно рассматривать всё, что угодно и ничего не купить. Не рискуя, после этого, стать кровным врагом продавца.




Археологический музей был открыт в 2002 году. Является единственным подобным учреждением Центральной Азии.




Напротив него большой парк Дустлик (Дружбы).




Неизвестно, действует ли фонтан. На заднем плане установлен памятник герою тюркского эпоса Алпамышу.




Тут же стадион. Купол Музея археологии виден над трибунами.




Так выглядят помещения, расположенные в подтрибунном пространстве.




Подступы к стадиону охраняют два льва.




Дом счастья (Дворец бракосочетаний).




Рядом памятник Алишеру Навои. Я его уже узнаю.




По пешеходному мосту перебираюсь через железную дорогу. (Косвенные признаки подсказали, что данным путём пользуются и животные, при этом некоторые из них плохо переносят высоту).  Состав ждёт отправления на Ташкент, а значит, и меня. За ним вокзал, а вдали видна ажурная башня. Конструкция такого типа была разработана российским инженером Шуховым.




Крепость Кирк-Киз (сорок дев) была построена в X веке. Она обросла массой легенд, которые эксплуатируют столь романтичное название. По дороге заскочил в придорожное кафе-магазин уточнить дорогу. (Я уже передвигался по пригороду Термеза, и один неверный поворот мог меня увести далеко от цели). Заодно попросил налить кипятка в термос. Пришлось уговаривать, чтобы с меня взяли за это денег.







Как считают археологи, в центре был большой зал, а по краям различные жилые и хозяйственные помещения.




Здесь было бы интересно поиграть в прятки, но не с кем...







В некоторых помещениях теперь непроходимые заросли колючек. Видны цветные ленточки, которые повязывают, загадывая желание.




Ханака (святая обитель) Кукилдор-ота была возведена в XI веке в честь святого, известного своей праведностью. В XV веке подверглась реконструкции.  Существует поверье, что, участвуя в обряде поминовения этому святому, следует отрезать себе клок волос. И отращивать его заново, пока не сбудется то, о чём мечталось. Конечно, желаемого можно добиться и иными способами. Например, точным расчётом или трудолюбием.




Внутри сооружения находятся надгробные плиты почитаемых людей. Граница между миром живых и обиталищем усопших весьма призрачна. Достаточно пройти через эту дверь. Рядом с ханакой играли дети. Один из них, проезжая мимо меня на велосипеде, поздоровался, приложив руку к сердцу (так иногда здесь делают). Получилось у него это очень уважительно, но без намёка на заискивание.




Проезжая через канал, я уже автоматически отметил, что здесь неплохо бы поставить чайхану с площадкой для столиков, перекинутой между берегами. Жаль, только сроднился с узбекской жизнью, а уже уезжать пора...




Через несколько километров добрался до мемориального комплекса Султан Саодат, сооружённого в течение XIII - XVII веков.




Считается, что к настоящему времени сохранилась примерно половина сооружений усыпальницы. Посмотрим общий вид внутреннего двора.




Ближе к входу располагаются более поздние постройки, возведённые в XV веке.










Зайдём внутрь.




Надгробья расположились ровными рядами. Все крышки закрыты. Но никто не может дать гарантии, что картина не изменится с наступлением темноты...




Первые сооружения комплекса - мечеть и мавзолей, объединённые общим айваном (сводом). Его фасад, единственный во всём ансамбле, облицован глазурованной плиткой.










Здесь также много погребений. На заднем плане, укрытый ковром, саркофаг Хасана-ал-Эмира, основателя рода Сейидов.




После окончания осмотра я отошёл подальше, чтобы оглядеть весь ансамбль.




Находящиеся рядом с комплексом развалины являются следами стены города, построенного жителями разрушенного монголами Старого Термеза.    Рядом с величественными останками сооружений видны свежие могилы.




Теперь предстояло поворачивать к вокзалу. Было немного грустно, т.к. я уже привык к Узбекистану и многое здесь мне понравилось. Завтра я буду кататься по Ташкенту. Но он, как и полагается столице любой страны, сильно отличается от провинции. В честь этого события устроил себе небольшой пир по-походному. Как я уже говорил ранее, для этого мне не нужны стол и стул.




Возвращаюсь другой дорогой. Так я делаю всегда, если есть возможность. Кто-то может неправильно определить предназначение данного сооружения. Но, по-моему, это печь.




Шуховская башня была видна с моста через пути. Тут недалеко до вокзала. Скоро я последний раз взгляну на Термез. Уже из вагона поезда...




Назад                                                                                         Вперёд

Перейти к другим рассказам

города Узбекистана

Previous post Next post
Up