Дорога Бишкек - Ош. 2013 г.

May 12, 2015 11:26




Самым ярким воспоминанием от поездки в Кыргызстан в 2007 году был для меня проезд по дороге Бишкек - Ош. Страна эта находится, в основном, в горной местности, её географический центр приходится на различные хребты и отроги Тянь-Шаня. Густо населены лишь две территории. На севере - это Чуйская долина (район, прилегающий к Бишкеку), а на юге - киргизская (восточная) часть Ферганской долины с центром в Оше. Дорога, связывающая эти два города, является главной транспортной артерией страны.
 В прошлый раз я уезжал от Ошского рынка. Но у этого варианта были минусы. Я тогда пришёл пораньше, т.к. дорога предстояла длинная, но
 ... из желающих уехать был я один. Сорваться, пока торговля на рынке в полном разгаре, для местных жителей всё равно, что для футбольного фаната уйти со стадиона перед серией послематчевых пенальти.  Пришлось ждать несколько часов....
 Поэтому сейчас я решил попытать счастья на автовокзале. Вечером предыдущего дня подошёл к группе водителей и осведомился о своих перспективах. Меня подвели к одному из мужчин:
 - Этот едет...
 Оказалось, что отправление в 8 утра, что меня вполне устраивало. Я сообщил о своих интересах:
 - Для меня важны две вещи. Я еду со складным велосипедом, для которого нужно найти место в багажнике, и меня устроит только место рядом с водителем, т.к. я собираюсь фотографировать... - и ещё раз, более подробно остановился на этом моменте. - Я специально прибыл для того, чтобы проехать по данной дороге с фотоаппаратом. Мне не нужно место сзади...
 - Хорошо. Поедете спереди...
 На следующее утро я появился без опозданий, погрузил велосипед и стал ждать отправления. Осталось найти последнего пассажира. Вскоре водитель подошёл ко мне:
 - Придётся Вам сесть сзади, т.к. та женщина поедет впереди...
 - Откройте багажник, я возьму велосипед. Подожду следующую машину...
 Он пошёл разговаривать с женщиной и вскоре вернулся:
 - Садитесь вперёд, едем...
 Расчёт произвели перед посадкой, и я оставил водителю часть сдачи:
 - Пусть стоимость моего места будет выше. Оно же комфортней... Кстати, можете оценивать так и впредь...
 Мы тронулись, достаточно долго машина шла по ровной местности вдоль гор, которые, кстати, хорошо просматриваются и с улиц Бишкека. Затем повернули налево и, через некоторое время, уткнулись в шлагбаум. После оплаты проезда почти сразу попали в горную часть страны. Шёл дождь...




Мужчины оказались жителями Оша. Приезжали на авторынок, приобрели машину, сейчас возвращаются домой. Чтобы окупить часть расходов на поездку, взяли попутных пассажиров. Ещё в Бишкеке с гордостью показали мне площадки, забитые автомобилями:
 -  На каждого киргиза приходится пять машин...
 Страсть бывших кочевников к современным средствам передвижения бросилась мне в глаза уже в 2007 году.
...При всей небогатости киргизской жизни нужно сказать, что транспорт там неплохой. Обратил внимание, что после перехода на железных коней, местное население часто отдаёт предпочтение штутгартской породе... (В Штутгарте находится штаб-квартира "Мерседес-Бенц").
 Сначала за рулём сидел молодой парень. Именно он и являлся покупателем автомобиля. Все разговоры велись на киргизском, что не слишком меня огорчало, т.к. передо мной стояла задача делать удачные снимки, что усложнялось постоянными поворотами и вечно залитым лобовым стеклом. Но вот прозвучал вопрос, обращённый ко мне:
 - Не знаете, что это может означать?...
 На приборном щитке загорелась красная лампа...
 - Понятия не имею, понимаю только, что красный цвет предупреждает водителя о чём-то...
 - Это и мы знаем... Что же это может быть?...
 Через какое-то время я услышал знакомое слово "шиномонтаж" и вспомнил, что в багажнике не увидел запаски... Вскоре за руль сел тот мужчина, который со мной вчера договаривался:
 - Дальше поведу машину я, т.к. путь мне хорошо известен...
 Оказалось, что он занимается извозом как раз на этой трассе, и приглашён в поездку в качестве шефа-наставника-запасного водителя.
 Какое-то время дорога шла вдоль речки Кара-Балта, изредка перепрыгивая с одного берега на другой, затем её русло пропало, передав проезжающие автомобили попечению густых белых облаков...




- Т.к. мы поднимаемся всё выше, то скоро должны выйти из туч, и дождь прекратится... - попытался логически мыслить я...
 - Да, наверное, - ответил водитель, и через некоторое время продолжил:
 - Можно сказать, что в Бишкеке было лето. Затем мы въехали в осень. Но скоро попадём в зиму...
 Его словам можно было верить, т.к. они недавно проделали этот же путь в противоположном направлении.




Сказанное сбылось достаточно скоро. Сооружение из железобетона предохраняет проезжающие машины от падающих камней.




Это и были те вершины, седины которых видны из долины...




Памятник в таком труднодоступном месте... Что могло случиться с человеком?... Разбился?... Замёрз?...




Какие-то сооружения. Скорее всего, для защиты от сходящего снега. На огромном склоне они выглядят просто несерьёзно. Если приглядеться, то что-то подобное видно и выше. Видимо, помогает...




Пару раз попадались строительные вагончики вдоль дороги, мелькнул дом на скале... Вот ещё один. Как-то здесь живётся?...




Всё это время мы взбирались по склону хребта Ала-Тоо, являющегося частью Тянь-Шаня. Но его вершину покорять не нужно, т.к. в горе прорыт тоннель длиной 3 км. В прошлый раз, когда мы подъехали к нему, возле въезда копилось множество машин. Выяснилось, что внутри тоннеля сломался Камаз, и его, в тот момент, вытягивали назад. На этот раз путь был свободен. Но остановка всё равно была сделана, т.к. именно здесь принято (да и удобно) снять накопившиеся за время езды физиологические проблемы...




Недалеко от выезда из тоннеля встречается первая торговая точка. По-моему, снег в районе перевала не тает даже летом. Невесёлое место...




Чуть дальше удаётся поймать в объектив пространство (это слово тут подходит очень точно), находящееся впереди. Это высокогорная долина Суусамыр, поднятая силами Природы на высоту 2200 метров над уровнем моря. (Высота хребта Ала-Тоо, в этом месте, около 3 км).




Рельеф местности резко поменялся. Уставшие от мотания по горным кручам водитель, пассажиры и автомобиль восприняли данные изменения крайне положительно.




Настоящий базар вдоль дороги.




Водитель останавливается и выходит. Спрашиваю у пассажиров:
 - Что здесь продают?...
 - Кумыс и изделия из молока. Дальше будет ещё и мёд...




- А Вы знаете, что родина киргизов, вообще-то, Енисей? - потянулся неспешный разговор.
 - Нет. Думал, что она где-то здесь...
 - Часть киргизов ушла сюда, а часть осталась там. Они более светлые, чем здешние киргизы. Среди них много русоволосыхых, есть и рыжие... - мне сразу вспомнились разговоры о том, что самые матёрые грузины (евреи, армяне и т.д.) рыжие. В таком случае, может быть, рыжие у всех народов рождаются для каких-то особенных задач, тех, которые не по силам людям обычного окраса?...
 - Вообще, учёные определили, что киргизы ближе всех к русским среди здешних наций... - не кончается тема киргизов. Она мне по душе, т.к. я люблю, когда люди относятся с уважением к своим предкам, пытаются понять их действия и судьбы и не укоряют в своих сегодняшних неудачах. Но говорить об истории киргизского народа я не готов, и разговор затихает...




Я помню эту долину с 2007 года. Тогда именно в этом месте я обратил внимание на музыку, звучащую в машине. То ли её включили только здесь, то ли на предыдущих участках пути я был поглощён созерцанием пейзажей... В этот раз произошло то же самое. Машина мчалась по равнине, все сидели расслаблено и удобно (по крайней мере, на двух передних сиденьях), за окном не кончался замечательный пейзаж. И снова песня привлекла к себе внимание... При том, что в Бишкеке я неоднократно слышал популярную российскую музыку, и в предыдущий, и в этот раз основную часть репертуара, предлагаемого хозяевами автомобилей, составляли киргизские песни. Лиричные, с небольшой примесью грусти, они действительно напоминали мне русские. А может быть, и правда?... Давным-давно предки русских добрались до Енисея, смешались здесь с местным населением и дали начало новому народу, который, испытывая неудержимое стремление идти вперёд, пошёл дальше, пока не уткнулся в стену Тянь-Шаня, да так и остался на его склонах, очарованный открывшимися видами?... Или наоборот, часть енисейских киргизов отправилась на запад, и остановилась на берегах Днепра, т.к. дальше было сложнее найти достаточное количество пастбищ для своих коней?... А мелодии так и остались прежними...




Опять стало раздаваться слово "шиномонтаж". Мы подъезжали к небольшой автостоянке в степи, состоящей из нескольких сооружений. Одним из которых была мечеть. Машина остановилась, мужчины пошли в мастерскую, а я вышел размяться и достал фотоаппарат. Мои попутчики вернулись быстро. Никаких действий над автомобилем произведено не было. И вот перед нами вновь вьётся бесконечная лента дороги...




- Опять въехали в зиму... - в голосе водителя было слышно некоторое недовольство. На этот раз зима была ветреной, с мокрым снегом...
 - Смотрите!... Тоже велосипедисты!...
  Откуда-то из белой метели, из-за фуры, показались двое людей на велосипедах. Они с трудом крутили педали, согнувшись и полностью прижавшись к рулю, стараясь, таким образом, защититься от ветра. Сфотографировать их я не успел. Но мысленно отдал дань их мужеству и настойчивости.
 "Тоже", конечно, относилось ко мне, поэтому пришлось отвечать.
 - Да какой я велосипедист... Я только в городе езжу... А это настоящие спортсмены... Да и цели у нас разные...




Я пытался понять, чем живёт эта долина. Какое-то время вдоль дороги были видны разрабатываемые поля. Но их было немного. Косвенно это подтверждалось отсутствием какого-либо человеческого жилья, без которого присутствие людей было маловероятным. Несколько раз попались одиночные юрты, в которых, видимо, размещались пастухи, возможно, с семьями.




Животные паслись на склонах соседних гор.







Вскоре появились линии ЛЭП, идущие от Токтогульской ГЭС.




Следующим признаком приближения цивилизации стали коровы, движущиеся по дороге с явным нарушением ПДД.




Я помнил (вернее, мой желудок), что где-то здесь была чайхана.  Размещалась она в небольшом домике, интерьер и техническое наполнение напоминали о старине. На большой низкий помост, размером примерно 2х2 метра, стелились одеяла и ставился маленький невысокий стол. На помост садились посетители, предварительно сняв обувь, а за маленьким столом ели. У данного варианта есть и плюсы и минусы. Плюс в том, что можно откинуться на спинку помоста (он напоминает широкую кровать), а минусом является необходимость куда-то определять ноги. В тот раз с нами также была женщина-киргизка. Мы сели, а она принесла нам еду и чай, короче, вела себя вполне воспитанно и достойно... Того маленького домика уже не было. Теперь здесь стояло приличное по размеру кафе, в котором стояли обычные столы и стулья. Несмотря на это, я всё равно рассчитывал на соответствующее отношение к мужчинам, основанное на древней культуре киргизов, но ехавшая с нами дама уже долгое время работала в России, а потому, видимо, растеряла то хорошее, что, надеюсь, впитала когда-то с молоком матери. Она села вместе со всеми и стала чего-то ждать. Тут из подсобки выскочила молоденькая девчушка и приняла заказ. После того, как все поели она же произвела расчёт, а водитель подошёл к стойке и расписался в каком-то журнале.
 - Что это он, в книге почётных гостей расписывается? - мне стало интересно.
 - Не знаю, - ответила мне наша спутница.
 Но я понял, в чём дело. Здесь идёт борьба за каждого посетителя, и все они приезжают на машинах. Подошёл к водителю:
 - Вы, наверное, едите здесь бесплатно? Т.к. можете остановиться и в другом месте. Хозяин должен это понимать...
 - Да, я не плачу...
 - А расписываетесь для чего?
 - Чтобы владелец кафе знал, что я регулярно здесь бываю с пассажирами...
 Вот такая взаимовыручка...
 Сфотографировал скалы, нависающие над противоположной стороной дороги. Понравились очень, хотя, вроде бы, и не было в них ничего особенного. Но потом понял, что самые красивые горы - это те, которыми любуешься на сытый желудок...




Местность и далее оставалась гористой, но создавалось ощущение, что, всё-таки, она находится уже ниже  относительно уровня моря.







Через некоторое время опять наткнулись на плотный слой коровьих задниц. Несмотря на крайне низкий уровень эстетичности данной картины, нельзя было ничего сделать. В ответ на продолжительные призывы сигнала разномастные красавицы только покачивали мощными бёдрами...
 - Скажите пожалуйста, часто здесь скот давят?
 - Бывает...
 - Подобные случаи создают проблемы для водителей?
 - Нет. Но, конечно, нужно стараться этого избегать...




Наконец подоспел пастух и стал освобождать проезд.




Мои спутники, со временем, а прошло уже несколько часов нашего совместного путешествия (не побоюсь использовать данное слово для характеристики этой поездки), стали проявлять больше внимания, да и уважения, к моему занятию. Было видно, им приятно, что человек проехал тысячи километров для того, чтобы увидеть и сфотографировать их Родину. Водитель иногда уже подсказывал:
 - Сейчас, за поворотом, будет...
 Но, к сожалению, из окна автомобиля фотографировать на ходу сложно. Особенно, если объектом съёмки являются горы, начинающиеся в нескольких метрах от обочины...




Наверху вышки ЛЭП.




Приближался город Токтогул. Вдоль дороги опять появились сельхозугодья.







Сам городок невелик, жителей в нём 16 тысяч человек. Он известен своей ГЭС.




После строительства гидроузла на реке Нарын образовалось огромное водохранилище (самое большое в Средней Азии). Дорога огибает значительную его часть.










Вдоль водохранилища находятся какие-то посёлки. Их проскакиваем без снижения скорости. Водителя можно понять. Длина дороги 672 километра, чтобы проехать это расстояние нужен целый день.




Соотношение размеров представленных на фотографии объектов наглядно показывает величие местной природы.




Пристраиваемся в хвост какому-то джипу и длительное время следуем за ним. Видимо, чтобы отдохнуть, какое-то время, от необходимости совершать обгон. В 2007 году "бомбила" нёсся значительно быстрее, чем сейчас. Возможно, причина в том, что в этот раз автомобиль только что куплен, и неизвестно, как он себя поведёт в сложных ситуациях. То есть, сказать, что киргизы по трассе ездят недисциплинированно, я не могу. Но картина меняется в городе (в моём случае, в Бишкеке). Там ПДД соблюдаются значительно реже. Особенно хорошо нарушения получаются у водителей маршруток. Всё это сопровождается звуками автомобильных сигналов.
 Основная часть моего велопути по Бишкеку пролегла по тротуарам и паркам. Но на дорогу тоже пришлось иногда выбираться. Проезжаю как-то перекрёсток по главной дороге в правом ряду. Второстепенная дорога примыкает к ней не под прямым углом, а по дуге. С неё на главную дорогу поворачивает маршрутка и прямо на перекрёстке начинает сигналить за моей спиной. Вообще-то, все средства сигнализации в автомобиле служат, в первую очередь, для того, чтобы с помощью их передавать другим участникам дорожного движения информацию о своих намерениях, чтобы избежать непонимания. Что можно понять, когда за твоей спиной давят на сигнал? Уйти вправо? Но он поворачивает справа и, возможно, хочет протиснуться между мной и поребриком. Уйти влево? Но, может быть, он собирается обогнать меня слева... Продолжаю ехать прямо... Маршрутка меня обгоняет слева и резко поворачивает вправо, выражая, таким образом, своё негативное отношение ко мне и, возможно, ко всем велосипедистам на свете. После этого движется дальше. Меня это возмутило сначала, и, если бы автобус остановился в тот момент, то можно было бы попытаться обсудить с водителем стиль его езды, но я быстро остыл, вспомнив, что не дома: "Пусть ездят в своей стране, как хотят..." Передвигаться по дорогам Бишкека было проще, чем по алма-атинским. Но связано это только с меньшей плотностью транспортного потока, культура же вождения, в обоих случаях, достаточно агрессивна.




Какое-то время просто еду и смотрю вперёд. Наслаждаюсь дорогой. И той местностью, по которой она проходит.







Ещё некоторое время машина движется рядом с Токтогульским водохранилищем. Все молчат и поглядывают вместе со мной в окна. Надеюсь, что моё присутствие заставило их лишний раз осознать красоту родной земли.










Но всё когда-нибудь заканчивается. Снова кругом только горы.




Я в восторге, но стараюсь этого не показывать...




Самым сложным манёвром на подобных дорогах является, несомненно, обгон. Если на равнинных трассах современные грузовики развивают большую скорость, то здесь они не успевают реагировать на постоянные спуски и подъёмы. Водитель всё время должен быть сосредоточенным.




Иначе...




Здесь населённые пункты встречаются чаще. В Киргизии до сих пор велика доля сельского населения. Что косвенно подразумевает продолжение увеличения его численности (для деревенской женщины выражение "состояться в жизни" подразумевает рождение детей).










Характер рельефа так и не меняется. Но вершины здесь, конечно, ниже. Водитель напоминает:
 - Скоро в лето приедем...







Я жду. И вот появляется Нарын, красивейшая из рек...







Дорога дальше будет идти вдоль его русла.










Нырнём в тоннель.




Иногда встречаются опрокинутые отбойники. Интересуюсь у водителя:
 - Часто бьются здесь машины?...
 - Бывает... - и тут же добавляет, - но редко...




Моё внимание полностью отдано Нарыну. Я ждал встречи с ним, пусть она будет скоротечной, но всё же... Не помню, чтобы где-то ещё была такая вода сочного бирюзового цвета.







Я знаю, что уже не забуду этой реки...




Вклад Нарына в экономику Кыргызстана велик. На этой реке сооружён целый каскад электростанций, и их строительство продолжается...
 По-моему, это город Таш-Кумыр.




Последний тоннель на моём пути. За ним вскоре начнётся Ферганская долина, и дорога будет идти прямо по границе Кыргызстана и Узбекистана. Там я приеду в лето и выйду...




Назад                                                                                                            Вперёд

Перейти к другим рассказам

города Киргизии

Previous post Next post
Up