Шарлоттенбург (Charlottenburg)

Dec 03, 2008 19:04


На Унтер-ден-Линден  я упоминал о первом Короле Пруссии Фридрихе I и о том, что был он большим любителем придворных увеселений. Если быть корректным,  то Фридрих I не только занимался увеселениями, но и постоянно расширял  Королевство, а также  создавал условия для привлечения эмигрантов и беженцев, особенно страдающих от религиозных преследований. И в Пруссию переселялись мастеровые, крестьяне, торговцы, учёные, архитекторы, художники  со всей Европы. Король открыл Академию искусств и Академию наук, первым президентом которой стал Лейбниц и Академия возникла в Берлине по его инициативе.

Королева София-Шарлотта, напротив, дама была серьёзная и учёная, увлекалась литературой и музыкой, играла на арфе. Поскольку не любила придворную жизнь, то для неё по дороге в Шпандау, в деревне Литцов построили загородную резиденцию  Литценбург, где и проходила, фактически, вся её жизнь. Да, ещё она довольно надолго любила уезжать в Париж. После смерти Софии-Шарлотты Литценбург переименовали в Шарлоттенбург. Ещё позднее эта местность стала  городом Шарлоттенбургом, коллонадные парадные ворота  которого до сих пор можно видеть на улице 17-гл июня. Эти Пропилеи украшены скульптурами самой Софии-Шарлотты и Короля Фридриха I.

Знаменитый учёный математик, физик, философ  Готфрид Вильгельм Лейбниц дружил (если так можно выразиться) с Софией-Шарлоттой и её матерью Софией, герцогиней Ганноверской. Учёные занятия Лейбница не давали содержания на жизнь. И ему приходилось искать средства. Многие годы он получал жалование от Ганноверского Дома за обязательство составить Родословную таким образом, чтобы Ганновер мог претендовать на Английскую корону. Лейбниц занимался этим чуть ли не 40 лет, но так и не закончил труд. Где уж было ему выполнять такую работу, когда голова была постоянно занята то математикой, то физикой, то философией, то политикой (в том числе дворцовыми интригами) и ещё массой других вещей. И в конце-концов положение в Ганновере стало таким шатким, что надо было искать другой заработок. И искал. В Вене, в Дрездене, в Берлине, в России. Да, Петр I принял его на службу, где Лейбниц составлял проекты создания Академии наук и обсуждал с Петром проблему освоения Северного морского пути.
 


Величественное здание Шарлоттенбургского дворца имеет П-образную форму. Такая форма была принята для сельских барских усадеб, где в центральной части жили хозяева, а в боковых крыльях хозяйственные службы и прислуга. Так было и здесь поначалу. Затем дворец расширялся. К нему пристраивались широкие крылья флигелей. Напротив через улицу появились два симметричных здания с ротондами на крыше, служивших казармами. Перед Дворцом на парадном дворе стоит скульптура Великого Курфюрста верхом на коне. Ценность этой работы состоит в технологической сложности единой отливки всадника и коня, что невероятно сложно.

За дворцом парк. Как было принято, ближнее пространство занято французским парком с аккуратными аллеями, клумбами и цветниками, образующими яркий ковёр.
Дальше вглубь Английский парк, который был, как бы, естественный лес, на самом деле с  тщательно продуманными рощами, лужайками, горками и ручьями-прудами. В парке располагаются павильоны, скульптуры, скамейки.  
В Бельведере можно видеть коллекцию фарфора, а в Мавзолее погребены Королева Луиза и Кайзер Вильгельм I с  супругой Августой.

И последнее в экскурсии, что можно отнести к исторической части - это на обратном пути из бывшего города Шарлоттенбурга в Берлин через Бранденбургские ворота, Колонна Победы на площади Звезды.

Первоначально памятник стоял перед Рейхстагом, но в 1935 году в ходе намечавшегося тогда полного переустройства города его перенесли на новое место. Мощное сооружение посвящено Победе Германии в франко-прусской войне в 1871 году, в результате которой  «Железный Канцлер» князь Отто фон Бисмарк, наконец-то, объединил страну и образовал Империю. К этому времени в Германии всё ещё было двадцать семь отдельных государств. По окружности площади стоят скульптуры военно-начальников, а чуть в глубине памятник самому Бисмарку. Рассказывают, что Кайзер Вильгельм I говаривал о своём канцлере, что трудно быть Кайзером при таком Канцлере.

Фридрих I, Шарлоттенбург, золото Шлимана, Лейбниц, София-Шарлотта

Previous post Next post
Up