BERLIN, Елена Лавин

Dec 24, 2023 13:21


 Берлин от Елены Лавин                                                                                      Выдающийся голландский архитектор Herman Hertzberger как-то хорошо описал архитектуру, как шкалу от чистого «орднунга» до полнейшего хаоса, всегда непредсказуемого и иногда не очень красивого. На первом полюсе стоит, например, дворец, в котором сложно представить себе раскиданные носки, планшет или коллекцию кактусов. Дворец требует полного подчинения и служения. Он красив, но в нем нет жизни. На другом полюсе поставим, например, Holzmarkt 25 (это уже от меня), где «термитник» разнородных домов создают атмосферу арт-пространства. Наверное, Хольцмаркт не самый удачный пример, потому что, несмотря на кажущуюся анархию, весь ансамбль подчинен единому замыслу и небрежность его, скорее, нарочита. Но все-таки это, если не вершина, то самое сердце хаоса. Архитектура хаоса всегда изменчива, она подчиняется сиюминутным потребностям людей и меняется вместе с ними.

Подобным образом делит архитектуру и Сергей Чобан, помещая в градацию хауса архитектуру деконструктивизма. Благодаря Кирилл Милкус, у меня как-то давно даже была возможность расспросить его на этот счет. Чобан отнес и себя самого, да и кредо Берлина в разряд «орднунга».



И действительно, Исторический центр Берлина, безусловно, в этой категории. Все, кто интересуется архитектурой, знают, что в 2000 годы в битве архитекторов за Берлин победила линия консерватора Hans-а Stimmann-а (Senatsbaudirektor), который проповедовал возвращение к формам старой архитектуры новыми средствами и который по совместительству спас жилой фонд Фридрихсхайна от современной застройки. Кстати, по признанию самого Штиммана коллеги звали его за глаза деревенским дурачком (Dorftrottel), намекая на провинциальность его взглядов (он из Любека). Вспомнить хотя бы «выворачивание вовнутрь» банка Френка Гери, дабы не разбалансировать Берлин современными формами. Победил бы другой строительный директор, мы, скорее всего, имели бы немного другой Исторический Центр.

Парадокс в том, что туристов Берлин долгое время привлекал именно своим несистемным хаосом. Поэтому нередко можно слышать высказывания о том, жизни в Центре нет, но сам-то Берлин - город живой и местами очень уютный. И, да, нанеся визит Бранденбургским воротам, особо интеллектуальные проваливаются обычно в недра прекрасных берлинских музеев или театров, а не особо - тусят на Востоке или шопятся на Западе.

Конечно, раньше маленький Берлин не мог быть просто собранием «застывших» зданий. Вторая фотография из прошлого поста - это не что иное, как «улица дворцов» Унтер ден Линден, правда, тут мы видим кондитерскую «Виктория» в одноименном отеле, а снята фотография, скорее всего, из кафе «Кранцлер». Просто тогда еще не было ни «Западного Берлина», ни «Пренцлауэрберга», ни «Кройцберга», в нашем понимании, и все удовольствия находились в одном месте. Здесь гуляли, выпивали, ели, играли, развлекались и даже стрелялись на дуэлях в Тиргартене. А сколько там было публичных домов в конце 18 века! Возможно, буйная реклама последнего кайзера и внесла не лучшие изменения во внешний образ города, но я не столько о красоте, сколько о теории.

В 1990-ые - нулевые годы центр Берлина был всего лишь одним из районов, который предстояло построить заново, где нужно было срочно разместить новую бюрократию, и который в тот момент был далеко не самым состоятельным. Я помню, как в интервью сенатсбаудиректор Штимманн говорил о том, как легко было получить у него автоматическое архитектурное согласование дома, если они удовлетворил его концепции: старые силуэты новыми строительными средствами, - в условиях гигантской застройки центра, на креатив, видимо, не было ни времени, ни желания. И я не знаю, ставила ли его команда целью сделать Исторический центр города действительно привлекательным для туристов, что-то мне подсказывает, что не очень.

Что такое привлекательный центр города для туриста помимо красивых форм? Кафе, столики, нарядные занавески, необычные вывески, - все то простое и эмоциональное, что остаётся в памяти, и куда хочется возвращаться снова и снова. Места с хорошими точками обзора, с необычными фишками, с образами городских персонажей. Для того, чтобы такая атмосфера возникла, нужно выделить нижние этажи хотя бы под частичный «хаос», как мы это видим в большинстве столиц мира. Это пространство живого ресторанного бизнеса, галерей, сувениров (да я, конечно, знаю, что есть Lindencorso на Унтер ден Линден), и не 30 % как сейчас под бутики, а 80-90 % под весь спектр индустрии гостеприимства.

Короче, все то, что прекрасно представлено на Кудаме, в Пренцлаеэрберге, в Хакских дворах, а теперь и на Шоссештрассе, наверное, вполне могло бы быть и в Центре. Частично Жандарменмаркт выполнял эту функцию, и конечно, с его открытием все будет выглядеть чуть повеселее.

Кстати, на Музейном Острове мысли об отсутствующей инфраструктуре у меня лично не возникают: он изначально был спланирован как некая «священная роща», прибежище античных храмов, отделенное рекой и каналом от городской суеты. И эта логика интуитивно чувствуется до сих пор.

И еще мне нравится концепция Гумбольдт Форума: в нем как раз получилось увязать полюс Дворца с полюсом живого изменчивого общественного пространства.

И просто замечательный у нас Футуриум: и изысканный снаружи, и интересный внутри, и бесплатный, а еще там есть, где поесть.

Если вы дочитали до конца, круто, если напишите свои места удавшегося общественного пространства в Берлине. Обсудим.

Previous post Next post
Up