Благодаря небывалому индустриальному развитию в эпоху грюндерства новоиспеченная столица Германской империи росла как на дрожжах. В столице, претендующей на звание самой прогрессивной европейской метрополии, возводились величественные дворцы, грандиозные торговые дома и помпезные памятники. Так, в 1908 году на пересечении Фридрихштраcсе и Ораниенбургерштраcсе выросФридрихштрасcенпассаж.
Архитектор Франц Аренс спроектировал комплекс в стиле раннего модерна, интегрировав в него классические и готические элементы. Новаторство инвесторов заключалось в создании огромной торговой площади с отдельными магазинами и центральной кассой. Уже через полгода пассаж обанкротился, здание сдали в аренду под новый универмаг и вновь выставили на аукцион незадолго до Первой мировой войны.
В конце 20-х годов здание выкупил банк, переименовав его в "Дом техники", в котором ведущее германское предприятие в области энергетического машиностроения AEG демонстрировало свою продукцию и который позднее, в эпоху Третьего рейха, использовался членами НСДАП. Здесь сперва разместились партийные офисы, затем и главное управление СС, а впоследствии мансардный этаж перестроили для содержания французских военнопленных. Несмотря на сильные повреждения, большая часть здания пережила битву за Берлин.
После появления Берлинской стены в 1961 году многострадальный памятник оказался на территории Восточного Берлина, с тех пор не санировался и пришел в упадок. Тогда власти ГДР решили избавиться от бывшего пассажа и проложить новую улицу. В промежутке между работами по сносу здесь разместились ремесленные мастерские, художественная школа, турфирма, кинозал, а также подвальные кладовые Национальной народной армии ГДР.
После падения Стены, в феврале 1990-го, уцелевший полуразрушенный флигель оккупировала группа художников "Тахелес". Tacheles на иврите означает "открытый текст", а в немецком языке появилось выражение tacheles reden - говорить открыто и без прикрас. Так художники стремились подчеркнуть проблему ограничения свободы слова в ГДР и избавиться от необходимости шифровать месседжи произведений искусства.
Художники украсили здание яркими граффити, а на прилегающей территории возвели из строительного мусора скульптуры. После сложных переговоров с администрацией художники сумели предотвратить снос флигеля, добившись присвоения ему статуса охраняемого памятника архитектуры.
Вот так "Тахелес" стал символом альтернативного искусства и популярной достопримечательностью Берлина. Многочисленные произведения сюрреализма, трэша, поп-арта, модерна и постмодерна все эти годы погружали посетителей в атмосферу полной творческой свободы. До настоящего момента в "Тахелесе" работало тридцать художественных мастерских, более семидесяти художников из более чем тридцати стран, здесь проводились сотни международных выставок, инсталляций и театральных постановок в год.
Поскольку "Тахелес" был сквотом, т.е. нелегально занятым помещением, то уже в 90-х о его будущем шли горячие дискуссии. В итоге здание выкупило агентство недвижимости, заключив с художниками договор аренды за символическую плату, а после банкротства союза художников и очередного подорожания земли в центральном районе Митте было принято решение о принудительной продаже всего участка.
В последние годы в Берлине шли активные протесты против ликвидации "Тахелеса", демонстрации перед Ратушей и сборы подписей с разных уголков планеты в поддержку арт-хауса в рамках инициативы "I SUPPORT TACHELES" ("Я поддерживаю "Тахелес"). Тем не менее в конце июня 2012 года земельный суд Берлина постановил очистить помещения, а художники в ответ направили письмо Клаусу Воверайту, правящему бургомистру и одновременно сенатору по культуре Берлина, в котором символически передали ему ключи от спасенного ими когда-то флигеля.
Хотя о сносе исторического флигеля речи не идет, здание ждет санация и новая жизнь. Но пока одни художники собирают вещи и перевозят мастерские, а другие продолжают протест, старый "Тахелес" открыт для посещений. Так что спешите увидеть и запечатлеть на снимках этот медленно умирающий оплот современного искусства.
Берлин, Ораниенбургерштрассе 54, 56а
Ира Голенкова
Прим. Прекрасная заметка. Остаётся только добавить, что название "Тахелес"(ивритское слово ) было взято из-за соседства с знаменитой золотоглавой "Новой синагогой".
И второе, сегодня в конце 2015 года здание, хотя уже и без художников, можно увидеть и не только как символ артискусства, но и как свидетель правления ГДР, когда практически весь центр представлял собой заброшенные развалины и трущёбы.