Уже почти полгода занимаюсь вендингом. Пришла пора подводить первые итоги и сравнения.
На данный момент я занимаюсь только двумя типами аппаратов:
Массажные кресла, а именно кресла модели iRest SL-A05 с GSM модулем.
И копировальные автоматы Копиркин "Оптима" с монетоприемником и GSM модулем.
Основные выводы:
1. Массажными креслами заниматься и проще и выгоднее нежели копировальными автоматами.
2. Рентабельность вендингового бизнеса на сайтах производителей аппаратов, как правило, очень сильно завышена. Может быть в Москве или других крупных городах можно найти точки, чтобы рентабельность была выше 100 %. У нас в регионе (Кировская область) такие точки найти, на мой взгляд, нереально.
3. Самая большая сложность в этом бизнесе не технические моменты и обслуживание аппаратов, а поиск рентабельной точки. Иногда сразу не получается выйти даже на нулевую рентабельность, т.е. расходы на аренду, обслуживание и налоги превышают выручку от автоматов.
4. Очень напрягает необходимость платить более 16 тыс. налогов по ИП (взносы во внебюджетные фонды) вне зависимости от того - ведешь ты деятельность или нет. Помимо этого платится ЕНВД.
5. Для массажного кресла гораздо проще найти выгодную точку, чем для копировального автомата.
6. Чем больше автоматов, тем рентабельнее бизнес, НО сразу купить много автоматов без привлечения кредитных ресурсов очень сложно. А кредиты резко снижают рентабельность и могут привести даже к банкротству, поэтому я к кредитам не прибегал.
7. Автомат всегда можно переставить с нерентабельной точки на более рентабельную. Это большой плюс. Но иногда очень напрягает этот постоянный поиск.
Теперь подробнее об автоматах:
Копировальные автоматы
Достоинства копировальных автоматов:
Копировальные автоматы под маркой "Копиркин" сделаны качественно. Вандалоустойчивые, удобные, с неплохим внешним видом. Очень удобна возможность отслеживать состояние автомата посредством смс, которые посылает автомат. Отлично работает купюроприемник. К монетоприемнику есть небольшие замечания, но не критические.
Служба поддержки производителя работает отлично. Бумагу практически не заминает. Замки от отсеков с деньгами очень надежные и прочные. Взлом практически исключен. Интуитивность встроенного меню, легкость настройки аппарата.
Основные недостатки, которые удалось выявить после полугода эскплуатации "Копиркина":
1. Большая стоимость автомата (я покупал по 108400 руб. за автомат, без учета стоимости доставки). При текущих доходах будет достаточно долго окупаться (более 2-х лет).
2. Некачественно сделаны наклейки на автомате. Постоянно отклеиваются. Если раньше производитель делал эти наклейки на сплошной полосе, то мне достались автоматы, где буквы вырезаны и отклеиваются. Поэтому их приходится периодически подклеивать.
3. Очень неудобно вставлять, а тем более доставать сим-карту из GSM модуля. Всего один раз вставив карту и ее достав я умудрился сломать механизм на одном из автоматов. Потом мне с большим трудом удалось снова вставить сим-карту.
4. Иногда заедает кнопка "СТАРТ" (возможно из-за того, что на нее ставят сумки и портфели). Поэтому приходится периодически выезжать по жалобам клиентов, которые заплатили деньги, но не могут сделать копию. Иногда, когда нет возможности быстро подъехать приходится возвращать им деньги (переводя их на сотовый клиента).
5. Нечасто автомат захватывает по два листа, вместо одного, что приводит к повышенному расходу бумаги. Справедливости ради надо сказать, что производитель говорит о том, что это чаще происходит с бумагой ненадлежащего качества. Но эксперименты показали, что такое происходит с любой бумагой, в т.ч. и очень дорогой только с разной периодичностью.
6. Дорогие комплектующие. А именно необходимость менять тонер-картридж (стоит около 5 тыс.руб., хватает по факту на 1500 - 2000 копий, хотя производитель говорит о 4000 - 8000 копий). И принт-картридж (стоит примерно 3,5 руб., заявлено, что должно хватить на 20000 копий, у меня пока не закончился, по этому фактический показатель не знаю).
7. Необходимость частых выездов (в среднем: раз в неделю - чаще, чем по массажным креслам), для решения проблем с клиентами и замены бумаги, инкассации денег.
8. Недавно возникла проблема с одним из клиентов, который требовал кассовый чек. Ссылка на письмо Минфина России от 14.04.2008 г. № 03-01-15/4-110, согласно которому разрешено не устанавливать ККТ в вендинговые автоматы, а также "признаются незаконными постановления налоговых органов о привлечении к административной ответственности за неприменение контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в случаях продажи товаров, оказания услуг с использованием торговых автоматов" клиент не успокоился и сказал, что будет жаловаться :(
9. Неудобный ящик для мелочи. Большинство монет не попадает в него из монетоприемника и падают на днище аппарата, откуда их очень долго и неудобно собирать. Особенно с учетом того, что все больше десятирублевых купюр изымается из оборота, количество мелочи, которой расплачиваются за копии растет угрожающими темпами. Например на данный момент в одном из автоматов из 2192 руб. выручки 772 рубля приходится на монеты и 1400 рублей на купюры. А вы представляете, что такое 772 рубля мелочью, причем в основном по 5 и 2 рубля? Жуть. Зато сейчас у меня совсем нет проблем с разменной монетой :)))
10. Практически не защищены от вандалов стекло экспонирования и кнопка "СТАРТ".
Массажные кресла.
Достоинства массажных кресел:
1. Относительно недорогие (в сравнении с копировальными автоматами). Примерная стоимость с учетом доставки около 60 тыс. руб. за аппарат.
2. Презентабельные и удобные.
3. Отлично делают массаж (!). Всем, кто ни пробовал - понравилось :)
4. Низкий расход энергии.
5. Не требуют постоянного внимания для обслуживания. Замечаний от клиентов по ним практически нет (в отличие от копировальных автоматов). Поставил и езди только для инкассации..
6. Низкая стоимость обслуживания.
Недостатки массажных кресел:
1. Очень тяжелые (более 80 кг) и негабаритные. Сложно перемещать с точки на точку. Хотя это с другой стороны может быть и достоинством.
2. Качество купюроприемника хуже, чем у копировальных автоматов. Переодически (не часто) купюры "зажевываются".
3. Для улучшения массажа по просьбам клиентов убрал внутренние подушки со спинки. С ними массаж был очень щадящим.
4. Не очень надежные замки на купюроприемнике (у копировальных надежнее).
5. Большие сложности с настройками аппарата. Меню непонятное и на китайском языке. Обращение к разработчику практически невозможно. Информация от поставщика по настройкам аппарата поступила очень скудная. Некоторые вопросы по настройке времени и стоимости сеансов так и не удалось решить. Кресла работают по предварительным настройкам.
З.Ы. Данную заметку я, по большей части, пишу для себя, чтобы через некоторое время посмотреть как изменилась ситуация, поэтому на какие-то глубокие исследования не претендую. Буду рад, если эта информация кому-то покажется интересной или полезной.