Кстати о пытках

Jan 05, 2013 13:49

Пока у нас тут обсуждают, как именно мучили Сергея Магницкого, в Америке ветеран ЦРУ Хосе Родригес написал колонку для "Washington Post", где обрушился на фильм "Zero Dark Thirty". Аргументы у него такие:

The film shows CIA officers brutalizing detainees - beating them mercilessly, suspending them from the ceiling with chains, leading them around in dog collars and, on the spur of the moment, throwing them on the floor, grabbing a large bucket and administering a vicious ad hoc waterboarding. The movie implies that such treatment went on for years.

The truth is that no one was bloodied or beaten in the enhanced interrogation program which I supervised from 2002 to 2007. Most detainees received no enhanced interrogation techniques, and the relative few who did faced harsh measures for only a few days or weeks at the start of their detention. To give a detainee a single open-fingered slap across the face, CIA officers had to receive written authorization from Washington. No one was hung from ceilings. The filmmakers stole the dog-collar scenes from the abuses committed by Army personnel at Abu Ghraib in Iraq. No such thing was ever done at CIA “black sites.”

The CIA did waterboard three of the worst terrorists on the planet - Abu Zubaida, Khalid Sheik Mohammed and Abd al-Rahim al-Nashiri - in an effort to get them to cooperate. Instead of a large bucket, small plastic water bottles were used on the three men, who were on medical gurneys. The procedure was totally unlike the one seen in the movie but was consistent with the same tactic used, without physical or psychological damage, on tens of thousands of U.S. military personnel as part of their training.

В чем здесь подвох? Во всем. Во-первых, есть большая разница между "использованием пыток при подготовке спецназа" и "использованием пыток для выбивания показаний". Если мистер Родригес любит садомазо с желающими этого партнерами, это его личное дело. А вот если он поймал на улице девушку и отстегал ее плеткой, это преступление. Пытка становится пыткой, когда вы используете ее против воли жертвы. Это очевидно. Что не мешало администрации Буша приказывать пытать людей, а ЦРУ - выполнять эти приказы.

Во-вторых, мне нравится аргумент "мы пытали их днями или неделями, но никак не годами". Какие добрые люди! Тем не менее, Калид Шейк Мохаммед был подвергнут водяной пытке 183 раза. Правда, каждый "раз" длился всего несколько секунд. Но каждый "раз" водяной пытки человеческий мозг осознает как утопление. В этом прелесть waterboarding. Это простая и короткая "процедура", которая воспринимается так, будто человек побывал на грани смерти.

В-третьих, прекрасно уточнение "мы не подвешивали их к потолку". Да, их приковывали к стене. Раздетыми. В камерах с нулевой температурой. И еще со сломанными ребрами. Это я не фантазирую - это дела о смерти заключенных, которые изучала американская прокуратура. Виновных, понятно, не нашли. Потому что это были санкционированные пытки. За несанкционированные издевательства "стрелочники" пострадали. См. Абу-Грейб.

В-четвертых, пытки наиболее интересных ЦРУ заключенных записывались на пленку. Можно ли эти записи посмотреть? Нет, нельзя. Потому что мистер Родригес уничтожил их в специальном шреддере. "По собственной инициативе". Наказали ли его за это? Нет. И это, опять же, не секрет. Мистер Родригес во всем признался. Также он как-то сказал, что если бы эти пленки увидели свет, репутация Америки была бы уничтожена.

В-пятых, об этих пытках могли бы рассказать выжившие. Но многим из них это делать запрещено, поскольку "техники ЦРУ" являются государственной тайной. И на американских судах по делам тех, кого американцы пытали, эту тайну разглашать запрещено.

В-шестых, что после всего этого сделал мистер Родригес? Написал книжку "Hard Measures". О том, какой он молодец.

Но знаете, что прекраснее всего? Что один из борцов с Родригесом - сенатор Маккейн. Потому что его пытали во Вьетнаме. С тех пор он пытки сильно не любит. И вот, не победив Родригеса и не добившись привлечения к ответственности людей, которые санкционировали и проводили пытки на контролируемой Америкой территории, Маккейн стал одним из "спонсоров" закона Магницкого. Мол, "мы не можем никого наказать за пытки в нашей стране, и потому будем бороться с тем, что в России людей избивают в тюрьмах".

Хотя есть, конечно, своя правда в том, чтобы не пускать в Америку наших "басманных" юристов, если в США есть собственные гении, могущие написать доклад о том, почему пытки, взятые из китайского руководства по пыткам американских солдат во Вьетнаме, не являются пытками и военными преступлениями. И это, опять же, не шутки и не домысел. Когда после 11 сентября в Америке запустили официальную программу пыток заключенных, в ее основу было положено военное руководство для подготовки спецназа. Которое, в свою очередь, было списано с китайского руководства для палачей, захваченного во время войны во Вьетнаме.

Конечно, все это не значит, что в наших тюрьмах можно над людьми издеваться. Но это значит, что у Америки нет никакого морального права за это преследовать. И, кстати, вариант правительства Обамы ("Мы подозреваемых не пытаем, мы их сразу убиваем, а потом секретим причины, по которым мы их убили") тоже никуда не годится.

знаменитости, маразм, политика, Россия, криминал, армия, США

Previous post Next post
Up