Религиозные обряды

Nov 14, 2012 17:36

Что-то люди нервно реагируют на фразу из проекта новой версии закона "О свободе совести и о религиозных объединениях":

Молитвенный обряд, а также религиозные обряды, сопряженные с насильственными действиями в отношении человека или животного, беспрепятственно совершаются в культовых зданиях и сооружениях, местах и объектах, специально ( Read more... )

психология, политика, религия

Leave a comment

inrisan November 14 2012, 13:39:49 UTC
Разве все что имеет приставку "само-" можно считать насильственным?

Reply

phd_paul_lector November 14 2012, 14:11:38 UTC
Вообще-то можно, если, например, придут перед шахсей-вахсеем: ну, ты придёшь ножиком резаться и мтальной плёткой стегаться? нет? так ты плохо-ооой мусульманин, запо-омним...

или когда скопцы (секта) платили неофитам (бывшим в сложном финансовом положении) за согласие на кастрацию

и т.п.

Reply

inrisan November 14 2012, 14:15:58 UTC
Если человеку важней деньги или имидж хорошего мусульманина, то его же выбор.
Насилие это когда против воли, против выбора.

Reply

john_banev November 14 2012, 14:50:00 UTC
Насилие по выбору и по воле чревато эксцессом исполнителя, это во-первых (во-первых, потому что предвижу, что именно это в большей степени определяет число жертв).
А главное, что насилие девальвирует фактор свободы воли и выбора до отрицательной величины. Этакий временной парадокс, насилие произойдет после выбора, но выбор все равно нельзя считать свободным.

Reply

inrisan November 14 2012, 14:53:38 UTC
Почему человек не в праве распоряжаться собой и своим телом, как хочет?

Reply

john_banev November 14 2012, 15:05:37 UTC
Вправе. Но желательно дома, в полном одиночестве, будучи в трезвом уме, твердой памяти и при умеренном психическом здоровье.
Обычно при таких условиях редко доходит до самобичевания.
В случае же участия людей во всяческих религиозных обрядах есть большие сомнения в чистоте свободы воли "добровольных" жертв.

Reply

inrisan November 14 2012, 15:13:59 UTC
Чем можно измерить чистоту свободы и добровольности? Я понимаю - паспортный возраст, но остальное?
Разве человек не имеет прав на собственные иллюзии, на помешательство, на нетвердый и не трезвый ум?
Разве не в праве самостоятельно отвечать за последствия своих решений, опять же, в отношении себя?

Reply

john_banev November 14 2012, 15:17:23 UTC
Тогда это будет не вполне самостоятельно. А в результате болезни, депрессии, угроз, подлинных или мнимых (что, кстати, можно приравнять к беспомощному положению, в категориях УК).
Мы же про самостоятельность говорим или стечение обстоятельств?

Reply

inrisan November 14 2012, 15:25:42 UTC
Я тяжело представляю религию, в которой практикуется само-ущемление и само-пожертвование без запугивания, и этической манипуляции - обещания иллюзорного блага. При такой трактовке условий, выходит так:
1) Легальна только та религия, в которой нет практики самоущерба (это еще вопрос, что им считать).
2) Нелегален самоущерб в религиозных мотивах (т. е. сделать татуировку с крестом нельзя, например)
Так?

Reply

john_banev November 14 2012, 15:32:53 UTC
Именно.
Все религии должны быть запрещены или разрешены по принципам, описанным у Розова в его Меганезийском цикле. В частности, религия не должна нарушать прав человека или способствовать их нарушению.

Reply

inrisan November 14 2012, 15:43:05 UTC
На мой взгляд, запрет религий не решит проблему людей, что вовлечены в культы, только полностью уведет религию в подполье, чем усугубит ситуацию. Человек, который стегает себя легально не так страшен, как тот, кто мало того, что стегает себя, так еще и нарушает этим закон.

Reply

john_banev November 14 2012, 18:18:56 UTC
Говорить о запрете религии нельзя, это сгоряча, конечно. Вера (доверие), в конце концов, нормальное свойство психики всех высших животных, включая человека.
Говорить следует о разрешении исповедовать всевозможные религиозные учения максимально безопасным для окружающих способом.
В частности, должны быть максимально ограничено возможности манипулирование поведением верующих. Ну и далее по ВХ.

Reply

boris_ivanov November 14 2012, 15:43:54 UTC
Ничего подобного. Именно в таких условиях люди замечательно доводят себя до самоубийства. Когда человек варится в ощущении собственной виновности, он самостоятельно может дойти до чего угодно (включая убийство других людей). Поэтому многие религиозные ритуалы сводятся как раз к тому, чтобы облегчить совесть человека. В том числе за счет экстремального физического испытания. Вообще, не стоит недооценивать связь душевного и физического. Именно поэтому я считаю, что лучше крестить окунанием, чем символическим обрызгиванием. Нужно обладать немалой фантазией, чтобы пережить обрызгивание как новый этап духовного пути.

Reply

john_banev November 14 2012, 15:52:29 UTC
Я же специально оговорил психическое здоровье.

Reply

boris_ivanov November 14 2012, 15:57:00 UTC
Чувство виновности замечательно возникает у психически здоровых людей. Собственно, способность здраво оценивать свою виновность - важный показатель вменяемости.

Reply

john_banev November 14 2012, 17:56:41 UTC
А в связи с чем оно вдруг возникает у здорового человека? Если только оно не навязано ему какой-нибудь религией? Поправка. Мораль тоже в целом религиозный фундамент имеет.
Убийство (по службе, например)? Общепризнанный стресс, нуждается в соответствующем лечении, не вопрос.

Reply


Leave a comment

Up