Евреи и Трулльский собор

Oct 30, 2012 01:27

borisakunin борется:

Всё началось с Трулльского собора, постановлениями которого оперировали эксперты обвинения по делу несчастных «кощунниц». Что за труляля такое, заинтриговался я и полез искать.

Кстати, мог бы объяснить читателям, почему "Трулльский собор" так называется. Хотя об этом легко прочесть в Википедии.

Правило № 62 в кратком каноническом пересказе звучит следующим образом: «Еллинских обычаев удалятися, личин на ся не налагати, и плясания не творити». Так, с этим ясно.

Правило № 75, которое тоже нарушили осужденные преступницы, вот какое: «Желаем, чтобы приходящие в церковь для пения не употребляли бесчинных воплей, не вынуждали из себя неестественнаго крика, и не вводили ничего несообразнаго и несвойственнаго церкви: но с великим вниманием и умилением приносили псалмопения Богу, назирающему сокровенное».

Согласитесь, более чем логичные правила для христианской Церкви. Они потому и выполняются до сих пор, что просты, понятны и естественны.

Там было принято еще много всякий мудрых решений, на том соборе. Например, правило № 11 запретило христианам под страхом отлучения дружить с иудеями, лечиться у них и в особенности (почему-то) ходить с евреями в баню. Думаю, если бы следствие работало добросовестней, то запросто могло бы обнаружить у злодеек среди друзей какого-никакого еврея, опять же есть дантисты, гинекологи. В общем, недоработка.

А вот тут интересно. Почему такое решение принял именно Трулльский собор (691-692)? Потому что отношения у христиан с евреями в то время были, мягко говоря, сложными. Например, в начале VII века персидские и еврейские войска взяли Иерусалим (в то время византийский) и устроили грандиозный христианский погром, преимущественно инспирированный евреями. Если верить византийской хронике, в резне 614 года погибли 60 тысяч человек. Некоторые - как мученики (то есть, они отказались принимать иудаизм).

Конечно, это было не первое и не последнее столкновение евреев и византийцев, и у евреев были веские основания для того, чтобы зачистить город от греков и предателей иудейской веры. Я не об этом. Я о том, что в то время христианско-еврейский конфликт не был дракой бритологовых бугаев и очкариков со скрипочками. У обеих сторон были ножички, и византийские тесаки не всегда были длиннее. На фоне таких страстей запрет мыться в евреями в бане (понятно, речь шла не просто о помывке...) был весьма мягким решением.

РПЦ, однако, находится не в Византии, а в России. Поэтому у нас про 11-е правило всегда знали, но никогда за его нарушение не наказывали. По крайней мере, мне примеры этого неизвестны. Так, первый "документированный" врач-еврей появился в России при Иване III (XV век). Кончил он плохо, но важен сам факт того, что ему доверили лечить наследника престола.

И эта была обычная практика при позднейших правителях. При дворе служили евреи-врачи, и им доверяли здоровье первых лиц государства. Хотя каждая смерть пациента неизбежно трактовалась как отравление или саботаж. Когда же после раздела Польши Россия внезапно получила огромную еврейскую диаспору, то наш государственный антисемитизм сосредоточился на зажиме еврейского бизнеса и крещении евреев-рекрутов, а не на преследовании вылеченных евреями христиан или на патрулировании бань. Про послереволюционные времена я и вовсе молчу.

В связи с этим, 11-е правило Трулльского собора в России можно считать фактически отмененным. Но соборные каноны - это не контракты, действующие целиком или никак. Закрепленный многовековой традицией отказ соблюдать одно неактуальное правило (в реальности, не одно, но это другая история) не отменяет обязанности соблюдать прочие правила. Особенно те, которые аккуратно соблюдаются уже почти полтора тысячелетия. Вот если бы русские православные столетиями несколько раз в год надевали маски и непристойно плясали в храмах, выкрикивая ругательства в адрес паствы и церковных иерархов, то обвинение "Pussy Riot" в нарушении общественного порядка было бы абсурдным. Но у нас даже юродивые такими вещами не занимались.

знаменитости, маразм, политика, армия, история, религия, этнография

Previous post Next post
Up