Простота хуже воровства

Apr 11, 2012 22:28

Авдотья Смирнова создает Фонд помощи детям-аутистам и их родителям. Однако ее познания об аутизме оставляют желать:

Давайте начнем с общего вопроса. Что вообще такое аутизм? Кого называют словом "аутисты"?
Смирнова: Я не медик и не психолог, поэтому этот вопрос, наверно, лучше адресовать не мне - я могу ответить только в общем. Аутизм - сложное заболевание, характеризующееся довольно сложными повреждениями. Кроме того, существует такое понятие, как аутистический спектр, включающий очень много подвидов этого заболевания.

Это не общий ответ, это непонятная ерунда. А ответить очень просто. "Аутизм - это неврологическое расстройство, характеризуемое существенными проблемами в социализации и общении". Это не полное медицинское определение, но этого достаточно, чтобы понять, с какими трудностями сталкиваются аутисты и их близкие.

Подвидов аутизма всего три - собственно аутизм (заметные задержки/проблемы в развитии речи), синдром Аспергера (отсутствие этих задержек) и болото однозначно не классифицируемых отклонений аутичного характера.


Зачастую люди полагают, что аутисты - умалишенные или, по крайней мере, умственно неполноценные. Это так?
Если считать 20 процентов сотрудников компании "Майкрософт", примерно половину Силиконовой долины, Вуди Аллена и математика Перельмана умалишенными, то, да, они умалишенные. У всех этих людей диагноз "аутизм".

Во-первых, однозначно говорить о диагнозе кого-либо можно лишь в том случае, если человек прошел медицинское обследование, получил справку и сделал ее достоянием общественности. Конечно, нельзя запретить гадать, чем страдают знаменитости. Но гадание - это не факты. Во-вторых, тут путаница понятий. "Умственно неполноценными" считают лишь классических аутистов, а тот же Аллен к ним явно не относится. Аспиков же обычно числят по ведомству "эксцентричных". То есть, не "больных", а "просто странных".

При этом низкий IQ у классических аутистов не редкость. Печально, но правда.

С чем связано увеличение числа детей-аутистов?
Существует масса теорий и объяснений. Это связано и с экологией, это связано и с препаратами, которые мы получаем в раннем детстве. Одна из теорий связывает возникновение аутизма с прививками, которые делают детям.

Число диагностированных аутистов действительно заметно растет. Однако этот рост почти полностью объясняется улучшением диагностики, повышенным вниманием родителей к аутичным отклонениям и так далее. Истерика по поводу прививок наделала много шума, но не нашла научного подтверждения.

Никто не рождается с диагностированным аутизмом - рождаются дети как дети. И в определенный момент ребенок, который абсолютно нормально развивался, сел в полгода, в год пошел, в полтора года заговорил, может вдруг в два года начать терять все эти навыки. И вот такой регресс как раз свидетельствует об аутизме.

Регресс речевых навыков действительно свидетельствует об аутизме, но не является его постоянным признаком. С аспиками, например, такого не бывает по определению. Да и для классических аутистов это не обязательно. Многие просто не начинают говорить до двух лет и более. Заметьте, что я говорю только и исключительно о речи. Потеря умения сидеть и ходить - из другой медицинской оперы.

Представим, что ребенку диагностировали аутизм в два года - тогда, если родители вовремя спохватятся, если они достаточно информированы, чтобы понять, заметить, найти правильных специалистов, провести правильные анализы, правильные тесты и так далее - то к школе ребенок уже будет полностью социализирован.

Шас, разбежалась. Да, правильное раннее вмешательство может помочь в той или иной степени. Скажем, большинство классических аутистов можно к школьному возрасту научить говорить. Но это - тот уровень, на который реально можно рассчитывать. "Полная социализация" - цель, объективно недостижимая. Потому что именно терапии, направленные на улучшение социализации, показывают минимальную эффективность как в случае классических аутистов, так и в случае аспиков.

И, кстати, школьная социализация - не показатель. Настоящие тесты социализации начинаются после завершения обучения и связанного с ним организованного общения.

Скажите, пожалуйста, что у аутистов с эмоциями? Они способны чувствовать так же, как другие люди, и сопереживать другим людям?
Да, способны, просто этим надо заниматься. Неправильно думать, что аутисты бесчувственны - напротив, они слишком чувствительны. Они не могут сопереживать, потому что не могут понять, кому именно сопереживать. Аутисты не знают, нужно ли сопереживать разбитой чашке, сломанной двери, плачущему человеку или шелестящей листве. Для них все это единый мир.

Чушь. Человеческое сопереживание бывает двух видов - интеллектуальное (я знаю, что другому человеку плохо, и поэтому я ему сочувствую) и подсознательное. Последнее основано на довольно хитром механизме, который зиждется на умении "читать" язык тела другого человека. То есть, ваше подсознание видит, что другой человек сигнализирует "Мне плохо!", и накачивает вас отрицательными эмоциями.

Поскольку у аутистов обычно есть проблемы со считыванием чужих невербальных сигналов, то подсознательное сопереживание у них либо ослаблено, либо не работает вовсе. Так что они полагаются на интеллектуальное сопереживание. А дальше вопрос в том, насколько оно развито и как именно оно выстроено у конкретного аутиста.

знаменитости, маразм, психология, медицина

Previous post Next post
Up