Бударагин во "Взгляде":
Если у вас есть дети, которые могут «что-то не то» прочесть, увидеть или услышать, воспитывайте своих детей самостоятельно: вы же зачем-то взяли на себя ответственность их родить, странно теперь перекладывать ее на несуществующих октябрят.
Этот призыв часто повторяют. Однако он - полная ерунда. Исследования показывают, что за формирование человека отвечают, в основном, два фактора - его гены и его референсная группа. То есть, люди, с которыми он общается, к чьему мнению прислушивается, кого хочет поразить... И так далее. Сразу после рождения это, разумеется, родители. Но по мере взросления и социализации родители быстро уходят в тень, а на первый план выходят сверстники - друзья, одноклассники, соседи...
Что из этого следует? Что если вы хотите воспитать своего ребенка определенным образом, вам мало компостировать ему мозги и подавать пример. Нужно еще окружить ребенка другими детьми, которых воспитывают схожим образом. На этом построены все культуры религиозных и национальных меньшинств. Живите с грузинским мальчиком в Тбилиси - он будет говорить по-грузински. Увезите его в Норильск, окружите русскими - он будет сопротивляться изучению грузинского и стесняться, когда вы будете с ним говорить на его родном языке. А вот если вы привезете его в место компактного проживания диаспоры - другое дело. И чем больше вокруг будет грузин, тем больше вероятность того, что он не только сохранит язык, но и толком не выучит русский.
Соответственно, если речь идет о духовно-этическом воспитании, то надо создавать определенную окружающую среду. Дети, родители, учителя... Как минимум, община людей со схожими взглядами. А еще лучше - село, поселок, город, страна. Чем больше людей вы "обратите в свою веру", тем больше вероятность, что ваши дети воспитаются нужным вам образом.