Разброд и шатания

Jan 20, 2008 18:03

Когда изучаешь большое и сложное явление, всегда есть соблазн взять первый попавшийся кусочек и объявить его главным куском головоломки. Хотя, на самом деле, у головоломки не может быть главного куска.

В изучении Японии такое случилось с буддизмом. Западники открыли для себя Дзэн, прикололись по поводу коанов и стали говорить, что Дзэн - главная секта японского буддизма. Конечно, трудно отрицать роль Дзэн в японской культуре, особенно в самурайской культуре времен Воюющих провинций и ранних Токугава. Однако, приглядываясь, нетрудно заметить, что важнейшей сектой японского буддизма была секта Тэндай, в наибольшой степени перенесшая в Японию наработки китайских версий махаяны. Именно секта Тэндай помирила буддизм с синтизмом, объявив ками (духов-богов синто) проявлениями энергии Будды, и внедрила базовые концепции японского искусства, дожившие до наших дней. Пресловутый настоятель Тоба, автор первой пра-манги, был важной тэндайской фигурой.

Другое дело, что для своего времени Тэндай была слишком элитарной, аристократической сектой. Разобраться в полноте ее учения мог лишь умный монах, всю жизнь посвятивший чтению сутр и духовным практикам. Поэтому от Тэндай начали откалываться "более народные" секты, бравшие понятный кусочек тэндайского учения и возводившие его на пьедестал. В частности, так появились секты Дзёдо Синсю (под лозунгом "Не хочу учиццо - хочу молиццо!"), Нитирэн ("Не хочу учиццо - хочу трудиццо!") и Дзэн ("Не хочу учиццо - хочу рубиццо!"). Первая, соответственно, была, в первую очередь, освоена крестьянами, вторая - торговцами, третья - самураями. И если после Второй мировой Дзэн нехило так ослабла (в связи с окончательным кризисом самурайского духа), то Дзёдо Синсю и Нитирэн неплохо себя чувствуют. А последняя даже породила несколько "новых религий".

искусство, манга, психология, прикол, история, религия, Япония

Previous post Next post
Up