Не пытайтесь поймать серийного маньяка!..

Dec 13, 2015 12:01



Британский сериал "Лютер" можно разбирать бесконечно. Его надо изучать в киношколах, заставлять смотреть всем начинающим сценаристам. На неделе у меня еще будет большой подробный пост о "Лютере" в честь запуска 4-ого сезона, а пока отдельная сцена.

Вот вам пример того, как работает "нелинейное распределение информации" в сценарии. Что это за белиберда, объясняю ниже. Термин не очень удачный, согласен. Но посмотрите видеоотрывок, это очень хороший пример того, как простая история с простой причинно-следственной связью может выглядеть намного круче, если подать ее зрителю не совсем стандартно и прямолинейно. Посмотрите сперва видео и только потом открывайте кат. Перед просмотром фрагмента (если вы не видели "Лютера") вам надо знать лишь то, что убийца в кепочке - это серийный маньяк, убивающий людей в общественных местах.

image You can watch this video on www.livejournal.com



Итак, что мы имеем?!
Начинается серия с того, что убийца готовится к своему теракту в общественном месте. Потом чернота, проброс во времени. Авторы не показывают резню. После черноты крик "Остановите этого мужчину!", и мы видим, как парень пытается догнать и остановить убийцу. Бегут долго, парень настойчив. Он его почти догоняет, убийца поворачивается, они сталкиваются... Но потом на лице у парня шок и удивление. Нет, даже не удивление, а какое-то разочарование, абсолютная безысходность и смирение... Взгляд убийцы понятный, ему интересно, он только что воткнул нож парню под ребра, он исследует свою жертву. Но почему парень такой растерянный? С чего такое смирение?

Сцена резко обрывается, начинаются титры. После титров детектив Лютер приезжает на место бойни, помощники вводят его в курс дела. И вот тут самое интересное. Помощник говорит Лютеру, мол, один парень пытался догнать убийцу, потому что убийца зарезал его невесту... Вот оно! вот она причина того, что парень так настойчиво пытался догнать убийцу, а когда получил нож под ребро, то ничего кроме сожаления он не испытал. Досада и сожаление. Нет страха смерти, потому что жить ему незачем, он только что потерял любимого человека, пытался отомстить, а не смог... Он проиграл. И достойно смиряется с поражением.

Представьте теперь эту ситуацию иначе. Нам показывают, как убийца режет невесту, убегает, а жених пытается догнать и тоже погибает. Лучше было бы? Сомневаюсь. Вот это именно то, что я называю "нелинейным распределением информации" по сценарию. Нам сперва дают некий факт, какую-то эмоцию, реакцию герою, но не дают причину. Следствие расположено по сценарию раньше причины. Первая наша реакция - удивление и непонимание. Но после того, как мы узнаем причину этого странного факта, на нас накатывает "Ого! Воооот оно почему все так!!!"

Пример, который я сегодня привел, очень простой. Такие сценарные фишки часто встречаются в арт-хаусе, больших драматических историях. Ранние фильмы Иньярриту ("21 грамм", "Вавилон") вообще полностью состоят из "нелинейной драматургии". А потому, когда такое используют в телесериале детективного жанра, это говорит об особом мастерстве и уровне авторов.

киноязык, сцены из фильмов, сериалы

Previous post Next post
Up