Брайан Де Пальма: как снимать эротику

Nov 19, 2015 15:02



Поцелуи, атмосфера, красивые актеры. Именитый режиссер Де Пальма ("Лицо со шрамом", "Неприкасаемые", "Роковая женщина") высказал несколько мыслей о специфике эротических сцен. Хороший сайт cinemotionlab.com их оформил в 7 тезисов. Я осмелился дополнить эту короткую статью некоторыми фотографиями, отрывком из фильма и комментариями.


1. Актеры должны быть красиво сняты



В эротике всегда есть немного иллюзорного. Вы должны показать обнаженное тело так, как это художники на великолепных полотнах изображали нагих женщин. Я подчеркиваю, что актеры должны быть сняты изысканно. С приходом цифровой съемки любовные сцены стали не очень хорошо освещать, а режиссеры, кажется, перестали уделять внимание тому, как выглядят актеры. Будто достаточно того, что мы видим их на экране. Это не та иллюзия, которую я стараюсь создать.

PS: на фото Антонио Бандрес и Ребекка Ромин-Стамос в фильме Де Пальмы "Роковая женщина" (2002).

2. Найдите правильного оператора



Для «Подставного тела» (1984) я очень долго искал оператора. Делал скрин-тесты со многими. У меня в кадре появлялись невероятные красотки, поэтому я хотел знать, что их снимут как надо. Так я нашел Стивена Берума, с которым работал и в дальнейшем.

PS: надо отметить, что первые два пункта Де Пальмы - это идеология, типичная для 80-90х годов. Как вы помните, тогда был настоящий бум эротических триллеров, а актер Майкл Дуглас его главным действующим лицом ("Роковое влечение", "Основной инстинкт", "Разоблачение"). Страстные тела, глицериновый пот, особое освещение - это все признаки того времени. Сегодня операторская работа тоже важна. Никто не спорит. Гаспар Ноэ в "Любви" это прекрасно доказывает. Но с другой стороны недавний пример "Нимфоманки" и "Жизнь Адель" говорит скорее о важности концепции, нежели гламурного освещения и изысканных панорам. И об этом Де Пальма говорит уже в следующем пункте.

3. Вам нужна концептуальная идея



Сегодня по кабельному так много секса и обнаженки, а в интернете - детской порнографии. Мы уже все видели человеческое тело с разных ракурсов, во всех мыслимых и немыслимых позах, так что к съемке эротической сцены нужно подходить с действительно новыми идеями. Просто показать поцелуи и момент соития - это уже неинтересно.

PS: я не зря сюда поставил кадр из "Роковой женщины". Помните, как Де Пальма превратил стриптиз в пытку и преступление, а лесбийский секс в похищение украшений? Слишком много театральности, как мне кажется. Но это право автора.

4. Не стоит недооценивать силу поцелуя



Благодаря Хичкоку, главное, что мы узнали о поцелуе, - что надо смотреть на лицо актера. Нужно видеть их реакцию. Вспомните, как Кэри Грант целует Ингрид Бергман в «Дурной славе» (1946 год, на фото, - прим. БГ). А многие режиссеры думают, что просто показать целующихся людей, получающих удовольствие, будет достаточно. Но так часто их глаза просто закрыты, а лиц не видно. И публике вообще ничего не понятно. В фильмах Хичкока герои целуют друг друга в шею и продолжают говорить. Они слегка целуются в губы, и вы видите их глаза. Как они реагируют. Именно так и создается эротизм в сцене.

PS: вот это святые слова! Поцелуй стал проходным местом в кино. Некоторые актеры просто не умеют целоваться. А другие целуются слишком обычно, чтобы это стало искусством... Я во время съемок своего первого полнометражного фильма "Арбузные корки" ставил актерам задачу - лишь только обозначить прикосновения губами, так сказать - попасть мимо губ, а сфокусировать все внимание на одежде и соитии. И делал это как раз для того, чтобы убить всю страсть между героями, которые наскучили друг другу и трахаются скорее на уровне инстинкта, без любви, механистично... Если говорить о примерах ярких поцелуев в современном кино, то опять назову "Любовь" Гаспара Ноэ. Ну и вспомните, как начинаются "Детки" Ларри Кларка. Крупный план двух детей, слившихся в поцелуе. Ярко, сексуально, эпатажно, а кому-то может показаться даже противным. С другой стороны рекомендую фильм Андрея Зайцева "14+". Хорошее кино, где эротика между двумя подростками неожиданно работает очень сильно, а их первый поцелуй, возможно, вообще самое лучшее из всего, что когда-либо снимали у нас про "нежный возраст".

5. Экранный секс ради эпатажа - устаревший прием



Не думаю, что в кино люди ходят за тем, чтобы смотреть эротику. Кабельное ТВ и порнография не сталкиваются с теми ограничениями, которые существуют для фильмов, идущих в кинотеатре. Поэтому сексуальные сцены там более откровенные. Так что не пытайтесь шокировать зрителя сексом - это уже прошлый век. Какую последнюю сексуальную сцену я видел в кино? Даже вспомнить не могу. Эпизод в душе с Энджи Дикинсон сегодня кажется каким-то благопристойным. Не думаю, что он шокировал бы публику. А на кабельном персонажей раздевают и насилуют почти нон-стоп. Голая девушка в душевой кабинке? Да пожалуйста!

PS: режиссер говорит о своем фильме 1980 года "Бритва". Еще один типичный триллер того времени с оригинальным названием "Dressed to Kill". Кадр чуть выше.

6. Необходима прелюдия



Вы должны выяснить, как создать напряжение и таинственность. Просто показав двух целующихся людей, которые потом попадают в постель? Но в этом нет никакой загадки, это настолько приземленно, что хочется промотать вперед. Вы сами видели все это тысячу раз. А ведь в эротизме столько игривости. Надо медленно пробуждать ее. Страсть так прекрасна. Может идти речь о двух танцорах, которые тянутся друг к другу, пока наконец просто не поцелуются. Это можно изобразить так изысканно, что появится сильнейшее эротическое воздействие. Вам просто необходимо показать прелюдию.

PS: из последних фильмов могу назвать отличным примером выше сказанного сцену из "Жизнь Адель". А именно сцену на траве в парке. Как раз перед первым сексом. Адель и Эмма сидят, едят курицу, болтают, камера в основном показывает лицо Адель. В этой сцене ее глаза буквально пожирают Эмму. А героиня Леи Сейду еще и дразнит Адель... Отрывок лежит на ютубе, если вам не хочется смотреть весь диалог, то поцелуй с третьей минуты видео. Хотя русский дубляж это просто пипец((

7. Посмотрите «Дочь Райана»



В этом фильме есть одна великолепная откровенная сцена - долгожданного рандеву героини с военным. Это сделано очень изысканно. Мы действительно чувствуем эту природу, полную эротизма. Потому что у режиссера Дэвида Лина была идея! Просто взял и отправил девушку на поле, где заставил ее заниматься любовью. Чувственность природы, которая окружает персонажей, предавшиеся любовным ласкам, - это прекрасно.

PS - вряд ли вы сможете досмотреть этот фильм до конца. "Дочь Райана" - довольная унылая мелодрама в 3,5 часа о замужней даме и ее любовнике. А вот эротическую сцену я вам могу показать. Лично мне она кажется чрезмерно театральной. Секс показан с дополнительными символами и через так называемое "отраженное действие". Но если две паутинки - это, действительно, очень изящно, то вот два одуванчика - это перебор, как мне думается.

image You can watch this video on www.livejournal.com



киноКухня, Прием Отраженка, сцены из фильмов, киноретро, режиссеры, эрос, киноязык, кино

Previous post Next post
Up