Новый киноязык. Как нам показывают смс-ки и чаты?

Sep 21, 2015 14:04



Киноязык - штука, постоянно развивающая, и он отчаянно старается отражать реальную жизнь со всеми ее пертурбациями. Когда появилось телевидение, кинорежиссеры начали ставить в кадр телевизоры, крутить по ним фильмы, цитировать, намекать на характер и вкусы своих героев. Появление сотовых телефонов дало возможность героям связываться с коллегами из самых неудобных мест планеты и решать свои проблемы (Малдер, это Скалли, где ты???). Кое-кто даже построил на телефонных разговорах одну из самых популярных франшиз, где за неправильный ответ о любимом фильме ужасов ты получал перо под ребро. Нынче мы активно общаемся в социальных сетях, кто-то из вас даже этот текст сейчас читает в метро на смартфоне. Что уж говорить про смс-ки! А какие детективные интриги можно развивать, если жена вдруг не стерла переписку с любовником или муж не удалил фотографию своей стюартдессы Жанны кверху попой!

В фильме "Арбузные корки", который я сейчас монтирую, тоже есть место смс, твиттеру и контакту. Так что я с недавних времен изучаю современный визуальный контент (кино и тв) на предмет того, как мои коллеги решают вопрос с визуализацией разговоров в сети. Сегодня речь пойдет о российских сериалах...



Когда я завожу с коллегами тему о визуализации смс на экране, все первым делом вспоминают сериал "Шерлок". Совершенно верно. В английском сериале переписка смс-ками очень важный элемент отношений героев. Мало того, зачастую этот принцип визуализации виртуального общения дает очень эффектные решения. Например, когда злодей устраивает массовую рассылку....



В российском телеэфире до недавнего времени с подобными визуальными решениями было туго. Возможно, именно "Шерлок" дал смелость нашим авторам. И ниже вы увидите очень крутые примеры. Но еще пять лет назад Валерия Гай Германика в сериале "Школа"  стала давать переписку героини в контакте большими буквами на экране. Это казалось очень смелым и необычным решением для нашего телепродукта. Но при этом абсолютно естественным и очевидным. Это лучше, чем снимать бликующий монитор. Я могу ошибаться, но до "Школы" я подобного в нашем телеящике не припомню.



На данный момент в российском телеэфире есть как минимум два сериала, в которых смс-переписка (и не только!) является важным и неотъемлемым элементом драматургии. "Сладкая жизнь" и "Закон каменных джунглей". Оба сериала вышли на ТНТ и стали очень популярными. Интересно, что в другом хитовом сериале "Мажор" (Первый канал) тоже важную роль играли смс-ки, но авторы предпочли показывать крупно телефон. Подозреваю, что этот вопрос формата каналов. Потому что у ТНТ чуть ли не в каждом продукте уже на уровне сценария есть шутки или ходы, связанные с телефоном. Например, вот "Интерны".



Но в "Интернах" смски совсем не главное, поэтому их там мало. В "Законе каменных джунглей" было бы очень странно не показывать графику, так как речь идет о подростках, а телефонная переписка - это половина их обычного общения со сверстниками. Перед нами весь спектр. Есть чат в контакте...





Есть смс-ки.



И мое любимое: смайлик. Возможно, перегнули палку с выходом героя на передний план, но состояние героя после "поцелуйчика" вполне хорошо показано. Плюс, конечно, такой смайл должен быть огромным, а не маленькой фигулькой внизу экрана...



Гораздо масштабнее электронные переписки показаны в "Сладкой жизни". Что мы здесь имеем? Если вы заметили, то  в "ЗКД" переписка приведена к одному формату: прямоугольник, усредненный шрифт текста и только разные цветовые подложки для того, чтобы отделять графику от цветового гаммы кадра. В "Сладкой жизни" визуализация общения максимально реалистична. Авторы взяли за основу дизайн айфона и поехали! Тут вам и пульсирующая картинка с именем на входящий звонок....



И пропущенный вызов...



И обычное смс.



И даже фото шлют на телефон...



А это уже не телефон, но тоже забавно. Нам показывают как на сайте знакомств реагируют на новую соблазнительную фотографию героини. На этом кадре не видно, но цифры растут...



Отдельное место в этом посте должен занимать сериал "Лондонград". Там смс-ки порой сделаны очень к месту. Но продукт еще слишком свежий. Так что о нем поговорим в следующий раз, а пока резюме...

РЕЗЮМЕ.

- Западный мир уже лет пять живет в Золотом Веке Телевидения. Мы его только догоняем, но это не важно для данного разговора. Важно то, что киноязык приобретает более современные формы именно в телепродукте. Оказалось, что драматургия кино менее подвижна и лояльна к современным реалиям. Арт-хаус сейчас больше сконцентрирован на социальной тематике, а блокбастеры на бей-стреляй-беги. Именно в телеконтенте драматурги имеют возможность ломать сюжетные линии одним только смс-сообщением. Плюс телесериалы - штука более динамичная. Снимать и показывать после звонка дополнительный крупный план на телефон и дать время людям прочитать текст - это можно в кино, но на ТВ время дорогое.

- Я вангую, что графическая визуализация смс-ок станет нормой. Возможно, не будет такого количества графики, как в той же "Сладкой жизни". Скорее всего авторы наиграются с драматургией, основанной на смс, им надоест. Буду искать что-то новое.

- Развитие технологий будет и дальше влиять на визуальный контент. Доступность видеосообщений и видеочатов с хорошим качеством и скоростью типа 4g даст сюжетные повороты, в которых Малдер будет рассматривать трупы инопланетян на дальнем Севере вместе с физиономией Скалли в смартфоне. Подобное уже встречается, но еще не стало нормой, как разговор по сотовому.

- Опыт продюсерского проекта Тимура Бекмамбетова "Убрать из друзей" открывает новый жанр в хорроре, снятый без камеры, но с большой долей текстовой и визуальной информации на дескотопе ноутбука героя, который для нас является и киноэкраном.

- Мы все привыкнем к этому, как привыкли к телевизорам в домах героев из любого кинофильма.

Прием Графика, киноязык, киноРус, сериалы, кино

Previous post Next post
Up