Я называю такой прием монтажа "переглядки с памятью". В первом кадре героиня по имени Шерил останавливается, поднимает глаза и смотрит в камеру. Следом второй кадр: Шерил вместе со зрителями видит некий эпизод из пришлого... Часто в таких сценах персонаж из флэшбэка тоже смотрит в камеру. Получается, что герои смотрят в камеру на зрителя, а по сути - друг на друга. Кроме этого в фильме "Дикая" режиссер Жан Марк Валле применяет еще более хитрый и навороченный монтаж, чтобы его героиня могла "переглядываться" со своей прошлой жизнью.
1. Вот перед нами сцена. Шерил вспоминает день, когда ее мать умерла в больнице. Сперва мы видим, как девушка идет по лесу и задумчиво смотрит вдаль. В следующем кадре мы видим ее воспоминание. Заметьте, как расположены герои в этих кадрах, а именно по принципу диалоговой "восьмерки". Получается, что в первом кадре Шерил как будто бы смотрит на второй кадр, а точнее - на себя в детстве, брата и мать...
2. Дальше следует кадр из больницы. Шерил идет по коридору.
3. В следующем кадре нам показывают не то, что в конце коридора, а опять Шерил в лесу. И она опять смотрит вдаль.
4. И вот только теперь следует кадр с надписью на палате, которая подразумевает, что мать героини умерла. Получается, что эту табличку видит и "Шерил в коридоре" и "Шерил в лесу". Очень крутой прием монтажа, как мне кажется...
5. В финале этого большого эпизода Шерил забегает в палату и обнимает мертвую мать.
**********************
Прием "переглядки с памятью" используется давно и довольно часто, когда надо вставить флэшбек. Вот вам для примера фильмы Тарковского "Ностальгия", "Зеркало", плюс английский сериал "Бродберч (Убийство на пляже)".
1.
2.
3.