История о ленинградской проститутке, выскочившей замуж за клиента из Швеции, вышел на отечественные экраны в 1989 году. Повесть Владимира Кунина его же усилиями превратилась в немного измененный текст киносценария, а затем - в фильм Петра Тодоровского. "Интердевочка" стала самой популярной картиной в 1990 году (по опросу журнала "Советский экран"), а посещаемость кинотеатров в те годы зашкаливала!
История, действительно, получилась плотной: сперва даже забавной, но в итоге трагичной. Выскажу личное мнение, что фильм с годами немного устаревает, это логично, меняется стилистика кино (музыка, игра актеров, монтаж) да и общая трэшовость советских реалий весьма специфична. Однако сама повесть и сегодня читается очень круто - легко и актуально. Хороший язык, яркие герои, порой неожиданные драматические повороты.
По традиции своего блога сравниваю несколько фрагментов. Текст и кино.
1. Начало.
Здесь текст и экранизация почти идентичны, хотя авторы фильма, конечно, не стали в первых же кадрах раздевать актрису.
«Времени было еще навалом. Я стояла у распахнутого окна в одних туфлях и трусиках - и не торопясь застегивала лифчик. Я знала, что и без шмоток выгляжу - будьте-нате, и была уверена, что он сейчас с меня глаз не сводит. Но если с вечера во мне к мужикам еще что-то шевелится, то к утру уже все до лампочки. И моя неторопливость - просто результат привычки.
С высоты десятого гостиничного этажа я видела плывущий по Неве буксир и баржу с желтым песком.
- Я люблю тебя, Таня, - сказал он у меня за спиной.
Он неплохо трекал по-нашему. Даже надбавку получал в своей фирме за знание рус»
«русского языка.
- Я тебя тоже, - ответила я, не оборачиваясь. Он мешал мне слушать мелодию с проплывающей внизу баржи.
- Я хочу жениться на тебе, - с чувством сказал он.
Ох, черт побери! Неужели - все? Неужели точка?!
Я резко повернулась к нему. Он все еще лежал в неширокой гостиничной кровати и напряженно щурил свои близорукие глаза.
- Слава те, господи! - я даже рассмеялась. - Наконец-то раскололся!..
- Что?
Я заметила, что с ним и вообще с иностранцами, говорящими по-русски, я всегда разговариваю упрощенным языком. Это происходит помимо сознания. Может быть, я инстинктивно стараюсь облегчить им общение со мной?
Я села к нему на кровать, погладила по лицу:»
«- Ты действительно хочешь на мне жениться?
- Да, - он положил голову мне на колени. Волосики у него были мягкие, реденькие, с пепельной проседью. - Я уже говорил со своей папой и мамой.
Это становилось серьезным.
- И мы уедем к тебе?
- Да. Если хочешь.»
2. ДИАЛОГ С ОТЦОМ
Одна из ключевых сцен в фильме, после которой героиня идет на крайние меры, чтобы все-таки уехать в Швецию. В книге очень точные диалоги. Да и в кино сцена прекрасна разыграна актерами. Образ отца весьма точный.
- Черт с тобой, - сказала я. - Наливай.
Он проворно достал откуда-то мутноватую захватанную бутылку, две кошмарные копеечные рюмки и прикрыл дверь кухни. Наполнил рюмки и разрезал одно яблоко пополам.
- Ну что ж, - сказала я. - Давай выпьем, «папочка». Давай выпьем с тобой, Николай Платонович Зайцев, за то, что ты, сукин сын, старый кобель, бросил нас двадцать три года тому назад и ни разу у тебя сердце не защемило - как там поживают твоя бывшая жена Алла Сергеевна и дочь Татьяна Николаевна. Давай выпьем это твое вонючее пойло за то, что ты еще троих детей настрогал, а кормить их не научился, чтобы хоть под конец твоей никчемной жизни они выросли нормальными ребятами, а твоя жена поправилась бы!
Я выпила, а он снова стал плакать.
- Пей! - сказала я. - Сам же хотел выпить. Какая тебе разница за что пить?
Он испугался и выпил. Судорожно вздохнул, поднял на меня полные слез глаза, проговорил трясущимися губами:
- Что же это вы все такие жестокие?..
- С волками жить… - сказала я. - Давай, одевайся. Поехали к нотариусу.
- Зачем?
- То есть как «зачем»?! Чтобы ты там заявил, что против моего выезда не возражаешь и материальных претензий ко мне не имеешь!
Я увидела, что он снова взялся за бутылку, и прикрыла свою рюмку ладонью. Он налил только себе и вдруг улыбнулся беззубым ртом:
- А если имею? - и выпил. - Материальные претензии?
- Ты… Ко мне?! - я смотре»
«смотрела на него во все глаза. - Ты?! Да я тебя в порошок сотру, гад ты этакий…
- И никуда не уедешь, - он наглел с каждой секундой. - За все в жизни надо платить, Татьяна.
На мгновение мне показалось, что это сон, - и стоит только мне открыть глаза… Он сидел передо мной - грязный, небритый. Пьянехонький с двух паршивых рюмок, - и смотрел на меня победитель победительно и непреклонно. Я даже задохнулась от омерзения и ненависти, но взяла себя в руки и почти спокойно спросила:
- Сколько?
- Это как посмотреть… - ухмыльнулся он.
- Сколько? - Я понимала, что он взял меня за глотку.
Он показал мне три растопыренных пальца.
- Рубля? Червонца? Сотни?
- Тысячи, - сказал отец и налил себе третью рюмку.»
3. ПОПЫТКА ИЗНАСИЛОВАНИЯ
Почти классическая сцена, в которой героиня получает этакий "удар из прошлого". Пьяный друг ее мужа начинает приставать, обзывая "шлюхой". Не припоминаете, в каком фильме была подобная сцена? Намекну. Там еще играют Ричард Гир и Джулия Робертс.
«Наверху, в спальне я быстро сбросила замызганное платье, осталась в одних трусиках (лифчики здесь я совсем разучилась носить), открыла шкаф и достала оттуда летние джинсы и светлую кофточку. И наткнулась на давно припрятанную бутылку с остатками джина. Взяла ее - ну, совсем на донышке! - и прямо из горла прикончила. И вдруг услышала шаги на лестнице. Не хватает еще, чтобы Эдик увидел эту мою заначку! Я сунула бутылку под кровать и крикнула:
- Эдик, ты? - и обернулась.
В дверях спальни тяжело дышал пьяный Гюнвальд Ренн. Я испугалась, схватила джинсы, прикрыла ими грудь.
- Ты что?! Уйди сейчас же! Не видишь, переодеваюсь!.. - я и не заметила, что в растерянности и испуге стала говорить по-русски.
Огромный Гюнвальд прикрыл дверь и молча, не сводя с меня глаз, стал расстегивать брюки.
- Что ты делаешь?.. - я даже кричать не могла. Окно спальни было открыто и меня могли услышать в саду. - Прекрати сейчас же!..
Я попыталась проскользнуть мимо него к двери, но он перехватил меня, вырвал джинсы и стал осыпать меня поцелуями.
- Пусти!.. Отвяжись, дурак пьяный!.. Отпусти меня!..
- Я тебе заплачу!.. - бормотал он и тащил меня к постели. - Я тебе заплачу даже больше, чем платил тогда в Ленинграде! Надеюсь, ты помнишь, сколько я там тебе платил?!
- Отпусти, подонок! Мразь!.. Сволочь!.. - он выламывал мне руки и силы мои были уже на исходе. - Как ты можешь?!.. Ты же в моем доме! В моем доме!..
- Это ты в моем доме! В моей стране!.. - хрипел он, сдирая с меня трусики. - Тем, что ты здесь живешь, ты обязана мне! Это я подложил тебя под Эдварда, дрянь!.. Помнишь, кем ты была? Проститутка!!!
Он бросил меня на кровать и стал лихорадочно стаскивать с себя брюки. На мгновение я высвободилась, случайно нащупала рукой бутылку из-под джина у кровати и со всего размаха опустила ее на голову Гюнвальда Ренна. Осколки брызнули словно от взрыва. Обливаясь кровью, Гюнвальд обмяк и стал оседать на пол.»
PS - а вообще в фильме очень мало расхождений с книгой. Повесть очень кинематографично написано: просто бери и снимай. Навскидку можно вспомнить 3 серьезных различия:
- добавлена сцена с проституткой, которая повезла в Германию героин;
- из фильма до минимума убрали линию с учеником Козловым;
- в кино иначе расставлены нюансы отношения с японским клиентом, т.е. в книге Таня признается, что получала удовольствие от секса, а в кино это показано как унижение проститутки.
* * *
СМОТРИТЕ КИНО!
Но не забывайте читать книги!