Снимать кино просто, или Засуньте учебники в задницу!

Aug 28, 2014 14:01



В магазинах валяются десятки книг по кинодраматургии и даже пособия для начинающих режиссеров. Лично я разделяю мнение, что научиться писать сценарии и снимать кино по учебникам нельзя. Практика. Личная практика плюс жизненный опыт на основе элементарных профессиональных знаний. Это единственный путь для достижения чего-то вразумительного в профессии режиссера или драматурга. Единственные книги о кино, которые я принимаю во внимание - это авторские тексты практикующих профессионалов.

Вот, например, 6 советов для начинающих режиссеров от Райана Джонсона. Человек, снявший десятки короткометражек в институте, затем 3 весьма крутых фильма ("Кирпич", "Братья Блум" и "Петля времени" с Б.Уиллисом), а еще позже несколько серий "Во все тяжкие", в числе которых одна из лучших - "Ozymandias" - с шикарным сценарием, отмеченным на днях премией "Эмми". На данный момент Райана Джонсона рассматривают как потенциального режиссер 8-ого и 9-го эпизодов Star Wars.




Читайте интересные вещи, не имеющие ничего общего с тем, о чем вы пишите.
Я сейчас нахожусь на этапе поиска новых идей, поэтому этот пункт пришел мне в голову первым. Когда я ищу вдохновения, помимо изучения источников информации, посвященных моей идее, я стараюсь расширить сеть поиска и уйти в "неизведанные воды". Если вы работаете над вестерном, почитайте биографию Эйнштейна, а если вы взялись за фильм ужасов, то покопайтесь в работах Юнга, в истории Французской революции или перечитайте короткие рассказы Толстого. Выбирайте все, что вам интересно, и что как можно более отдалено от вашей собственной идеи. Когда вы читаете книгу, никак не связанную с вашим фильмом, и когда, читая один из параграфов, вы обнаруживаете огромное сходство с вашей историей, это ощущение сродни тому, как-будто вы нашли золото. Это своего рода уникальное вдохновение, с которого начинается что-то интересное.



Слушайте.
На протяжении всей съемочной работы я не перестаю заниматься одной вещью - слушать. Я вырос, снимая короткометражные фильмы с друзьями, и когда я перешел к полнометражному кино, мне приходилось управлять всеми направлениями процесса, рисовать ко всему раскадровки и диктовать ход фильма, который лежал в моей голове. Я не думаю, что это плохо; я думаю, вам необходимо держать в голове ваш фильм и четко себе представлять, как фильм будет сниматься и что нужно для реализации вашей задумки. Но я также осознал, что моя самая главная задача - "присутствовать" на площадке, не терять бдительности, и если появится что-то новое, нужно быть открытым к этому. Наверняка это звучит достаточно очевидно, но я медленно учусь, поэтому я рисую раскадровки и все тщательно планирую. Но я всегда готов выслушивать, наблюдать, подмечать и отреагировать.



Снимайте как можно больше фильмов.
С окончанием высшей школы я снял около 80 короткометражек, и 78 из них были абсолютно ужасные и непригодные к просмотру. Тупые пародии с друзьями, экшны с игрушечными солдатиками, пошлые шуточные ролики и ТВ-пародии, пара роликов о "Гамлете" и "О дивный новый мир" для изложения по прочитанным книгам. Ни одна из этих работ не увидела свет. Но, снимая эти 80 фильмов, я узнал больше, чем проведя 4 года в киношколе.
Я привык к тому, что держу камеру в руках, что ищу ракурсы и формирую (сырой) визуальный язык. Я не думал о звуке и о монтаже, я просто компоновал кадры и смотрел, подходят ли они друг другу. Пройдя через все это, даже если это было плохо, я смог набраться тех знаний, которые позволили мне перейти на более высокий уровень. Камера на моем iPhone в тысячу раз лучше, чем Hi8-камера, которую я тогда таскал с собой, а за iMovie я бы что угодно отдал. Если вы сейчас учитесь и хотите снимать фильмы, вам необходимо сделать следующее: Прямо сейчас. Прекращайте читать. Начинайте снимать.



Попробуйте снимать на пленку.
Этот совет актуален на октябрь 2012 года, и если вы читаете это позже, то можете пропустить это.
Пленка исчезает. Быстро исчезает. Мы сняли все наши фильмы на 35мм пленку, и в киношколе мы снимали короткометражки на super 8мм и 16мм. Понимаю, что это дорого, что для этого понадобится потратить много нервов. Но через 10 лет этого просто не будет. Поэтому я советую вам попробовать. Снимайте, если есть такая возможность. Если вы снимаете на цифровую камеру, попробуйте отложить ее в сторону и снять хотя бы один ролик на 8мм пленку. Если у вас будет бюджет, используйте 16мм. Во-первых, вы узнаете, насколько круто выглядит изображение по сравнению с цифрой. Во-вторых, истекают последние деньки пленки, никто не знает, сколько еще мы будем иметь удовольствие работать с пленкой, и для вас это будет неоценимый опыт, этот шум, этот запах, эта магия работы с пленкой, когда вы осознаете, что получили ваше изображение.



Смотрите коллекционные фильмы.
Я часто вслепую выбираю классику для просмотра, о котором я мало что знаю, но который рекомендован каким-то известным лейблом (как Criterion в США или Masters of Cinema в Британии). Я всегда получаю удовольствие от этого. Иногда просмотр приводит к легкому удовлетворению, иногда можно заскучать. Но когда какой-то фильм по-настоящему увлекает вас, то это не только новые впечатления, но с этим вы узнаете о новом режиссере или жанре или периоде, о котором мало что знали. Не прекращайте открывать для себя новые горизонты.



Не гонитесь за тенденциями.
Когда я пытался "войти в кинобизнес", время от времени я расстраивался, когда слышал "Эх, черт возьми, в этом году X привлек к себе огромное количество внимания, мне стоило бы снять похожий проект." Потом я брался за свой X, будь-то короткометражная пародия или сценарий, неважно, и, очевидно, это был неоригинальный вторичный продукт. Поэтому я понимаю, что это впустую потраченное время, которое не продвинуло меня ни на шаг вперед. В конце концов, фильм, благодаря которому меня заметили, был о том, о чем никто не просил - необычная детективная история о студентах - но фильм был полностью мой. Это мой индивидуальный голос, это то, к чему я был неравнодушен и в чем глубоко заинтересован. Думаю, ключевой урок, который я получил, это не стремиться угадать настроения кинобизнеса, а сконцентрироваться на своей идее и работать над ней. Развивайте то, что внутри вас, что вас заботит и отличает от других. Это то, что имеет большие шансы вывести вас в мир большого кино. И даже если этого не случится, фильм все равно останется таким, который вас интересует и что-то для вас значит. Если вы снимите короткометражный фильм, которым будете гордиться, честную и правдивую историю, которую увидят 200 человек на Youtube, это будет более продуктивный и ценный опыт, нежели гоняться за чужой мечтой, в каком бы то ни было направлении.

Источник: snimifilm.com



киноКухня, режиссеры, кино

Previous post Next post
Up