«КОНЕЦ КАРПАТСКОЙ РУСИ?»

Feb 17, 2016 21:33





Алексей Юлианович Геровский
«КОНЕЦ КАРПАТСКОЙ РУСИ?»

«Свободное Слово Руси»
№3-4(159-160) март-апрель 1972 года



Краткий обзор истории Закарпатья. В древности почти все Карпатские горы были русскими. Словаки жили за Татрами, а Волохи за Дунаем. - Целый Ардял (Семигород, Трансильвания) был русским. - Когда и каким способом Мадьяры, Волохи и Словаки захватили русские земли? - Теперь коммунисты насильственно украинизируют Карпатскую Русь.

Карпатской Руси действительно угрожает большая опасность. Народ там останется, но удержит ли он свою русскость? Выживет ли Русь? Не превратится ли она в Украину? Русь в Карпатах старались уничтожить Австрия, мадьяры, Рим и немцы, но никому из них это не удалось. Наш народ остался русским. Но то что не удалась ни Австрии, ни мадьярам, ни Риму, может удастся коммунистам, которые решили во что бы то ни стало уничтожить Русь в Карпатах и насадить там украинство.

История знает наш русский народ в Карпатах уже более чем тысячу лет. За это время через Карпаты с востока прошло много народов: готы, гунны, обры, мадьяры, печенеги, татары. Они уничтожали все, сжигали села, убивали людей. Но все это наш народ перетерпел и пережил и остался тем, чем был: русским.

Не вся та земля в Карпатах, что тысячу лет тому назад была русскою, осталась таковой, далеко не вся. Много стародавной русской земли в Карпатах пропало. Где тысячу лет тому назад жил русский народ, теперь живут словаки, волохи, мадьяры.

Больше всего русской земли в Карпатах присвоили себе волохи. Некогда целый Ардял был русским. Теперь там уже нет ни одного русского села, живут там одни волохи и мадьяры. Волохов в Ардяле - три миллиона, а мадьяр-секелов - полмиллиона.

В западной части Закарпатья вся земля на восток от Татранских гор была русской. На Спише, Шарише, Земплине не было ни одного словацкого села. А кроме того и в долине реки Грон жили русские достигая самого Будапешта. Теперь в долине этой реки народ говорит по-словацки, и на восток от Татр большая часть Спиша, Шариша и Землина населена словаками или ословаченными русскими.

Карта на обложке указывает, где русский народ жил в Карпатах и на равнинах Притисья лет 800-1000 тому назад и что им было утеряно.

Как следует из приведенной карты, русский народ удержал в Карпатах не более, как одну десятую часть той земли, которая тысячу лет тому назад была русской.

Когда наш народ потерял эти земли и почему так случилось?
Причина была не одна, их было много. Главные из них - следующие:
1.Нашествие мадьяр в девятом столетии;
2.Нашествие татар в XIII столетии;
3.Переселение волохов (румын) с балканского полуострова на север, начавшееся в XII ст. и продолжавшееся в следующих столетиях;
4.Завоевание турками Угорщины в XVI ст.;
5.Борьба ардяльских князей с Габсбургами, продолжавшаяся 150 лет на карпаторусской земле.

Нашествие Мадьяр
В конце IX столетия с востока появились мадьяры. Под давлением печенегов они пере¬шли Карпаты и поселились в Паннонии на равнине, на берегах рек Тисы и Дуная. Мадьяры были кочевниками, привыкшими пасти скот в степях и ловить рыбу. Вот почему они поселились на равнине при Тисе. Земледелия они не знали. Со временем они научились обрабатывать землю у славян, среди которых по-селились, то есть у наших предков на востоке и у словаков и словенцев на западе. Мадьяры не имели в своем языке земледельческих тер¬минов и выражений. Вместе с земледелием они взяли у славян и нужные для земледелия слова. Так они и теперь еще называют сено - сейно, солому - солмо, грабли - геребле, а косу - косо, вилы - вило, колос - колас. „Копать" по-мадьярски будет „копални". От наших православных предков мадьяры приня¬ли также и христианскую веру1). Поэтому еще и теперь они называют своих священников попами; хотя они позднее поддались Риму, но попы остались попами. Вечерню мадьяры на¬зывают „вечернье" крест - „керест", а чудо - „чадо". Некоторые дни недели мадьяры называют по-русски. Среда по-мадьярски - „сердо", четверг - чутёртёк, пятница - пентек, а суббота - сомбот. Один сорт токайского вина мадьяры называют „самородни" - самородное.

1) На коронационной мантии мадьярского коро¬ля св. Стефана вышит иконостас и над ним над¬пись на церковно-славянском языке: „Буди, Гос¬поди, милость Твоя на нас, ныне и во веки", а под ним слова: ,,Господи, ущедри ны, и благослови ны, просвети лице Твое на ны и поминуй ны". Св. Стефан предоставил своему сыну Емериху титул: „Дукс Рутенорум", то есть русский князь.

Наши предки, жившие на равнине, перемешались с мадьярами и таким образом исчезли. Мадьяры основали на придунайской равнине свою державу и мало-помалу подчинили себе соседние земли и народы.

Нашествие Волохов
Мадьяры забрали от нашего народа равни¬ну, а волохи - горы, верховину в восточных Карпатах. Волохи начали селиться в русских ардяльских (семиградских) горах в двенадца¬том столетии. Они не завоевали Ардял силою. Не было никаких войн. Они в Ардяле не основали своей державы. Волохи пришли из-за Дуная и мало-помалу переходили через Карпаты в Ардял со своими стадами овец и селились среди русского населения. Места было много. Волохи были одной веры с русскими. Они были православными и молились они по-русски или по церковно-славянски. Только пятьсотлет спустя, т. е. в семьнадцатом столетии церковные книги были переведены у них на волошский язык. Но еще и потом двести лет волохи писали и печатали свои книги хоть и по-волошски, но церковно-славянским письмом. Вот почему наш народ в Ардяле так легко смешался с волохами. Волохов пришло на ардяльскую верховину великое множество и среди них русские как бы растворились. Но еще в XV столетии во многих частях Ардяла народ говорил по-русски. И теперь еще повсюду там сохранились русские названия рек, гор и сел. На самом юге, недалеко от сербской границы, имеются горы, которые румыны называют русскими и река, называющаяся "русской".

Д-р Ядор Н. Сприпский в своей брошюре „Где документы старинной истории Подкарпатской Руси?" сообщает: „Антропологические и этно¬графические признаки румын, заселяющих теперь соседние с Мороморышем жупы (округа), ясно указывают исследователю, что они румынизированные русские, которые до 1900-х годов даже и говорить еще умели по-русски, особенно в жупах Насад и Быстрица. Я сам встречал таких в 1902 году.

То же самое явление наблюдаем в гористых областях Семиградья, заселенных секлерами
(мадьярами).
Вкратце скажу, что в жупах Чик, Гаромсек, Марош-Торда, Колош, Быстерица, Силадь и Бихор очень часто повторяются следующие названия: Oroszi, Orosz-Idecs, Oroz hegy, Valal, Korotno и т. п. Подобные русские названия находятся в огромном количестве. В быту и языке нынешних обывателей Семиградья - секлеров и румын - много этнографических, археологических и языковых русских особенностей. Характерный для русских оборог (сеновал) находится только у семиградских румын и мадьяр. Припомню здесь один факт.

Король Эмерик говорит в грамоте от 1201 г. о некоей местности под названием Форум Рутенорум, находящемся в саксонской части Семиградья. Это очевидно перевод из русского „Русский торг", русское торговище. Саксонцы поселены сюда 1212 г., и переняли от рус¬ских их название и зовут это место и доныне Reussmarkt, в старых грамотах Ruz mark, что обозначает „русский торг". Мадьяры прозвали его Szerda-hely; так как ярмарки состоялись здесь по средам, наподобие Csiitortokhely, Szombat-hely; а румыны переняли у мадьяр их форму и зовут его по своему Mercuri, что обозначает также среду. Место находится недалеко от великой полонинной области, которая называется по-румынски, по-мадьярски и по-немецки и доныне Poiana Rusca!

Волошские (румынские) пастухи проника¬ли в карпатских горах далеко на северо-запад за Татры, но уцелели они только в южной части Мороморыша. На запад от Мороморыша они исчезли, смешавшись с русскими и словаками. Лишь топономические названия рек и гор Закарпатья, как например, Мунчел или Менчул, что по румынски значит „малая гора", Пикуй, Томнатик (Осенняя), Пиетрос (Каменистая) и др. названия говорят о местах их былого расселения.

Самую восточную часть Семиградья (Ардяла) заняло в XII столетии мадьярское племя - секлеры.

Вследствие того, что мадьяры заняли придунайскую равнину (Паннонию), а румыны - восточные Карпаты, русский народ не только потерял эти земли, но был разобщен, отрезан от южных славян - болгар и сербов, хорватов и словенцев - от северных славян, то есть русских и словаков. До того времени русские соседили с сербами, а словенцы и хорваты с словаками.

СЛОВАКИ
Каким способом ословачились восточные Татры, часть Спиша, Шариша и Земплина.

Римо-католики на Спише, в Шарише и Земплине, которых теперь именуют словаками, возникли там только недавно, в шестнадцатом и семьнадцатом столетиях. До того времени римо-католиками там были только немецкие колонисты „ципсеры", поселившиеся на Спише в ХII-ом и ХIII-ом столетиях. Кроме немцев „ципсеров" в Спиш стали проникать в четырнадцатом столетии римо-католики поляки, после того, как угорский король, нуждавший¬ся в деньгах, заложил часть Спиша польскому королю. Эта часть Спиша находилась под владычеством поляков тристо лет, до конца XVIII столетия, до раздела Польши. Потом Спиш взяла Австрия. Под Австриею всем римо-католикам на Спише дали словацких плебанов (попов), которые внушали полякам и ополяченным русским, что они „словаки".

Части Шаришской, 3емплинской и Ужанской столицы ополячились во время долгой войны, которую австрийские Габсбурги вели 150 лет с ардяльскими (семиградскими) кня¬зьями. Эта война началась в половине XVI ст., после того как турки разбили угорское войско под Могачем и завоевали всю угорскую равнину. В этой битве погиб последний угорский король Лайош. Фердинанд Габсбург захватил западные Карпаты (Словакию). Весь же восток, Ардял, объявил независимость под властью своих князей. Таким образом Угорщина распалась на три части.

Наша Карпатская Русь осталась по середи¬не. С одной стороны была Австрия (Габсбурги), а с другой - был Ардял. Турки не вме¬шивались в дела Карпатской Руси, но Габсбурги и ардяльские князья старались подчинить Карпатскую Русь своей власти. Габсбурги объявили себя преемниками угорских королей и старались завоевать не только Карпатскую Русь, но и Ардял и всю Угорщину. Этой цели они достигли после многих войн, длившихся полторастолетие.

150 лет длилась война на нашей земле, аж до конца XVII столетия. Наши предки стояли на стороне протестантского Семиградья, потому что Габсбурги не только хотели завоевать всю Угорщину, но они всюду старались за¬вести насилием латинство, а наш народ не желал окатоличения. Ардяльские князья, будучи протестантами, кальвинистами, также про¬тивились папе. Таким образом война за осво¬бождение от Габсбургов велась как война за свободу веры, за свободу от Рима. Габсбурги преследовали кальвинистов и православных. В Пряшеве Габсбурги вешали кальвинистов. В Ужгороде горстка высшего православного русского духовенства, тайно от народа, подписала унию. Русские города Ужгород, Мукачево, переходили из рук в руки. То господствовали в них Габсбурги, то ардяльские князья. Русские села сжигались, а население бежало в леса и горы, туда, где не было дорог и куда габсбургским солдатам было трудно добраться. Равнинное, южное Закарпатье обезлюдело. Места, насиженные русскими, заняли поляки, которые через Спиш переселились в Шаришскую, Земплинскую и Ужанскую столицы. Они заселили разбитые и сожженные русские равнинные села. Габсбургам это очень нрави¬лось, потому что поляки были католиками. Они не только забрали русские хаты, русские земли, но во многих случаях им передали и русские церкви, даже и в тех селах, в которых уцелела часть русского населения. Всех русских попов подчинили римским плебанам-словакам. Православное священство не имело право вести метрическую запись новорожденных. Ее вел словацкий плебан. Таким образом часть Шаришской, Земплинской и Ужанской столицы окатоличилась. Словацкие плебаны вбивали в головы пришлым полякам и окатоличенным русским, что они словаки. Но русские люди, сохранившие свою веру и свое русское имя, и теперь еще называют тех латынян лясами или ляхами, то значит поляками.

Почему так случилось? - Некому было помочь нашему народу?
Как уже было сказано, больше всего русской Земли в Карпатах заорали волохи, которые переселились с юга, с Балканского полуострова через Дунай, заняли большую часть Карпатских гор, всю Трансильванию, часть Буковины и всю Молдавию. Только малая часть волохов обрусела.

Почему это произошло? Во-первых, русское население было редким, земли было много, а волохов пришло великое множество. Во-вторых, наш народ там не имел своей организации, не имел своей державы. Он состоял из многих племен, многих ватаг. Племена те были небольшими, как например, бойки, или гуцулы. Они занимались земледелием, и еще больше скотоводством. Многие ватаги переходили из места на место, туда, где были лучшие пастбища и полонины. Было время, когда Молдавия аж по Дунай принадлежала русскому галицкому княжеству, но это длилось недолго. Карпатская Русь на юг от Карпат принадлежала также некоторое время Галицкому княжеству. Но мы не знаем, как долго длилось это. В начале, когда мадьяры перешли через Карпаты, горы их не интересовали; им нужна была равнина для выпаса их скота, Границей между Угорщиной и Галичем служили горы, в которых жили русские. Но теми русскими в те отдаленные времена не интересовались ни мадьярские короли, ни галицкие князья. Мадьяры забрали нашу верховину (гористую местность) без боя, без войны, так же, как и волохи, только с той разницей, что мадьяры в наших горах не селились, а волохи в Карпатах и Трансильвании осели и растворили в своей массе наш народ. Почему же Галич или Киев не пришли на помощь однокровным братьям? Ведь были времена, когда Галич и Киев были сильными державами! Причина была та, что вся южная Русь, и Киев и Галич, находились между двумя сильными державами, между Польшей, с одной стороны, и татарами с другой. Польский король Болеслав уже в начале XI столетия пошел войной на Киев, а в половине XIV столетия польский король Казимир завое¬вал Галич, который более четырехсот лет оставался под Польшей, а потом перешел к Австрии.

В 1240 году татары напали на Киев и разрушили его до основания. Киев, мать городов русских, как исторический центр, исчез из русской истории на сто лет. Потом он стал частью литовского великого княжества и, вместе с ним, перешел под власть Польши. Таким образом ни Киев, ни Галич не могли помочь русскому народу в Карпатах.

Место Киева заняла Москва. Но и Москву завоевали татары. Вся Восточная Русь была под татарским ярмом более двухсот лет. Освободившись от татар, Московская Русь продолжала смотреть на восток и юг, откуда на нее сотни лет нападали татары, турецкие и монгольские племена. Победив татар, Московская Русь мало-помалу начала освобождать русские земли от поляков. При Богдане Хмельницком освободился Киев, а спустя сто лет, начиная с 1772 до 1815 года, Россия освободила от Польши все русские земли кроме Галичины, которую взяла Австрия.

Две последние войны
Казалось, что в первую мировую войну Рос¬сия освободит остатки Русской Земли в Карпатах: Галичину, Буковину и Карпатскую Русь. Но революция помешала этому. Россия не только не освободила русские земли, находившиеся под Австрией, но коммунисты отда¬ли полякам еще много русских земель, кото¬рые уже были свободными.

Наконец возникла вторая мировая война. Советский Союз забрал не только все русские земли, но и Польшу, Чехословакию, Венгрию, Румынию. Многие наши люди думали, что наконец пришла свобода, что пришло русское войско, и что вся Русь объединится и будет свободной. Оказалось не так. Советское правительство, во главе которого стоял не русский человек, а грузин Джугашвили (Сталин), начало насилием уничтожать Русь в Карпатах. Оно отдала всю Пряшевщину Чехословакии, а галицкую Лемковщину - полякам. Многие русские села в Буковине оно отдало Румынии. Кроме того из галицкой Лемковщины советы изгнали всех русских и на их место поселили поляков. Старые русские княжеские города, как Перемышль и Холм, с большими райо¬нами, они также отдали полякам.
Восточную часть Карпатской Руси с Ужгородом, Мукачевом и Хустом коммунистическое правительство СССР взяло себе, но и там идет искоренение всего русского. Наших людей из русских переводят в украинцев и украинизируют весь народ посредством школы, прессы и литературы. В Пряшевщине сразу после войны не трогали русского имени и там несколь¬ко лет издавалась русская газета „Пряшевщина" и выходили другие издания на русском языке. Но потом, по приказу сталинского пра¬вительства, русские издания были закрыты и печать должна была перейти на украинскую мову.

Оторвать нас от русского народа в течение тысячелетия пытались поляки, мадьяры, немцы, чехи и папский Рим. Но это им не удалось. Почему же Советский Союз должен продолжать их работу?

Алексей Юлианович Геровский, «ДРЕВНЯЯ ИСТОРИЯ ЗАКАРПАТСКОЙ РУСИ, Русь, Михаил Ильич Туряница, Русины, », Михаил Прокоп. Доктор Геровский, livejournal, Свободное Слово (Карпатской) Руси, Георгий Геровский, Подкарпатская Русь

Previous post Next post
Up