ИСТОРИЯ СУВЕРЕННОЙ РЕСПУБЛИКИ

Mar 23, 2016 23:16

ИСТОРИЯ СУВЕРЕННОЙ РЕСПУБЛИКИ
ЗАКАРПАТСКАЯ УКРАИНА
(ПОДКАРПАТСКАЯ РУСЬ)
ДЛЯ НАРОДА

ЧАСТЬ 6. «Русины в составе Австро-Венгрии»
продолжение:


Часть 1, Начало «Славянские народности Великой Моравии»

Часть 2. «Захват Великой Моравии мадьярами»
Часть 3. «Независимые княжества Чехия и Польша»


ЧАСТЬ 4/1. «Русины и народности «Русской земли»»

ЧАСТЬ 4/2. «Русины и народности «Русской земли»»

ЧАСТЬ 5/1, «Русины в составе Венгрии, а затем Австрии»

ЧАСТЬ 5/2, «Русины в составе Венгрии, а затем Австрии»



«Історія республіки Закарпатська Україна (Подкарпатська Русь) для народу» висвітлює становлення та розвиток найдавнішої слов'янської нації «Русини» з ІХ ст. та її державності до сучасності. На жаль, суверенна Україна продовжує започатковане Радянським Союзом замовчування цього незаперечного історичного процесу стосовно русинів сучасної Закарпатської області України, про що стисло йдеться у цій книжці.

***
«История республики Закарпатская Украина (Подкарпатская Русь)» для народа» освещает становление и развитие древнейшей славянской нации «Русины» с IX в. и ее государственности до современности. К сожалению, суверенная Украина продолжает начатое Советским Союзом замалчивание этого исторического процесса относительно русинов современной Закарпатской области Украины, который вкратце изложен в этой книге.

***

Издана благодаря финансовой поддержке спонсоров: Безык В. М., Борискин А. Ф., Дерда И. Д., Маковийчук И. И., Мокану В. Д., Полушкин В. П., Уласевич С. В., Шимоняк В. Н.

Петр Годьмаш
«Історія суверенної республіки Закарпатська Україна (Подкарпатська Русь) для народу» (Ужгород, ВАТ «Патент», 2015. - 312 с.).

СОДЕРЖАНИЕ
1.Славянские народности Великой Моравии ___________ 4
2.Захват Великой Моравии мадьярами _______________ 12
3.Независимые княжества Чехия и Польша ___________ 17
4.Русины и народности «Русской Земли» _____________ 22
5.Русины в составе Венгрии, а затем в Австрии ________ 40
6.Русины в составе Австро-Венгрии _________________ 60
7.Русины в Первой мировой войне __________________ 69
8.Миф о присоединении Подкарпатской Руси к Соборной Украине ___ 79
9.Автономная республика русинов «Руська Держава» ______________ 99
10.Проблема русинской нации на Парижской мирной конференции ___ 134
11.Автономная республика русинов «Подкарпатская Русь» ___________ 159
12.Республика Подкарпатская Русь - жертва фашистской Германии ___ 210
13.Фиаско «Карпатской Сечи» __________________________________ 231
14.Суверенная республика «Карпатская Украина» __________________ 260
15.Вторая мировая война и русины суверенной «Карпатской Украины» _ 268
16.Переименование «Карпатской Украины в Закарпатскую Украину» ___ 273
17.Аннексия суверенной республики «Закарпатская Украина _________ 295
18.Современные законные требования русинов Украины ____________ 301

ЧАСТЬ 6. «Русины в составе Австро-Венгрии»
С целью стабилизировать в стране национально-политическую ситуацию и прекратить давление со стороны венгерских магнатов, цесарь (царь, император) Австрии Франц-Иосиф I согласился на компромисс. По совместительству 8 июня 1866 года он стал королем Венгрии, которая в 1867 году заключила с Австрией договор о признании за ней, Венгрией, суверенитета и объединения с Австрией. В результате Венгрия стала политическим союзником Австрии и создала с ней двуединое конфедеративное государство под названием Австро-Венгрия. В этом же году было принята Конституция Австро-Венгрии, в которой статья 19 была сформулирована таким образом: «Все народности державы равноправны и каждая народность имеет неотъемное право на развитие своего национального языка. Равноправие всех местных языков в школе, государственной службе и общественной жизни определяется государством». Однако как Австрия, так Венгрия имели свою Конституцию, свой парламент и свое правительство. Но три министерства (военное, финансов и иностранных дел) были для них общими и подчинялись непосредственно Францу-Иосифу I. Для принятия общих для Австро-Венгрии законов Франц-Йосиф І, цесарь Австрии и король Венгрии, созывал собрание австро-венгерского парламента, состоявшее из 60 депутатов парламента Австрии и 60 депутатов парламента Венгрии.

Такой реформой Австрии удалось выйти из национально-политического кризиса и сохранить за собой могущество в Европе: второе место по размерам территории и третье место по численности населения. В составе Австрии остались земли: Чехии, Правобережной Моравии, Силезии, Далмации, автономной Сербской Крайины, Буковины, Галичины, Истрии, Гарц и Триест. В состав Венгрии входили земли: Левобережной Моравии, Словении, Словакии, автономной Хорватии, Русинов (современные Закарпатская область Украины и Пряшевский край Словакии), Трансильвании, Банат и порт Риека.

Из 50 миллионов граждан Австро-Венгрии 30 миллионов являлись славянами. Для изучения проживающих в составе Венгрии русинов украинский историк и этнограф М. Драгоманов в 1875 году специально приезжал в Ужгород и другие русинские города и села исторического Закарпатья (то есть в современной Закарпатской области Украины и Пряшевском крае Словакии). В этом же году он опубликовал свои исследования в журнале № 11 «Дела Угорськой Русі». В них утверждал: «Когда в старину русины могли поселиться по обе стороны Карпат, то нет смысла им и сейчас не поддерживать между собой взаимоотношения. И сейчас сам мог убедиться, что мужчины русины по обе стороны Карпат имеют между собой общения».

Поскольку политика Австро-Венгрии по мадьяризации и латинизации продолжалась, то львиную долю в борьбу против нее вложил Александр Духнович (1803 - 1865), греко-католический священник. Он писал и издавал для русинских школ книги на суржике, состоящим из народного русинского и русского литературного языков. В их числе «О народах крайнянских или карпато-россах» (1848), «Состояние русинов в Угорщине» (1849), «Состояние русинов в Мадярщине», «Истинная история карпато-россов или угорских русинов» (1853). В них доказывал, что «русины угорскіи давнійше с галицкими (русинами - авт. П. Г.) слученіи были».

Статью А. Духновича “Состояньє Русинов в Угорщине” в 1849 р. опубликовала львовская газета русинов “Зоря Галицька”. В редакционном предисловии к ней написано: “Мило нам, що можемо сумістити росправу о нашей родной братіи, Русинах Угорских, котри тепер сильно желают сполучитися из своїми братами Галицкими Русинами, притеснеными дикими Мадярами, ворогами царя нашего Австрийского й цілої словянщины. Розправу тую печатаємо так, як наш брат угорский Русин подав, щоби очевидячи показалося, що мова їх руска є та сама як наша, и народ угорско-руский тот самій народ, що наш Рускій”. Эта же газета «Зоря Галицька» 27 октября 1849 года детально описала поездку делегации А. Добрянского в Вену и отметила, что «очнулися і Русини угорські, забуті уже світом (…) коли розглядаєм народ угорско-русскій щодо походженя, языка, віри, звичаєв, є не що иншоє як только дальшоє продовженіє Галицкой Руси - суть то наши родные братья».

Русинскими литераторами были преимущественно священники греко-католического вероисповедания: А. Бачинский, А. Павлович, А. Кралицкий, И. Сильвай, Е. Фенцик, А. Митрак, Ю. Ставровский-Попрадов и другие. Они, подражая А. Духновичу, писали на русско-церковно-русинском суржике. Так, А. Бачинский написал и издал в Вене на русинском языке «Катехизис» и 5-томную «Библию». Педагог и лингвист Ласло (Василий) Чопей (1856-1934), родом из села Ромочевиця Мукачевского округа, написал изданный академией наук Венгрии «Русинско-мадярский словник» на 20 тыс. слов, а также «Мадярські слова в русинском языку». Другие русинские активисты издавали на русинском языке газеты «Свит» (1867-1871), «Новый Свит» (1971-1873), «Карпатъ» (1873-1886), «Листокъ» (1885-1903). Е. Фенцик в 1885 - 1903 годах издавал в Ужгороде на русинском языке журнал «Листок». К первому его номеру был выпущен «Додаток» (приложение), в котором Е. Фенцик доказывал, что главная причина всех бед русинов - «вы сами, ваша темнота, ваша неученость». Поэтому призывал русинов учиться и учить своих детей, чтобы через образование достигать успехов в культуре и цивилизации.

Для координации деятельности русинов Галичины во Львове было создано «Народную Раду». Осенью 1885 года она огласила свой Устав и издала первое воззвание к русинам Галичины. Устав, в частности, предусматривал «…развитие руськой народности как самостоятельности народности славянской, отдельной от польской и российской; защита прав руського народа и расширение его интересов; борьбу во всех политических, культурных, общественных и экономических отношениях». Русинская интеллигенция Львова создала свое Общество имени М. Качковского, построила Народный Дом русинской культуры, создала издательство «Галицко-руська матиця» и открыла большое количество читален. С их помощью, а также через издаваемые газеты «Слово», «Наука», «Галичанин», русинская интеллигенция распространяли русский язык и ориентацию на русскую нацию. Поэтому тиверцо-украинцы Галичины называли членов и сторонников этого общества москвофилами.

Изучением русинской нации занимались и другие известные ученые. Так, В. Терлецкий написал и в 1874 году в Киеве издал книжку «Угорська Русь». Однако наиболее пристально эту проблему изучали в своих трудах известные ученые Галичины. Так, В. Гнатюк свои исследования русинской нации в 1889 году опубликовал под названием «Причинки до історії зносин Галичини і угорських русинів» в издаваемом во Львове «Літературно-науковому віснику». Профессор И. С. Свенцицкый (1876-1956) написал и во Львове издал две книги под названием «Материалы по истории возрождения Карпатской Руси», а И. Дулишкович написал и издал в трех томах «Исторические черты Угро-Русскых». Гнатюк в письме Главачику 14 декабря 1896 года написал, что «мадяризация русинов очень далеко зайшла, а потому только Бог і цар можуть что-то для угро-руського народа сделать. (Поскольку все священники и учителя) "уже духом мадьяре, а русинами називають себе тільки в розмові із селянами".

По переписи населения Австро-Венгрии 1880 года, в русинских жупах Венгрии Уг, Берег, Угоча и Мараморош русинами назвали себя 77.290 человек, а 93.226 человек назвали себя греко-католиками. Поскольку венгры и словаки по вероисповедованию были римо-католиками, а русины греко-католиками, то проживавшие в составе Венгрии 77290 + 93226 = 170.516 человек были русинской национальности. Однако украинские националисты Галичины в издаваемой ими во Львове газете «Діло» утверждали, что все жители Галичины, за исключением поляков и чехов, якобы являются украинцами по национальности. Потому что название «русины» происходит якобы от названия «русичи» Киевской Руси. Поскольку проживавшие в Киевской Руси «русичи» ныне являются украинцами по национальности, то название «русины» якобы является устарелым названием современного названия «украинцы». Хотя даже по переписи населения Австро-Венгрии 1910 года во Львове проживало 198.212 поляков, 75.316 евреев и только 24.245 украинцев вместе с русинами. Аналогичное положение было в Перемышле и других городах австрийской Галичины.

Чтобы усилить денационализацию русинов, правительство Венгрии применило способ, который успешно денационализировал мораван следующим способом. Правобережная (вдоль реки Морава) часть территории этнических мораван была включена в Чешский дистрикт, а левобережная - в Словацкий. В результате правобережные мораване постепенно денационализировались в чехов, а левобережные - в словаков. Поэтому Венгрия потребовала ликвидировать Русинский дистрикт и его левобережная (вдоль реки Уж) территория с русинскими жупами (округами) Уг (современный Ужгород), Берег (современные Мукачево и Берегово), Угоча (современный Севлюш) и Мараморош вошли в Венгерский дистрикт. А правобережная территория Русинского дистрикта с русинскими жупами Спиш, Земплин, Шариш (современный Пряшев и Бардиев), и Абауй-Торна (современный Кошице) вошли в Словацкий дистрикт. В результате русины Венгерского дистрикта постепенно денационализировались в венгров, а русины Словацкого дистрикта - в словаков. Чтобы сохранить свое национальное единство, левобережные русины назвали свою национальную территорию Подкарпатская Русь, а правобережные русины назвали свою национальную территорию Пряшевская Русь потому, что их национально-культурным центром был город Пряшев.

Поскольку процесс денационализации русинов проходил медленно, парламент Венгрии в 1868 году принял закон XLIV «О равноправии всех национальностей». Этим законом планировалось превратить всех славян Венгрии в «единую нераздельную венгерскую нацию». Даже в русинских церковных школах было введено обучение на венгерском языке. А русинской интеллигенции предоставлялась возможность устроиться на работу только в отдаленных регионах, населенных исключительно венграми. В то же время в русинские жупы (округа) направлялась венгерская интеллигенция с заданием денационализации русинов.

Тысячелетняя зависимость русинов от Венгрии, а также ее политика по их денационализации привели к тому, что русинская интеллигенция потеряла веру в свои силы. Поэтому русинская нация начала отставать в своем развитии по сравнению с другими славянскими нациями Австро-Венгрии. Евгений Фенцик, греко-католический священник, в календаре «Месяцеслов» на 1891 год опубликовал обращение к русинам. В нем, в частности, сказано: «Если я вас сравниваю, дорогие мои земляки, с другими образованными народами, то сердце во мні обливается горем, ибо вижу, что мы во всем отстали от других народов ... Всі народы, которые вас окружают, преуспівают, всі вас попередили (опередили - авт.). Если и вы не будете усиловатися преуспівати так, як они преуспівают, тогда вы неоткладно исчезнете, пропадете, як соль в окропі. Прекрасная земля ваша перейдет в руки чужестранцев, а діти ваши будут служити сим чужестранцам, пока совсім не исчезнут с лица земли».

После ликвидации Русинского дистрикта территория Пряшевской Руси вошла в состав Словацкого дистрикта, административно подчинявшегося непосредственно Вене. Поэтому денационализация проживавших там русинов проходила медленнее, чем в Подкарпатской Руси. Так, в 1874 году в Пряшевской Руси было 571 русинская и только 265 венгерских школ. А в 1883 году осталось только 282 русинские школы, а число венгерских возросло до 313. В то же время на территории Подкарпатской Руси во всех русинских школах, а в 1879 году даже в Ужгородской русинской учительской семинарии, было введено обучение на венгерском языке.

Политика Австро-Венгрии по денационализации славянских национальных меньшинств и ущемлению их прав, а также безземелье и безработица были главными причинами массовой эмиграции славян в Америку. Первая волна этой эмиграции русинов состоялась в 1887 году в Пенсильванию и частично в Канаду, где они издавали газету «Канадский русин». По данным венгерской статистики, в 1899-1913 годах из Подкарпатской Руси в Америку эмигрировало 92.421 человек русинской национальности, в их числе 62.571 мужчин и 29.850 женщин. В последнее десятилетие ХIХ ст. из русинских комитатов Австро-Венгрии эмигрировало свыше 100.000 крестьян. В Америке русины объединялись в религиозные и национальные союзы, которые ставили перед собой задачу добиваться у себя дома, в Австро-Венгрии, равноправия всех наций. Чехи объединились в «Богемский народный альянс», словаки - в «Словацкую легию», а русины - в «Союз греко-католического церковного братства». Если программа Словацкой легии под названием «Меморандум американских словаков» призывала к борьбе за предоставление словакам такой же автономии, какой обладали Словения и Хорватия, то программа русинского братства была нацелена на достижение национальной автономии.

В 1891 году Мукачевско-Ужгородскую греко-католическую епархию возглавил Юлий Фирцак, депутат парламента Венгрии (1887-1890 гг.). В 1894 году он издал распоряжение, чтобы в русинских церковных школах и Ужгородской греко-католической духовной семинарии русинов преподавание велось на русинском языке. За это он попал в немилость к властям Венгрии и отправился искать поддержки в Ватикане. Заручившись у Папы Римского поддержкой, Ю. Фирцак написал и в 1896 году подал венгерскому правительству «Меморандум о развитии и повышении духовного и материального жизненного уровня руськоязычного народа северо-восточных Карпат и Рутении». В нем излагалась катастрофическая ситуация прежде всего в Верховинском регионе - как причина массовой эмиграции русинов, предположения о ее последствиях для Венгрии. С этим Меморандумом Ю. Фирцак поехал в Будапешт на прием к премьер-министру Венгрии Д. Банфи и изложил ему проблему русинской нации, а также пути выхода из нее. И вручил ему подписанный политическими лидерами русинов «Меморандум о развитии и повышении уровня духовной и материальной жизни народа юго-западных Карпат и Рутении» - то есть Русинии.

Д. Банфи посоветовал Ю. Фирцаку создать политическую партию русинов и через неё избрать в парламент Венгрии трёх депутатов. Чтобы они добивались от правительства мероприятий по социальной защите русинов. В результате такая партия была создана, и три депутата от русинов представили правительству проект специальной государственной программы под названием «Верховинская акция». Ее доработку было поручено государственному комиссару министерства земледелия Эдмунду Эгану, ирландцу по происхождению. Он побывал почти во всех населенных пунктах Подкарпатской Руси и Пряшевской Руси, расположенных в горной местности Карпат, чтобы лично побеседовать там с интеллигенцией и крестьянами. Свои выводы об увиденном в горном регионе Карпат он изложил так: приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка, отсутствие собственной позиции, беспринципное и некритическое следование политике Будапешта.

Э. Эган на конкретных материалах обосновал причину бедственного положения русинской нации и пути решения этой проблемы, которые изложил в докладе правительству «Хозяйственное положение русинских крестьян в Венгрии». В нем утверждалось, что капитал интернационален, однако проживающие в предгорьях Карпат русины, «этот бедный и затурканный народ попал в сети наисильнейшего и найизворотливейшего торгового элемента в Европе - евреям (…) Нет ни одного поселения, даже если в нём каких-то восемь изб, где бы не поселился хотя бы один из этих экземпляров, «посредников» во всём (…) В Мукачево на 11.000 жителей - 6.000 евреев (…) Они держат в своих руках все корчмы, где спаивают крестьян и так подрывают их моральную и материальную стабильность». Поэтому Э. Эган в своем докладе утверждал: «Жители этих краёв обречены на гибель, земля обречена на опустошение (…) этот народ будет постепенно падать материально и морально всё далее ниже, пока не погибнет».

Чтобы этого не произошло, малочисленная интеллигенция русинов создала религиозного характера общество «Святого Василия Великого», которое издавало газету «Наука» на русинском языке. Ее редактором был греко-католический священник Августин Волошин, будущий глава правительства автономной республики Подкарпатская Русь в составе Чехословакии. С помощью этой газеты русинские священнослужители и учителя боролись против денационализации русинов. Так, в передовице «Науки», № 10 от 28 августа 1897 года А. Волошин написал, что литературный «язык русинский по преимуществу язык церковный, он спас русинов от денационализации». А Ю. Жаткович написал опубликованные в 1906 году во Львове «Очерки истории Грушевского монастыря», который был построен в 1242 году. В нем работала монастырская школа, в которой впервые печатали кириллицей славянские богослужебные книги на русинском языке.

Чтобы окончательно мадьяризовать русинов, министр образования граф Алберт Аппони подал ряд законопроектов о реформировании образования. Парламент Венгрии в 1907 году принял их в качестве законов. В результате учителя получили статус государственных служащих с повышенной зарплатой и обеспеченной пенсией. Однако вначале должны были принять присягу на верность Венгрии, а также взять на себя обязательство «обучать и воспитывать детей в духе преданности государству, Венгерскому королевству и осознания своей принадлежности к венгерскому народу». К 1907 году на территории Венгрии уже не было ни одной русинской школы, а ныне в ней только 32 села, в которых проживают русины.

По переписи населения 1910 года в жупе (округе) Унг (по современному - Ужгород) было (округленно) 162.000 жителей, из них по национальностям: русины - 61.700, венгры - 52.300, словаки - 36.300, евреи - 17.000 человек. В жупе Берег было 236.000 жителей, из них по национальностям: русины - 100.900, венгры - 113.100, евреи - 33.700, словаки - 20.700 человек. В жупе Угоча (современный Виноградово) было 91.800 жителей, из них по национальностям: русины - 34.400, венгры - 42.700, евреи - 11.800 человек. В жупе Мараморош было 300.000 жителей, из них по национальностям: русины - 44,6 %, румыны - 21 %, немцы (швабы) - 15 %, венгры - 11 %. А на Пряшевской Руси в жупе Земплин проживало 11,4 %, в жупе Шарош - 22 %, а в жупе Спиш - только 7 % русинов от общего количества их населения. По переписи 1910 года в русинских жупах Подкарпатской Руси, входившей в состав Австро-Венгрии (ныне - территория современной Закарпатской области Украины), кроме названных выше, проживали граждане и других национальностей (украинцы, русские, поляки, болгары и др.), но их было менее одного процента от общего количества населения.

Материал для публикации предоставлен М. И. Завадяк.

ПРОДОЛЖЕНИЕ БУДЕТ...
ЧАСТЬ 7. «Русины в Первой мировой войне»

Русь, Закарпатская Украина, История Суверенной Республики, Русины, livejournal, 70-лет аннексии, Советская Украина Сегодня в новостях, Петр Годьмаш, Подкарпатская Русь

Previous post Next post
Up