ИСТОРИЯ СУВЕРЕННОЙ РЕСПУБЛИКИ

Mar 20, 2016 22:07

ИСТОРИЯ СУВЕРЕННОЙ РЕСПУБЛИКИ
ЗАКАРПАТСКАЯ УКРАИНА
(ПОДКАРПАТСКАЯ РУСЬ)
ДЛЯ НАРОДА

ЧАСТЬ 5/1, «Русины в составе Венгрии, а затем Австрии»
продолжение:



Часть 1, Начало «Славянские народности Великой Моравии»

Часть 2. «Захват Великой Моравии мадьярами»
Часть 3. «Независимые княжества Чехия и Польша»


ЧАСТЬ 4/1. «Русины и народности «Русской земли»»

ЧАСТЬ 4/2. «Русины и народности «Русской земли»»



«Історія республіки Закарпатська Україна (Подкарпатська Русь) для народу» висвітлює становлення та розвиток найдавнішої слов'янської нації «Русини» з ІХ ст. та її державності до сучасності. На жаль, суверенна Україна продовжує започатковане Радянським Союзом замовчування цього незаперечного історичного процесу стосовно русинів сучасної Закарпатської області України, про що стисло йдеться у цій книжці.

***
«История республики Закарпатская Украина (Подкарпатская Русь)» для народа» освещает становление и развитие древнейшей славянской нации «Русины» с IX в. и ее государственности до современности. К сожалению, суверенная Украина продолжает начатое Советским Союзом замалчивание этого исторического процесса относительно русинов современной Закарпатской области Украины, который вкратце изложен в этой книге.

***

Издана благодаря финансовой поддержке спонсоров: Безык В. М., Борискин А. Ф., Дерда И. Д., Маковийчук И. И., Мокану В. Д., Полушкин В. П., Уласевич С. В., Шимоняк В. Н.

Петр Годьмаш
«Історія суверенної республіки Закарпатська Україна (Подкарпатська Русь) для народу» (Ужгород, ВАТ «Патент», 2015. - 312 с.).

СОДЕРЖАНИЕ
1.Славянские народности Великой Моравии ___________ 4
2.Захват Великой Моравии мадьярами _______________ 12
3.Независимые княжества Чехия и Польша ___________ 17
4.Русины и народности «Русской Земли» _____________ 22
5.Русины в составе Венгрии, а затем в Австрии ________ 40
6.Русины в составе Австро-Венгрии _________________ 60
7.Русины в Первой мировой войне __________________ 69
8.Миф о присоединении Подкарпатской Руси к Соборной Украине ___ 79
9.Автономная республика русинов «Руська Держава» ______________ 99
10.Проблема русинской нации на Парижской мирной конференции ___ 134
11.Автономная республика русинов «Подкарпатская Русь» ___________ 159
12.Республика Подкарпатская Русь - жертва фашистской Германии ___ 210
13.Фиаско «Карпатской Сечи» __________________________________ 231
14.Суверенная республика «Карпатская Украина» __________________ 260
15.Вторая мировая война и русины суверенной «Карпатской Украины» _ 268
16.Переименование «Карпатской Украины в Закарпатскую Украину» ___ 273
17.Аннексия суверенной республики «Закарпатская Украина _________ 295
18.Современные законные требования русинов Украины ____________ 301

ЧАСТЬ 5/1, «Русины в составе Венгрии, а затем Австрии»
Территория Гунгарии (в дальнейшем - Венгрия) в древние времена в основном была болотистой, а поэтому путями сообщения в ней были только реки и озера. Названия административно-территориальных единиц (жуп) были производными от названий ближайших рек. Так, в бассейне реки Уг (сегодня - Уж) была жупа Уг (по современному - Ужанская). В связи с переименованием жуп в комитаты, жупа Уг в 1214 году была переименована на комитат Уг (Ужанский). В 1262 году был создан комитат Угоча (современный Виноградовский регион), в 1263 году - комитат Берег (современный Мукачевский регион), а в 1303 году - комитат Мараморошский. В этих комитатах проживала народность под названием «русины» бывшего Ужгородского удельного княжества Великой Моравии, в котором до вторжения в 898 году венгров князем русинов был Лаборец.

Священники, распространявшие в Великой Моравии христианство византийского обряда, из-за гонений и преследований были вынуждены эмигрировать в Болгарию, покинув Краковское удельное княжество Чехии и даже Русскую землю, где продолжилось распространение христианства византийского обряда.

Благодаря этому и после захвата Великой Моравии венграми русины исповедовали христианство византийского обряда. Поэтому венгры вначале тоже приняли христианство византийского обряда, а затем приняли католицизм и религиозно подчинились Папе Римскому. Однако после того как Венгрия приняла римо-католическое вероисповедование, Папа Римский требовал от ее кардинала, чтобы и русины его приняли. Однако русины упорствовали, а короли Венгрии не очень старались. Разъяренный по этой причине кардинал Марк в грамоте за 1340 год требовал от Матяша Гунади, короля Венгрии, «истребить рутенов в пепел как еретиков» (praefastos hereticos Rutenos reducendi aut). Однако из-за уважения к русинам, как Матяш Гунади, прозванный «Корвин», так и другие короли Венгрии, практически не реагировали на требования Ватикана.

В 1453 году Османская (Турецкая) империя овладела Византией и двинулась в Центральную Европу, попутно внедряя мусульманское вероисповедование. Поэтому Папа Римский 24 апреля 1514 года издал указ об очередном крестовом походе против неверных христианству мусульман. Его возглавил 20-летнй король Венгрии Людовиг (Лаёш) и собрал для этого 40.000 добровольцев, названных крестоносцами. В их числе было немало русинов. Под Магочем их 29 августа 1526 года встретила 80-тысячная армия Османской империи и наголову разбила. Спасаясь бегством, Людовик утонул в болоте, а королева Мария Терезия с королевским двором бежали в город Пожонь (современную Братиславу). В результате Венгрия распалась на три части, а турки закрепились в центральной ее части. Западные земли Венгрии отошли к Австрии, а восточные - к Семиградью, состоявшему из семи городов Верхнего Потисья (Семиград, Эрдель, Сибенбюгер, Дюлафегервар и другие). На их основе было создано подконтрольное туркам княжество во главе с магнатом Я. Заполяйи (1526-1540). В это княжество вошли населенные русинами комитаты Мараморош, Угоча и Берег.

Поскольку наследника королевского престола Венгрии не было, то магнаты в 1526 году королем Венгрии избрали Я. Заполяйи. Однако магнаты западной и северной части Венгрии были против этого избрания, и 17 сентября 1526 года королем Венгрии избрали Фердинанда Габсбурга, потому что он был шурином утонувшего Людовика и королем Чехии. Со своей стороны Османская империя предоставила владениям Я. Запольяи статус отдельного и подконтрольного ей Трансильванского княжества. В связи с этим дроблением Венгрии на ее территории вспыхнула гражданская война и по ее результатам Венгрия была окончательно разделена на две противоборствующие стороны, возглавляемые Я. Заполяйи и Ф. Габсбургом.

Чтобы русины не ассимилировались в венгров и сохранили вероисповедование византийского обряда, их священники 24 апреля 1649 года подписали в Ужгороде договор о союзе (унии) с Ватиканом. В связи с этим договором (унией) проживавшие в Венгрии русины перешли в религиозное подчинение Папе Римскому на определенных условиях: сохранение византийского обряда и кириллицы, право русинских священников избирать епископа и жениться, и др. Однако избрание епископа утверждалось Папой Римским. Этот договор о союзе (унии) с Ватиканом, названный «Ужгородская уния», был положительным потому, что предоставлял русинам возможность готовить своих священников в учебных заведениях Ватикана, имеющего свои учебные заведения в Будапеште, Вене, Трнаве (ныне в составе Словакии) и Риме. В них для русинов бронировались места. Так, в Венской королевской высшей греко-католической духовной семинарии на 46 мест для русинов бронировалось 11 мест.

В 1683 году войска Османской (турецкой) империи осадили Вену, столицу Австрии. Однако не могли ее взять потому, что многие полки османской армии были сформированы из славян, которые не хотели гибнуть за интересы турков, и переходили на сторону австрийцев. В результате разложения османской армии и прибытия на помощь войск Польши, среди которых было немало русинов Краковского воеводства, Австрия нанесла войскам Османской империи катастрофическое поражение. Так вся территория русинов и словаков оказалась во власти Австрии, однако, кроме автономного Трансильванского княжества, возглавляемого боярином Стефаном Бочкаи. Он подписал мирный договор с Австрией, по которому сохранял за собой княжеский престол Трансильвании и распространял свои владения до городов Токай (современной Венгрии) и Кошице (современной Словакии).

Йосиф де Камелис, епископ Мукачевской греко-католической епархии русинов, написал и в 1692 году издал на русинском языке книгу «Притчи», а в 1698 году издал для русинов учебник православия «Катехезис изложенный для науки угрорутенским людям». Затем написал и в 1699 году издал для русинов «Букварь». Сменивший его епископ Юрий Бизанец написал и в 1699 году издал для русинов «Букварь языка славенська». Словак Я. Коллар, директор библиотеки императорского двора Австрии, написал и в 1749 году издал на латинице историю «О происхождении, развитии и жизни рутенов Венгрии», то есть русинов. Названные учебники давали русинам возможность овладеть азами науки на своем материнском языке и продолжить учебу в гимназиях, семинариях и университетах Австрии на государственном немецком языке.

Австрийская императрица Мария Терезия (1740-1780) в 1777 году начала школьную реформу. Она отделила церковь от школы и установила, что начальное образование для детей от 7 до 13 лет является обязательным, а немецкий язык является государственным. Законом «О семи нациях в Венгерском королевстве» были введены венгерский, немецкий, словацкий, русинский, хорватский, иллирийский (сербский) и румынский языки обучения. В связи с этим было создано более тысячи начальных школ с материнским языком преподавания, в том числе школы на русинском языке. На словацких землях начал действовать университет в городе Трнава, горная академия в городе Банская Штявница, типография в городах Трнава и Кошице, театр в Братиславе.

Став императором, Иосиф II (1780-1790), сын М. Терезии, возвысил немецкий язык в ранг единственного официального языка и произвел административно-территориальную реформу. Она поделила Венгрию на 10 краёв, которые делились на 3-5 комитатов. А его указом от 1781 года о едином гражданстве все народы Австрии получили равноправие. В результате русины и другие славяне, окончившие народные школы, могли продолжить учебу в городах Братислава, Трнава и Кошице (ныне в Словакии), а также Буда (ныне Будапешт) и Эгерь (ныне в Румынии).

В 1772 году Польшу разделили между собой Австрия, Пруссия и Россия. В результате территория бывшего Галичского удельного княжества Русской Земли вошла в состав Австрии. По переписи населения 1781 года Австрии, в 8.242 населенных пунктах, расположенных на территории бывшей Венгрии, проживало 6.300.000 человек. Поскольку в те времена села создавались по этническим признакам, то в 5.587 селах проживали исключительно венгры, а в 742 селах проживали исключительно русины. На средства русинов, в 1791 году в Ужгороде была открыта первая русинская (рутенская) учительская семинария.

Следовательно, Австрия прекратила денационализацию русинов, что вызывало недовольство у венгерских националистов, мечтавших о возрождении независимого королевства Венгрия. Под их давлением парламент Венгрии принял закон о денационализации славян, проживающих на территории бывшей Венгрии. Во всех государственных учебных заведениях, находившихся на территории бывшей Венгрии, с 1791 года было введено преподавание только на венгерском языке. А в 1792 году был принят закон о том, что венгерский язык является государственным языком делопроизводства и преподавания. Русины, окончившие гимназии и университеты на немецком языке, не владели венгерским достаточно для того, чтобы работать на пользу своего народа. Оставаясь верными своим национальным идеалам, русинская интеллигенция свое бессилие пыталась подкрепить идеологией «всеславянства» с опорой на Россию как единственное и мощное славянское государство.

В поисках лучшей жизни, многие русины-крестьяне из-за безземелья и безработицы начали во второй половине ХVIII в. переселяться в Потисье, где ныне расположены современные Хорватия и Сербия. Однако разрешалось переселяться только тем русинам, которые были православными христианами греко-католического вероисповедования (Rutheni vere uniti). Там они получали в личную собственность земли и пользовались налоговыми льготами. Первое переселение примерно 200 семей русинов состоялось в 1751 году из сел Мукачевской жупы в Воеводину. Они обустроились в селах Керестур и Коцур, в которых уже проживало несколько переселившихся сюда сербских семей. В 1753 они построили церковь и школу в Керестуре, а в 1765 г. - в Коцуре, которые действуют и ныне.
Не найдя своего применения дома, высокообразованная русинская интеллигенция начала искать счастье в России. Одним из первых туда переселился Иван Зейкан, русин из села Имстичово Иршавского района современной Закарпатской области Украины. Он 30 лет работал при императорском дворе наставником братьев Петра I - царевичей Александра и Ивана Нарышкиных, а также внука Петра I Алексея. В 1791 году эмигрировал в Россию Иван Орлай, русин из села Давыдково Мукачевского района современной Закарпатской области Украины. Он написал и опубликовал "Историю о карпатороссах". В ней написал, что за Карпатами «проживает 700 тысяч руськых, известных под именем карпаторуськые жители, а в летописях венгерских - «Rutheni» или же «Rusci Karpatici». Эти карпаторуськые жители до сих пор сохранили имя руськых, или русинов… Эта южно-западная Русь по сегодня населена руськым народом». В 1821 году И. Орлая назначили ректором лицея высших наук в городе Нежин, а в 1826 году - ректором Ришельевского лицея в Одессе.

Переселившиеся в Россию русины Австрии своими знаниями европейского уровня, обратили на себя внимание министра по делам религии и просвещения России А. Голицына. Он предложил И. Орлаю, в то время придворному врачу, составить список русинов Австрии, которых он рекомендует пригласить преподавателями в высшие учебные заведения России. Известный украинский писатель и общественный деятель Иван Франко, русин по национальности, в своем труде «Карпаторусинське письменництво XVII-XVIII вв.» упомянул высказывание А. Голицына следующего содержания: «Единственный народ, у которого мы можем взять ученых - венгерские карпаторутены, которые разговаривают тем же языком, что и мы, и сохранили христианскую веру наших отцов».

Поэтому из современной Закарпатской области Украины в Россию поехала целая плеяда высокообразованных русинов. Так, в 1803 году в Петербург приехал русин Михаил Балудянский, декан юридического факультета (ныне) Будапештского университета, а в 1805 году приехал русин Василий Кукольник. Они были приняты профессорами Главного Петербургского педагогического института, а по совместительству - надомными учителями царевичей. После преобразования в 1819 году Главного Петербургского педагогического института в Петербургский университет, первым его ректором стал русин М. Балудянский.

В 1805 году были приняты профессорами Харьковского университета братья Билевичи, а также К. Павлович и А. Дудрович, русины по национальности, работавшие преподавателями в Ужгородской греко-католической учительской семинарии. В 1829 году А. Дудрович возглавил Харьковский университет и был его ректором до своей смерти. Ректором Киевской духовной академии был русин Ириней Фальковский. Директорами Нежинского и Одесского лицеев высших наук были русины В. Кукольник и И. Орлай. В Петербургском, Казанском, Харьковском, Дерптском и Вильнюсском университетах, а также в лицеях высших наук в Царском Селе, Одессе, Кременце и других работали профессорами русины: В. Кимак, П. Феерчак, М. Щавицкий, А. Павлович, И. Земанчик, М. Дудинский, Гободай, Бачинский, Чернай и другие. В 1826 году М. Балудянский был назначен в канцелярию Сперанского, которая занималась кодификацией свода законов России. Он был заместителем Сперанского, а поэтому ректором Петербургского университета был назначен другой русин - В. Кукольник. Русин Петр Лодий был назначен деканом юридического факультета Петербургского университета. Эмигрировавший в Россию русин Ю. Гуца-Венелин разработал для болгар усовершенствованный вариант славянской азбуки и доказал, что за тысячелетний период проживания среди славян, тюркоязычные болгары ассимилировались и осознают себя славянами, что и следует всем народам официально признать. Благодарные ему за это болгары поставили В. Гуце памятник в Одессе и Софии.

После первой волны переселения русинов в Хорватию и Сербию за ними туда последовали другие русины из современного Закарпатья и Пряшевщины. По переписи 1787 года в Керестуре было 303 дома, в которых проживала 431 семья и 2191 людей, а в Коцуре было 318 семей, состоявших из 1615 людей. Вскоре Керестур населяли почти одни русины и поэтому его переименовали в Руский Керестур. Переселенцы-русины останавливались и в населенных пунктах Бачки, Славонии и Срему: Баркасово, Петровци, Миклошевци, Сремская Митровиця, Вербас, Новый Сад. Они строили русинские греко-католические церкви, а при них школы, сохраняя таким образом свой русинский язык, обычаи и культуру, которая тем не менее со временем частично ассимилировалась с диалектом русинов-переселенцев из Пряшевщины и языком сербов.

Так, словак Франтишек Коллар (1718-1783), библиотекарь императорской библиотеки Австрии, в 1749 году написал работу «Откуда походят, как развивались и жили русины Венгрии». Историк А. Дечи, русин по национальности, написал на русинском языке и в 1797 году издал в городе Пряшев книжечку о русинах под названием «Краткие раздумья о русинах». Арсений Коцак в 1788 году написал «Словеноруську грамматику» и отметил в ее вступительной части «...чтобы и нас мизерных руснаков не считали простаками».

Этнография доказывает, что создание в Центрально-Восточной Европе наций было делом не только политических деятелей, сколько национальной интеллигенции - поэтов, филологов, священников, историков и учителей, которые в первом-втором поколении были в основном потомками греко-католического духовенства. Поскольку эмигрировавший в Россию цвет русинской интеллигенции был оторванным от своего народа, то не смог в чужой для них России создать нацию под названием «русины». Однако в период завершения в Европе процесса перерастания народностей в нации, эмигрировавшая в Россию элита русинов не только осознавала себя отдельной славянской национальностью под названием «русины», но и доказала, что русины являются отдельной от русской нации, тем более украинской.

После победы русской армии под командованием А. Суворова над итальянцами ее бойцы в ноябре 1799 - феврале 1800 года лечились и отдыхали среди местных русинов современного Пряшевского края Словакии и современной Закарпатской области Украины. Они воочию увидели европейский уровень культуры, а русины убедились, что славянская Россия в состоянии поддержать их борьбу за сохранение русинской национальности и православия.

Материал для публикации предоставлен М. И. Завадяк.

ПРОДОЛЖЕНИЕ БУДЕТ...
ЧАСТЬ 5/2, «Русины в составе Венгрии, а затем Австрии»

Русь, Закарпатская Украина, История Суверенной Республики, Русины, Советская Украина, livejournal, 70-лет аннексии, Петр Годьмаш, Подкарпатская Русь

Previous post Next post
Up