Feb 11, 2011 18:37
ЧЕЧНЯ, МОСКВА, ТУВА: О НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ В РФ
События на Манежной некоторые приветствовали, как признак «пробуждения русского самосознания», некоторые клеймили как проявление так называемого «русского фашизма». В рамках данной статьи автор не намерен давать идеологических оценок этим событиям, а также выявлять «откуда ноги растут»: было ли это провокацией спецслужб, спонтанным взрывом народного недовольства, отвлечением народа от классовой борьбы? Как бы то ни было, эти события ввели тему межнациональных отношений в повестку дня и породили ряд вопросов:
1. Каков реальный «фон» межнациональных отношений в РФ?
2. Каково соотношение социального и этнического в межнациональных конфликтах?
3. Какими инструментами располагает действующая власть для того, чтобы влиять на ситуацию в сфере межнациональных отношений?
Автор неоднократно участвовал в проведении исследований, касающихся сферы межнациональных отношений в различных регионах России (начиная с 1996 года по настоящее время). Я не буду приводить данные количественных исследований; ответы на поставленные вопросы будут даны не с позиций социологии, а, скорее, с позиций культурной антропологии. В качестве примеров будет рассматриваться ситуация в Чечне и Туве (как регионах, где «титульная» нация резко преобладает над русскоязычным населением), а также - в Москве, ставшей сейчас «законодателем мод» в плане межэтнических столкновений.
1. Общий «фон»
1.1 Чечня.
Не смотря на укоренившиеся в массовом сознании русских жителей РФ стереотипы, у большинства чеченцев, проживающих на территории Чечни, на бытовом уровне НЕТ ВРАЖДЕБНОГО ОТНОШЕНИЯ К РУССКИМ. В чеченском обществе есть определенные маргинальные слои, проникнутые ненавистью к русским, как к этносу, (людей этих по психотипу можно сравнить с нашими скинхедами, только вместо бритья головы они отращивают бороду). Именно действия этих маргиналов широко освещаются СМИ, а также делают фактически невозможным проживание на территории Чеченской республики проживание значительного русского населения. Оставшиеся в Чечне местные русские встроены в местную культуру и каким-либо преследованиям не подвергаются. Единственным способом решения проблемы маргиналов-русофобов является их тотальное уничтожение. НО!
Одновременно на всех уровнях чеченского общества существует резкое неприятие РОССИИ как государства, в состав которого Чечня входит вот уже полтора столетия, а также неприятие ряда государственных структур РФ, особенно - ФСБ. Русский, приехавший в Чечню по делам, должен быть готов к тому, что его могут «замочить в сортире», как заподозренного в принадлежности к российским спецслужбам. Сам автор попадал в такую ситуацию в 2008 году(на Грозненском рынке отвели в закуточек и хотели, как я понял, расстрелять по-тихому). Довольно долго мне пришлось доказывать свою непричастность к деятельности спецслужб, показывать удостоверение тувинского чиновника, номера в сотовом телефоне (тувинские, новосибирские, подтверждавшие маловероятность моей эфэсбэшности). В итоге человек с автоматом (звали его Бека, насколько я помню) дал мне свой номер, сказал: «Если проблемы будут, звони, поможем».
С чем связано неприятие РФ, как государства? Для простых жителей - с бомбардировками, со сталинской депортацией, с жестокостью нашей армии в отношении мирных жителей.
А жестокости с обеих сторон хватало. Редактор местной газеты рассказывал, как его остановили на блок-посту и «на всякий случай» решили расстрелять. Он же рассказывал, что «вот на этой пятиэтажке напротив университета на каждой оконной раме был прибит распятый русский солдат».
Но здесь интереснее позиция чеченской интеллигенции (которая, в конечном итоге, порождает смыслы, которыми живут «простые люди»): «России давно не существует. У вас власть захватили евреи, они вас грабят, развращают, спаивают, а вы им это разрешаете. Зачем нам быть под властью этих евреев?». «Евреи на этой войне делали деньги, а вас заставили умирать за это, ваших солдат. Как мы можем после этого уважать русский народ?».
К русскому народу нет ненависти, но нет и УВАЖЕНИЯ. Многие чеченцы воспринимают русских, как народ порабощенный, несамостоятельный, развращенный, потерявший свою силу. И с этим трудно не согласиться: после обнародования гитлеровско-фурсенского плана реформы среднего образования (где в качестве обязательных предметов остаются только физ-ра, ОБЖ и «место России в мире») никто не пошел громить здание Минобраза…
Слабых никто не уважает, вот в чем штука…
А вот кого сами чеченцы считают главными врагами чеченского народа: Ельцин, Сталин, Шаманов, Джохар Дудаев, Шамиль Басаев (но Басаева при этом достаточно многие считают героем).
Проблема лежит не в русле взаимоотношений чеченцы-русские, а в русле чеченцы-российская власть.
1.2 Тува
В Туве, слава Богу, войны не было. Хотя в 1990-х ситуация была очень напряженной. Примерно половина русских оттуда выехала, а из оставшихся многие намерены уехать. Но к российской власти как таковой негативного отношения нет. Во-первых, рефлексия местной интеллигенции находится на более низком уровне, чем в Чечне. Во-вторых, не было войны. В-третьих, за счет оттока русских для многих тувинцев в 90-е годы сработал социальный лифт: освободились ранее занятые русскими ниши (политика, бизнес и т.п.). В-четвертых на российском полит-Олимпе проживает С. Шойгу. Поэтому в элитах есть определенный консенсус: нам надо быть с Россией. Россия дотирует бюджет, в России находятся рынки сбыта основной тувинской продукции - угля и гашиша (кстати, в книжке «Околоноля», приписываемой чеченцу В. Суркову, содержится «продакт плэйсмент» тувинского гашиша, главный герой его активно употребляет и другим рекомендует).
На бытовом уровне взаимное неприятие русских и тувинцев проявляется, но большинство представителей обоих этносов настроены на нейтралитет: мы сами по себе, а вы - сами. В тоже время, на политическом уровне «национальная карта» периодически разыгрывается. В последнее время в основном для того, чтобы пошатнуть позиции лояльного к федеральной власти Шолбана Кара-оола, главы республики.
Чем более сильной кажется федеральная власть, тем большее уважение к русским испытывается. И наоборот. Но что будет, если пустить ситуацию на самотек? Автор пытался запустить программу по привлечению русских учителей в мононациональные тувинские районы, перед этим опрашивались местные рядовые жители и муниципальные чиновники. Что в итоге выяснилось? Большинство жителей любого населенного пункта хотело, чтобы у них жили русские или работали русские учителя, но… не больше одного человека на населенный пункт. При этом для этого единственного русского местные готовы создать просто райские условия (бесплатное жилье, девушки, гашиш, нанапряжный график работы), но больше одного - перебор…
Проводившиеся автором десятки фокус-групп показывают, что для большинства тувинцев желательное количество русского населения в республике - около 5%, но не больше 10%. Это не от ненависти к русским: так проявляется инстинкт самосохранения народа.
Такова реальность, и властям РФ нужно было бы ее понимать.
1.3. Москва
В Москве меня всегда поражал градус взаимной ненависти между русскими и так называемыми «чурками» (к которым москвичи относят и иранцев-шиитов, и православных армян и осетин, и чеченцев-балкарцев-кумыков, и буддистов-тувинцев-бурят-калмыков и т.п.). При этом со стороны «чурок» я наблюдал не ненависть, а, скорее, неуважение к русским (по вышеуказанным причинам). А вот со стороны русских именно ненависть. Показательный случай:
Мы со знакомой поймали такси, едем в незнакомый для нас район. Водитель-кавказец это район не знает. Я звоню человеку, к которому еду, прошу объяснить водителю дорогу. В итоге этого объяснения мой знакомый обзывает водителя чуреком, тот обижается и высаживает нас на обочине МКАДа под угрозой разбить голову монтировкой.
Такая ситуация трудно представима в Туве или Новосибирске, но для Москвы она вполне нормальна.
При этом я осмелюсь утверждать что именно в Москве МЕЖНАЦИОНАЛНЫХ проблем не существует. Как же это - не существует? Ведь была Манежная?
А ведь ответ на этот вопрос общеизвестен. В 1990-е власть отказалась от ответственности перед своим народом. Все деньги сконцентрировали в Москве. Периферия начала умирать, как растение без полива… Ну все и поехали в Москву - и русские, и «кавказцы», и таждики. Поехали не от желания захватить Первопрестольную, а просто за деньгами.
Из тех регионов, где ситуация была получше, никто в Москву не рвался, да и не рвется. Например, среди жителей России примерно 20-30% хотели бы жить в Москве. А среди жителей Новосибирска таких - всего 4%. Зачем новосибирцу ехать в Москву? Здесь итак есть работа, развлечения, деньги… А вот жить в ЕС или США хотело бы гораздо большее число (точную цифру не помню, поэтому и не привожу).
Москва жутко перенаселена, плотность населения в 2 раза выше, чем в Лондоне. Концентрация денег создала в Москве пресловутое «мультикультурное общество», к которому русские, как и все другие народы, совершенно не готовы (да и не обязаны они к такой мультикультурности готовиться). Я думаю, что для москвичей подошла бы «тувинская формула»: 5-10% мультикультурности. Это реальность, и ничего с этим не сделаешь. Вывод какой? А вывод простой: надо страну в целом развивать, иначе МЕЖНАЦКОНФЛИКТЫ В МОСКВЕ НЕИЗБЕЖНЫ. С ними ничего не сделаешь ни полицейскими, ни пиарастическими мерами.
2. Соотношение межэтнического и социального.
Межэтнические конфликты в современной РФ являются производными от экономических, социальных и политических проблем. Главная причина - отсутствие у федеральных властей ответственности за Империю, даже за ее усеченную часть под названием РФ. Безответственность порождает все основное. Как говорит экономист Хазин: а что вы от них хотите? Ведь их целью и был сброс ответственности, с целью минимизации расходов.
Но это не значит, что межэтническая, культурная составляющая уходит на второй план. Социальные проблемы порождают межнациональные, которые начинают развиваться по своим собственным законам.
3. Есть ли у власти необходимые инструменты для управления политикой в сфере межнациональных отношений?
С полной уверенностью могу заявить, что таких инструментов у власти нет. Если власть захочет тушить разгоревшийся межнацконфликт, она просто не будет знать, как это сделать. У нее нет для этого ни экспертов, ни структур, способных реализовать поставленные задачи. Я изнутри изучил систему этномониторинга, которой пользуется наша ФСБ. Эта система неадекватна; руководители исследовательских проектов некомпетентны; федеральному центру они поставляют заведомо липовую информацию. В структурах ФСБ практически нет антропологов (этнографов) и социологов. Полноценные исследования в области межнациональных отношений не финансируются даже в горячих точках.
К Академии наук власть тоже не сможет обратиться за достоверной информацией. Существовавшие научные школы разрушены, этнографией рулят псевдоученые вроде Тишкова (из разговора с ним мне запомнилась фраза: ну мы же современные люди и мы понимаем, что результатом научных исследований должно быть то, что хочет увидеть заказчик).
Когда на одной из научных конференций (тогда еще работая в структуре РАН) я прочитал доклад, близкий к реальности, директор НИИ, где я работал, передал мне через кого-то: «Больше не занимайся экстремизмом, а то уволим».
Короче, система получения знаний об обществе сейчас гораздо хуже, чем была при Андропове, который признал, что «мы не знаем общества, в котором мы живем».
Адекватных инструментов для разруливания межнациональных конфликтов у нынешней власти нет, потому что нет адекватной информации об этих конфликтах и их природе. Ситуация разрешимая, при наличии политической воли. Для этого нужно «всего лишь» восстановить хотя бы советскую систему подготовки специалистов по данной проблематике (по каждому проблемному региону должно быть хотя бы 3 специалиста).
К сожалению, я почти уверен, что этого никто делать не будет. Например, в США есть как минимум 5 специалистов (WASP)по Республике Тыва, владеющих тувинским языком. А сколько таких русских специалистов сейчас в РФ?
А по Чечне?
А по Дагестану?
11.02.11, Новосибирск
тува,
шойгу,
кара-оол,
чечня,
мышлявцев,
межнациональные отношения,
манежная,
москва