Почему Тува не Япония

Nov 10, 2012 13:18

в последнем посте речь зашла о Японии в связи с Тувой. Нашел свою давнюю статью, также связанную с этими двумя регионами. Статья еще 2007 года, но актуальности, по-моему, не потеряла... Оригинал - здесь: http://samlib.ru/m/myshljawcew_boris_aleksandrowich/tuvajapan.shtml

ПОЧЕМУ ТУВА НЕ ЯПОНИЯ?

ЧАСТЬ 1. ГДЕ ЛУЧШЕ ДЕЛАТЬ ХОЛОДИЛЬНИКИ - В МАЛАЙЗИИ ИЛИ В АНТАРКТИДЕ?
Почему Россия не Америка?
Несколько лет назад значительный резонанс среди российских политологов, да и просто среди слоев широкой общественности, вызвала книга бывшего офицера КГБ А.П. Паршева. Книга называлась просто: "Почему Россия не Америка?". Популярность книги была вызвана тем, что вопрос этот давно уже волновал многих россиян, даже тех, кто не мог ясно его сформулировать. В самом деле, почему? Ведь именно наивные надежды на быстрое "превращение в Америку" - по уровню жизни, "свобод" и технологий обусловили во многом популярность Ельцина в 1991 году, равнодушное принятие гражданами распада СССР, ту легкость, с которой сданы были все внешнеполитические позиции Союза.
В этой книге автор весьма последовательно и убедительно излагает причины неконкурентоспособности отечественной экономики. Не буду излагать концепцию Паршева подробно, но основные ее положения необходимо озвучить.
Почему в Антарктиде, несмотря на огромные залежи полезных ископаемых, до сих пор нет никаких производств? Ответ до смешного прост: в Антарктиде очень холодно. Расходы "на климат" составляют значительную часть любых производственных издержек. В Малайзии достаточно поставить тент - защиту от ветра, дождя и солнца, вот тебе и заводской корпус. У нас надо подготовить фундамент, возвести капитальное здание, а потом 9 месяцев в году его ОТАПЛИВАТЬ (а это добавляет огромные расходы энергоносителей). Малайскому рабочему нужна только летняя одежда и легкое дешевое жилище, поэтому 30 долларов в месяц для него будет достойной оплатой. Нашему рабочему нужна теплая зимняя одежда, нужно топить дом, да и дом нужен капитальный, основательный. Плюс - разный режим питания, нашему рабочему нужно потреблять намного больше белковой пищи, углеводов. Итак, наш рабочий просто не сможет поддерживать свое существование, получая малайскую зарплату. Он просто умрет от холода и голода. Поэтому продукция российского предприятия не может стоить дешевле аналогичной продукции малайского предприятия. А значит, в условиях мирового рынка российская продукция обречена быть неконкурентноспособной.
Климат в обитаемой части Европы, даже на севере, намного мягче, чем в европейской России, а тем более - Сибири. В Лондоне зимние температуры - от нуля до плюс 10. В населенной части Швеции и Норвегии - лишь ненамного холоднее. Тоже относится и к Америке. Но сейчас роль Запада заключается не в производстве товаров, а в контроле за финансовыми потоками и ресурсами. Производится большая часть товаров в Азии (произошел вынос производства и пролетариата за пределы западных стран).
Все это приводит к тому, что основой нашей экономики стала растрата невосполнимых ресурсов, разведанных еще в советское время. Фактически, просто проедается данное Богом, а также материализованный труд трех поколений советских людей. По мнению Паршева, России практически нечего предложить на экспорт в значительных объемах, а невосполнимые ресурсы тратить нельзя, они нам самим понадобятся.
В двух словах вывод такой. Главное в мировой экономике - уровень издержек, реальная себестоимость продукции. Поэтому для того, чтобы иметь полноценную экономику, Россия должна быть надежно защищена таможенными барьерами, максимально изолирующими ее от мирового рынка, и туда сдавать только то, что самим не нужно, излишки. Иначе вся промышленность просто умрет, а вместе с ней вымрет и народ. Ну, и главная мысль: богатства страны создаются не ресурсами, а трудом народа.
Ну, а как выглядят перспективы развития экономики Тувы в свете этой теории?

Климат.
По мнению Паршева, по совокупности климатических условий наихудшими условиями в мире обладают Россия и Монголия. Главные параметры: минимальные температуры зимой, минимальные и максимальные температуры летом, наличие заморозков весной, дневные и ночные перепады температур, режим выпадения осадков. Легко понять, что Тува, зажатая между пустынной Монголией и холодной Сибирью, тоже не является климатическим раем. Издержки на строительство и отопление в Туве будут намного выше, чем даже в Абакане, не говоря уж про Малайзию. Зарплата рабочих в Туве должна быть выше, ведь объективно выше и цены на продукты первой необходимости, и многие другие расходы. Добавьте расходы на перевозку продукции "за Саяны"... Итак, ясно, что если вся Россия из-за издержек на тепло и зарплату объективно не может конкурировать с той же Малайзией, что уж говорить о Туве?
Как же Тува развивалась в советское время? Да очень просто - благодаря дотациям, инвестициям правительства. Дело было не в конкурентоспособности тувинского кобальта на мировом рынке. Кобальт был нужен советской оборонной промышленности, вот и все. И на "внутреннем советском рынке" тувинский кобальт становился условно конкурентоспособным. Тоже касается и сельского хозяйства.
Как же Тува существовала в досоветский период? Здесь нужно выделить два отдельных временных промежутка. Не удаляясь слишком в глубь веков, возьмем период китайской оккупации и период ТНР. Китайские власти вытягивали из Тувы ресурсы, сначала с помощью налогов, затем - с помощью торговли и системы кредитования. Часть капитала через купцов утекало и в Россию. Тувинский народ считался одним из беднейших в Азии.
А что же было главным капиталом тувинцев? Минеральные ресурсы? Конечно же, нет. Скот - вот главный капитал любого кочевника, от оленеводов Ямала до каких-нибудь буйволоводов нуэров в Африке. В нормальных условиях количество скота, количество населения и природные ресурсы (пастбища, водопои) составляют единую, достаточно равновесную систему. На этом равновесии и основываются ценности кочевой культуры (а вовсе не на прогрессе и непрерывном росте благосостояния, желательно - благодаря выигрышу в автоматах, как думают сейчас многие молодые люди). Больше у семьи скота - значит она богаче. Если к такой системе подключается какая-то мощная торговая система (например, Китай), то количество скота моментально уменьшается (а чем еще кочевник может платить за тряпки, чай, табак, украшения?).
В период ТНР экономическая система частично замкнулась. По крайней мере, Советский Союз не выкачивал из страны массы скота, подобно Китаю. Напротив, оказывалась помощь по созданию собственных промышленных производств в небольших объемах, для удовлетворения местных нужд. Внедрение системы вакцинации, частичное устранение резкого социального неравенства привело к росту поголовья скота, возрос также и уровень жизни людей. Итак, республика стала богаче. При помощи СССР (но с опорой на внутренние ресурсы!) основного богатства - скота - стало больше.
Во время мировой войны республика осуществляла большие безвозмездные поставки скота в Союз, богатство страны, таким образом, уменьшилось, однако и весь СССР был разорен страшной войной.
Не будем вдаваться в детали экономического развития Тувы до 1990-х годов. В целом оно соответствовало общесоветским образцам с поправкой на некоторое запаздывание и ускоренность всех процессов.
А вот что произошло в 1990-е?

Мифические ресурсы.
Национальная интеллигенция в Туве начала рефлексировать на тему эксплуатации ресурсов Тувы "приезжими". Это было время, когда шахтеры Кузбасса наивно планировали обогатиться за счет продаж угля в Японию, ученые Академгородка - за счет продажи на Запад научных открытий и технологических разработок, сахалинцы - за счет нефти и т.п. Все вдруг решили, что живут незаслуженно плохо, а вот мировой рынок оценит их по достоинству. Рынок оценил. На "двоечку", если не на "единицу" оценил. Богаче стали директора шахт, институтов, нефтяные магнаты. Но с какой стати им делиться с исполнителями грошовой прибылью (вспомните про издержки!)?
Некоторые боялись - хлынут инвесторы, скупят месторождения на корню. Не хлынули, не скупили. Забрали даром то, что и так хорошо работало, а нового, почему-то, строить не стали. Из-за нестабильности? Почему же тогда в Нигерии строят?
Ресурсы, когда они лежат в земле, не могут приносить прибыль. Их надо разведать, добыть, обработать, доставить до потребителя. Все это - затраты энергии. Говорят, что она в России дешевая. Но это временно, только потому, что государство сохраняет дотации. Теперь представим такую наглядную модель рынка. Допустим, рядом находятся две маленькие страны. Главная ценность - вареное мясо. Скота и там и там много. Но чтобы сварить мясо, нужна еще вода и топливо. Это - ресурсы. В одной стране воды мало, в другой много, тоже и с топливом. Топливо реально стоит одинаково в обеих странах (рынок ведь!). Но вам государство дает на топливо дотацию - 500 руб. в месяц. И вам кажется, что у вас появилось дешевое топливо. Вы берете у соседей сырое мясо, и варите его на своей воде и своем "бесплатном" топливе, и за эту услугу берете 100 руб. Вот здорово, думаете вы, воды у меня много, а топливо бесплатное, вот хороший бизнес! Но, фактически, это никакой не бизнес. Ваше государство на вашем бизнесе потеряло 400 рублей. Жители одного государства начинают пользоваться дотациями, выделяемым на топливо жителям другого государства. Ясно, что "доброе" государство очень быстро обеднеет, снабжая своим топливом экономных соседей. А потом еще и замерзнет зимой...
Примерно такая ситуация в России с алюминиевым бизнесом, где основные затраты связаны с энергией (сырье для этой промышленности общедоступно, одно время оно завозилось в Красноярский край из Африки, низкая цена на энергию позволяла покрыть транспортные издержки).
Искусственная дешевизна энергии долго продолжаться не сможет, это ясно, об этом уже и Чубайс неоднократно говорил.
Вопрос - неужели Тува находится в худших условиях, чем Норильск?
Конечно! Там - месторождения газа, а продукция вывозится морем, это намного дешевле, чем даже железная дорога. В советское время, когда никто о мировом рынке не думал, в Норильск были вложены огромные деньги. В Туву таких денег за 15 лет никто не вложил. Никого не заинтересовал даже работоспособный в то время "Тувакобальт". Не вкладывались деньги и в российскую экономику (если не считать таковым строительство гипермаркетов и других машинок для выкачивания из страны нефтедолларов).
Итак, Тува может эффективно развиваться только в замкнутом, советского типа контуре. Но ведь сейчас Россия всеми силами продолжает стремиться в открытый рынок. Что же будет с Тувой?

ЧАСТЬ 2. ХООКУЙ ТЫВА
Другая Тува: Радужная картина.
Представим себе, что осуществлены все глобальные планы индустриализаторов. Но представим максимально реалистично. Пусть все будет радужно, насколько это возможно в условиях нахождения России в мировом рынке.
Итак, проложена железная дорога (без нее ни о какой повторной индустриализации и речи нет!). Дорогу могут построить только для того, чтобы вывозить что-либо, правильно? Не только ведь для того, чтобы студентов на каникулах возить к маме... Сторонники индустриализации радостно потирают руки: будем вывозить уголь! Он у нас высококачественный. Да, только вы забыли, что крупнейшим экспортером угля является Китай, обладающий гигантскими запасами антрацита и развитой железнодорожной сетью для его вывоза, плюс - множество незамерзающих портов. Вы забыли, что шахтеры Кузбасса вовсе не начали купаться в шоколаде после выхода России на мировой рынок. А ведь Кузбасс - мощнейший промышленный комплекс, и маркетологи у них там сидят неслабые!
Для добычи угля, кстати, тоже нужна энергия. Надо будет либо мощную ГРЭС строить (будет работать на том же угле), либо тянуть дополнительную линию от Саяно-Шушенской ГЭС. Но в условиях открытого мирового рынка энергия не сможет быть дешевой, также, как и уголь. Если товар будет намного дешевле мирового, глобальный мир мгновенно его высосет. Помните, что произошло в начале 1990-х с "дешевым" тувинским скотом? Большая часть поголовья за несколько месяцев превратилось в абаканскую тушенку, и уровень того поголовья до сих пор не достигнут. А ведь уголь не размножается, подобно скоту!
Ну, допустим, построили ГРЭС. Построили комбинаты, жилье для рабочих (это уж совсем фантастика, строительство в Туве очень дорого, коммерчески не выгодно). Это, минимум, несколько десятков тысяч рабочих мест. Но кто будет на них работать? Уровень квалификации современной тувинской молодежи не слишком высок, мягко говоря... (Два соседних новосибирских вуза - Технический Университет и Торговый. Догадайтесь с трех раз, в котором из них практически нет тувинских студентов, и почему их там нет?). Ладно, допустим, что инвесторы всем местным жителям просто выплачивают ренту, как индейцам в Канаде (а это уже дополнительные издержки к цене продукции). Вывозим уголь, уран, ртуть, кобальт, лес (который в условиях лесостепи растет очень медленно). Прошло тридцать лет, все вывезли. Нет, что-то, наверное, останется. Но, учитывая высокие издержки, рентабельных предприятий, интересных для мирового рынка объектов не будет. Работники комбинатов соберутся и, как в 1990-м, уедут восвояси. Что же останется местным жителям? По меньшей мере, нельзя будет больше назвать Туву "эталоном экологической чистоты", как сейчас. А значит, даже туристов уже не заманишь. Скотоводство в Туве после строительства ж\д и вступления России в ВТО окончательно станет невыгодным - попробуй конкурировать против Аргентины, где говядина на наши деньги стоит всего несколько рублей за килограмм!
А ведь население Тувы вырастет. Оно и так растет, а в случае "успешной" индустриализации повысится уровень жизни, может и смертность снизится, и будет в Туве жить... ну, к примеру, полмиллиона, всего на 200 тыс. больше, чем сейчас. Ну, и чем они заниматься будут? Что Тува сможет продавать? Фигурки из агальматолита (который тоже относится к исчерпаемым ресурсам)? По фигуркам Туве на мировом рынке конкуренции не выдержать - подобные (только деревянные) делаются в огромном количестве в странах Юго-Восточной Азии, и стоят они не 30 долларов, а не больше 3-х.
Но это ведь был "радужный вариант", помните об этом? Уже и сейчас 300 тысяч тувинского населения прокормить себя не могут.

Почему современная Тува ничего не производит?
Одно время был местный майонез, а теперь, по-моему, его больше нет. Ну, даже если он есть, давайте на его примере взглянем на трудности тувинского производителя и поймем, почему какие-нибудь пельмени может быть выгодней привезти из Новосибирска или Петербурга, чем сделать на месте.
Состав нормального майонеза: растительное масло, яичный порошок, уксус, горчица. Что из этих продуктов будет местным? Ничего. Ну, купили все это на "мировом рынке", ввезли в Туву. Итак, транспортные издержки. Плюс - насколько крупную партию вы купили? Новосибирск производит продукты для всей Сибири, и сырье закупается очень крупным оптом. Значит, у вас сырье будет дороже, если конечно, вы не мечтаете кызылский майонез в Москве продавать. Здесь вам надо помещение арендовать, отапливать. Впрочем, можно дальше и не продолжать цепочку. Вы уже проиграли: новосибирский производитель одновременно с вами уже привез свою более дешевую продукцию (помните, что у него сырье было дешевле, плюс объемы производства огромные?). Если вы очень хотите торговать майонезом, вы у него и купите, и перепродадите.
Но ведь кое-что в Туве производится, по крайней мере, из продуктов питания!
Мясные полуфабрикаты: дешевое монгольское мясо. Его через Туву везут за Саяны, и, вернувшись оттуда в виде котлет или колбасы, оно становится дороже местных аналогов (дорога туда-обратно). Поэтому из монгольского мяса можно для местной продажи сделать что-нибудь.
Молочная продукция: более натуральная, что-то вроде эксклюзива получается. Издержки на ее производство невысоки.
А вот "Бородинский" хлеб новосибирского производства? Все правильно, рожь в Туве не растет. Да и вообще, на элеватор можно бросить взгляд - и все ясно станет. Но, впрочем, хлеб все-таки в Туве пекут.
Я думаю, общая схема понятна. Но самое главное в приведенных выше примерах: вся местная продукция предназначена для местного рынка. Никто даже не пытается возить тувинский хлеб в Новосиб. Невыгодно.
При этом большая часть продукции производится либо из местного сырья, либо из сырья, которое в Туве существенно дешевле, чем "за Саянами" (монгольское мясо). Конкуренты везут свою продукцию в Туву на машинах и на этом теряют деньги. Трасса Абакан-Кызыл - это естественный "таможенный пункт", где автоматически берется "транспортный налог". Дорогая доставка защищает немногих тувинских производителей от разорения засаянскими конкурентами (и, одновременно, делает недоступным для местных внешний рынок).

Плюсы Тувы.
Итак, в Туве в настоящее время развиваются некоторые производства, ориентированные на внутренний рынок. Географическая изоляция защищает местных производителей от разорения. Но для того, чтобы у республики был собственный доход, необходимо продавать что-то за Саяны (иначе откуда деньги возьмутся?). Мы выяснили, что тувинскими ресурсами торговать либо невозможно, либо недальновидно - продадим уголь, наши внуки будут замерзать солнечной тувинской зимой. Итак, продавать лучше что-то возобновимое. При этом - уникальное на мировом рынке, потому что из-за климата и связанных с ним издержек любое "обычное" производство в Туве будет по определению убыточным (вспомните про малайского рабочего в шортах, и про фабричные корпуса из брезента, и про наши затраты на отопление).
Каковы же плюсы Тувы, каков ее эксклюзивный товар? Плюсов немного, иначе не был бы Урянхайский край одним из беднейших регионов Азии, несмотря даже на китайскую колонизацию.
Экология, природа. Жаль, но по Туве не бродят, как по Африке, стада антилоп... Если говорить о ландшафтах, то подобных немало на Алтае, в Монголии, Китае, Восточном Казахстане. И все же - можно развивать туризм, но только не по дешевому алтайскому варианту, когда местный бюджет не получает фактически ничего от 250 (!!!) действующих на территории республики фирм. Туризм в Туву должен быть очень дорогим и эксклюзивным. Наиболее перспективно направление этнографического туризма (приехал иностранец, живет в тувинской семье и платит две-три тысячи долларов в месяц... может и от западных шпионов хоть какой-то доход будет). Правительство республики может инициировать что-то вроде платного культурного обмена. Здесь, конечно, нужен грамотный маркетинг по типу гималайских стран.
Народные промыслы. Вряд ли они станут значительной статьей доходов, но развивать их надо. Несмотря на конкуренцию со стороны того же Алтая или Монголии - это эксклюзив. Опять же, нужен грамотный пиар.
Музыка. Это, пожалуй, самая успешная статья тувинского экспорта (не считая наркотиков, которые ценятся в России лишь благодаря запретительным мерам правительства). Музыка - категория вечная, не смотря на тенденции моды. Музыку невозможно вывезти без остатка, это ресурс бесконечный. При этом музыка раскручивает тувинский географический брэнд, способствует созданию положительного имиджа республики. Вот на этом направлении не жалко никаких инвестиций. Все окупится, не сейчас, так через двадцать лет. (Впрочем, в республике большинство политических деятелей такими длительными сроками не оперируют. Может, собираются своих детей в Америку вывезти гораздо раньше?). Тувинская музыка - это реальное бабло, которое поступает не из России даже, а с Запада. Вот уж действительно супертовар!
Маленькое лирическое отступление. Я лично знаю кучу самобытных, талантливых тувинских музыкантов, которые не обладают умением ПРОДАВАТЬ свою музыку. Кто бы им помог? Менеджмент, маркетинг, качественная запись - а все остальное уже есть!
Шаманизм. Почти без комментариев. После кастанедовских книг интерес к шаманизму на Западе огромен. Это вторая после музыки категория современного тувинского экспорта.
Рыба. При грамотном использовании - ресурс возобновимый. Отмечу: в Новосибирске можно купить почти любую экзотику, японский угорь, камчатский краб - пожалуйста. Но хариуса и тайменя не купишь. В Японии, думаю, тоже. Тувинская рыба должна быть очень дорогой, и формироваться цена должна под контролем местных властей.

Есть еще мнимая экзотика - верблюды, олени... Этого добра навалом по всему миру: Монголия, Лапландия. Но для россиян это все-таки экзотика, и развивать эти направления животноводства надо.

Хоокуй Тыва! (Бедная Тува).
Есть такая очень интересная, грамотно сделанная и зрелищная книжка - "Хоозураан Тыва" ("Разоренная Тува"). Я думаю, многие из читателей с ней знакомы. В ней все правда, все, что касается разрушения экономики советской Тувы. Для пополнения фотоколлекции я мог бы пригласить автора в Новосибирскую область. Далеко ехать не надо, можно даже из Новосибирска не выезжать. На окраине сибирской столицы не трудно заснять точно такой же постиндустриальный ужас (кому интересно - поселок Северный, Калининский р-н Новосибирска, около 10 км от центра, да и еще много других подобных мест).
Но Новосибирск как-нибудь проживет, все-таки транспортная развязка, барахолка, столица Сибири... А что же Туве делать после советского эксперимента?
Тут уже у каждого жителя Тувы надо спросить: а какой вы видите Туву через 50 лет (когда у России подойдут к концу ресурсы)? Что дальше? И что будет происходить с тувинским народом в течение этих пятидесяти лет?
Вам кажется - полвека срок большой, я тут ни при чем? А ведь ШДО родился еще при "независимой" Туве, в 1942 году. Больше 60 лет назад. С тех пор Тува неузнаваемо изменилась. А люди, родившиеся в то время, до сих пор еще живы.
И ваши дети, внуки через пятьдесят лет тоже будут жить. Только как они будут жить? И где? И что им останется?
Хоокуй Тыва, короче...
Стоп. Кое-что может остаться.

Богатство Тувы.
Почему же именно скот всегда, на протяжении тысячелетий, являлся богатством кочевника? Не морковь, не асбест, не мясо дельфина и не морские звезды?
Да потому что кочевое хозяйство не просто так возникло. Оно возникло как адаптация человека к определенным природным условиям, в которых ни морковь, ни асбест, ни морские звезды не являются чем-то значимым. Есть ландшафт, и есть скот, и благодаря этому скоту человек может жить, ни от кого не завися в своих основных потребностях. Свобода...
В статье упоминались нуэры - африканский народ, который не отличается высоким уровнем жизни. Но, не смотря на все колонизации, войны с европейцами, вхождение в новые "демократические" государства, нуэры сохранили свои стада.
Никто и никогда не мог сказать: я диктую нуэрам свою волю. Даже Британская империя с ними договаривалась, но никак не диктовала им свои условия. А живут нуэры в очень тяжелых климатических условиях (морозов нет, но зато и с водой проблемы - дождь раз в пять лет выпадает).
Почему же нуэры такие сильные? Просто они живут, опираясь на свои силы. И кока-колу не пьют, предпочитают воду. И уважением у них пользуется не человек с крутым джипом, а человек с большим стадом.
Основная мысль: в чем же главное богатство Тувы? То, что можно умножать? Всегда это был скот. И богатством он был не потому, что его продавали в больших объемах, а потому, что гарантировал выживание семьи. И сейчас - ни в коем случае не надо его продавать, нужно просто создавать стабилизационный запас для детей, для внуков. На то время, когда, не дай Бог, в России кончится нефть, газ, и ее растерзают западные друзья (как алкоголик из пустой бутылки выжимая из Хоокуй Россия последние жизненные соки).

Почему не Япония?
Нет в Туве морей по периметру границы (значит, нет дешевого транспорта и неисчерпаемого источника почти халявной белковой пищи - морепродуктов). Нет субтропического климата, холодно. Нет огромных американских вложений в экономику за лояльность, послушание (после мировой войны). И не будет всего этого, такова уж судьба, коллективная карма жителей Тувы.
Единственное, что роднит Туву с Японией - это естественная географическая изоляция. Горы - не менее надежный защитник самобытности, чем море. Но - гораздо более мощный барьер на пути вывоза даже самой замечательной тувинской продукции. Впрочем, как и ввоза продукции конкурентов.
И все же - не Япония, и не может ей быть... Вот и все.

тува, почему тува не япония, япония, почему россия не америка, паршев, мышлявцев

Previous post Next post
Up