Скандал вокруг МТРК «Краснодар», который выпустил материал про поликлиники краевого центра, раскрывает нам всю правду до копейки о кризисе в государственной и муниципальной журналистике. Что же случилось?
Журналисты МТРК должны были показать какие прекрасные больницы в нашем славном Краснодаре, как они чисты, светлы и хорошо пахнут. Горожанам, которые тут живут и были в этой поликлинике этим утром,
рассказывают про то какое счастье получать медобслуживание в Краснодаре. Сюжет типичный для местечкового ТВ. Что могло пойти не так?
От большого ума этот блестящий материал залили в инстаграм. И вот там люди рассказали всё, что у них накипело: как по полчаса стоят в очереди за талоном в другую очередь, как людей кладут в коридорах, как мало времени идёт приём врача… и многое другое вперемешку с грубыми оскорблениями в адрес телеканала и журналистов.
Причем мнение пользователей поддерживает даже Владимир Пригода, директор краевого департамента СМИ, который лайкнул один из гневных комментариев пользователей!!!
Напрашивается вопрос: зачем это сделали? Журналисты, редакторы и чиновники профильного департамента - просто глупы? Разве они не понимают, что своим контентом вызывают гнев и отвращение у зрителей?
Нет, уважаемые читатели, они не глупее нас с вами. Так в чём дело? А дело тут в том, что нет ни одного человека в цепочке тех, кто отвечает за содержательную сторону сюжетов, кому бы было не наплевать. Поставлена задача - хвалить власть и побольше показывать первых лиц. На этом - всё.
Рядовой журналист получает зарплату не выше, чем кассир в «Магните». Как правило, это сотрудник до 30 лет после журфака, который во чтобы то не стало хочет овладеть профессией и забыть, как страшный сон, про существование МТРК «Краснодар» (по возможности вместе с мегаполисом Краснодар) и как Маргарита Симоньян добиться славы и успеха. Местные СМИ - это фабрики по перемалыванию молодой поросли. Никто за людей не цепляется - не нравится пошёл вон! В этой ситуации креативить ни журналист, ни редактор не будут. Поэтому то, что мы видим - это тухло, тускло и тошно.
Скоро это совсем никто смотреть не будет. И люди начнут в серьез спрашивать - кто и зачем выделяет сотню миллионов рублей в год на никому не нужные СМИ, выпускающие издевательские репортажи. Отчасти на телеканале понимают, что скоро это может стать реальной проблемой и пытаются что-то делать для привлечения позитивного внимания аудитории.
Как гласит древняя мудрость, что на верху, то и в низу. Проблемы местечковых СМИ пропорционально подобны, например, ситуации на 1 канале страны. Федеральные кнопки со нарастающей скоростью теряют зрителя примерно по тем же причинам, что и в нашем степном мегаполисе. Что делает в этой ситуации Константин Эрнст? Он открывает шоу с Ксенией «генетическое отребье» Собчак. А, что наши?
А, телеканал «Краснодар» запускает нелепый телеграмм-канал под названием «ТелекуХня». Именно так, «Хня» специально выделена авторами канала. Пользователи сразу отметили, что последние три буквы в названии канала указывают на качество содержания. Читать и смотреть эту окрошку из подростковых приколов, новостей администрации и кулинарных рецептов не будут так же, как не смотрят телеканал «Краснодар».
В конечном итоге всё упирается в деньги. Писать и снимать скучные новости про то, как губернатор (мэр) побывали, провели, поздравили и т.д. это большой государственно-частный бизнес. А вы думали, что губернатор страдает манией величия и просто нуждается в ежедневных новостях о своей персоне?
Ну или так: Губернатору нужно на выборы идти, поэтому его лицо постоянно тиражируют в местном эфире? Всё это только отчасти так. Рассказывать о работе высших чиновников СМИ будут бесплатно просто потому, что людям интересно почитать-посмотреть, что сказал, что сделал, что планирует делать губернатор/мэр/краевой министр/депутат ЗСК. Зачем на это выделяется огромные средства?
Бюджет всего этого пиара краснодарских городских и краевых властей, по разным данным - около 2 млрд. рублей в год.
Поучаствовать в дележе этого жирного пирога хотят многие издания города и края. Данные «Свободных медиа» не слишком точны, но показывают общую картину.
Вот так деньги налогоплательщиков впустую тратят в рамках госпрограммы «Медиасреда Кубани». Цель этой программы - согласно пояснительной записке, «обеспечение информационной открытости деятельности исполнительных органов государственной власти Краснодарского края и реализация права граждан на получение с учетом актуальных потребностей гражданского общества полной и объективной информации, сохранение информационного пространства, укрепление морально-нравственных ценностей общества, создание благоприятного образа территории для привлечения инвестиций в экономику и социальную сферу региона, развитие культуры и сохранение культурного наследия».
В 2016 году Контрольно-счетная палата Краснодарского края проверяла эффективность и целевое использование 717 миллионов рублей бюджетных средств, выделенных для реализации программы «Медиасреда Кубани». По результатам проверки в деятельности профильного департамента установлены нарушения, связанные с неэффективным использованием средств края, и другие.
Краевая администрация заключала договоры с фирмами-прослойками - посредниками между администрацией и изданиями. Отмечены нарушения в оформлении контрактов. Например, госконтракт с «РБК-Краснодар» был заключен не напрямую с АО «Росбизнесконсалтинг», а с краснодарской компанией «Агентство региональных новостей», оформленной на руководителя «РБК-Краснодар» Максима Сеструхина.
Также счетная палата указывала на контракт с районными газетами, заключенный при участии фирмы-прослойки. В 2018 году через Союз журналистов Краснодарского края заключен контракт на публикацию материалов в 42 районных газетах.
Муниципальные и краевые телеканалы уже настолько обленились и обнаглели, что пускают в эфир материал, явно снятый с одной камеры.
Журналист Вячеслав Потапов сравнил один и тот же сюжет рассказывающий как Кондратьев побывал в ст. Динской, который пустили в эфир Кубань 24, МТРК Краснодар и ГТРК Кубань
Три телеканала пустили в эфир одни и те же кадры. Т.е. три телеканала списали средства по контракту администрации за информационное обслуживание?
Иными словами, писать и передавать в эфир скучные, глупые, сервильные новости - это прямая коррупция. Давно пора потребовать запрета для администраций всех уровней тратить деньги на освещение своей деятельности. Только тогда, когда бюджет МТРК Краснодар, Кубань 24 и прочих будет завесить не от ежегодных дотаций, а от того насколько интересно их смотреть, сюжеты перестанут оскорблять чувства граждан и сам здравый смысл.