УРОКИ ГЕОГРАФИИ «КОЛЯДА-PLAYS»-2017

Jul 12, 2017 06:11

Оригинал взят у kolyadanik в УРОКИ ГЕОГРАФИИ «КОЛЯДА-PLAYS»-2017
Оригинал взят у solo_e в УРОКИ ГЕОГРАФИИ «КОЛЯДА-PLAYS»-2017
С 20 по 30 июня Екатеринбург захватил настоящий театральный ураган. Центр города наводнили люди в ярких шапочках и футболках с эмблемой «Коляда-Plays». Более 600 гостей из 31 города и 6 стран мира съехались на XI Международный фестиваль современной драматургии. Себя показать и других посмотреть. 37 спектаклей в основной программе на семи лучших сценических площадках столицы Урала.

Главный организатор праздника, заслуженный деятель искусств РФ, драматург, режиссёр, да и просто народный герой - Николай Коляда, скромно именовал это действо «не фестивалем достижений, а фестивалем-лабораторией». Впрочем, битва за призы развернулась не шуточная. А географическая принадлежность театров-победителей показала, как широко внедрилась и насколько востребована современная драматургия, маркированная уральским знаком качества. Давайте и мы подробнее рассмотрим эту карту мира искусств.


Бухарест, Румыния
«Гран-при» фестиваля увёз в Бухарест яркий молодой коллектив «Association Art Theater». Высокой наградой жюри оценило спектакль «Фантомные боли» по пьесе Василия Сигарева.
«Эта постановка сделана очень бережно по отношению к драматургическому тексту, - считает театральный критик Вера Сердечная. - Артисты переживают происходящее по всем канонам психологического театра (а «Art» в названии коллектива, как они утверждают, имеют непосредственное отношение к системе Станиславского), - и добиваются силы убеждения самыми негромкими, лаконичными средствами: только актерская игра, подробный вещный мир и немного музыки.
Режиссер Богдан Будес создает интерьер бытовки трамвайного депо, опираясь на фразу Сигарева о том, что «грязь здесь какая-то особая. Священная». И действительно, несмотря на бедность обстановки: стол из ящика, старый матрас, стул из бака, распластанные картонные коробки на полу - создается особый мир, мир причудливой мужской бедности.
В этом пространстве происходят вещи страшные: сумасшедшая жена все приходит «на работу» к умершему мужу, и циничные работники депо этим пользуются. Но актеры так подробно работают с прорисовкой образов, что герои становятся узнаваемыми, не карикатурными, а реальными и даже обаятельными. При этом характеры динамичны, все преображения совершаются у нас на глазах, оставляя, как и в жизни, вопросы после окончания спектакля. Единственный «спецэффект» постановки мы видим в конце, когда после затемнения сцена затянута дымом, и его прорезают лучи, намекая о присутствии Бога, избавляющего от всех болей. Даже фантомных».
В случае с «Association Art Theater» мы прослеживаем одну из тенденций нынешнего фестиваля: европейские коллективы, представленные на нём, брали для разработки довольно жёсткие пьесы, но к самому материалу и его постановке относились достаточно бережно и осторожно. Режиссёр спектакля Богдан Будес, закончивший курсы при «Мастерской Петра Фоменко», объяснил свой выбор текста тем, что, на его взгляд, «Фантомные боли» - «очень восточная история», а «продукт коммунизма», «сломанные внутри «люди Сигарева», как и бытовые детали пьесы, понятны и близки сегодняшним румынам гораздо больше, чем, например, жителям более благополучных европейских стран.

Уфа, Башкортостан
Приз за «Лучшую режиссёрскую работу» присудили молодому режиссёру Ильсуру Казакбаеву. Спектакль «Навстречу мечте» был создан Башкирским государственным академическим театром драмы по пьесе Ангизы Ишбулдиной. Она сделала инсценировку самой многотиражной книги нынешней национальной литературы, написанной на башкирском языке - повесть «Не оставляй, мама!» Айгиза Баймухаметова. Большая честь и ответственность пока даже не для выпускницы, а только второкурсницы Николая Коляды.
Семеро артистов-мужчин, исполняющих все роли, включая женские, тоже очень молоды. Что не помешало им с достоверностью, способной вызвать слёзы, показать беспросветную обыденность приюта, в который из многодетной семьи попадает главный герой-рассказчик Ильяс (Артур Кабиров) после смерти родителей.
Авторы спектакля смоделировали объёмную картину этого неуютного мирка «тех, кому не повезло» с помощью декорации-трансформера, состоящей из кубиков, только не игрушечных размеров. Из них актеры в детских спущенных колготках все время пытаются построить иллюзию Дома, населенного озлобленными сиротами, приемными родителями, воспитателями, дома на самом деле ненадежного, постоянно рассыпающегося, при перестановке мест слагаемых меняющего правила игры. Как некий разоблачительный символ системы с плохо подогнанными механизмами, где, по словам одного из персонажей - директора детдома - только 10 процентов выпускников «как-то устраивают свою судьбу».
Знаково, что на башкирской почве современная драма выступила как катализатор национального самосознания. В конкурсе фестиваля участвовали ещё два уфимских театра. Проект «De Bufo» с постановкой «Голливуд в соседней комнате» по пьесе Екатерины Гузёмы. И недавно созданный Центр драматургии и режиссуры республики со «сценическим сочинением на тему войны» «Песнь о Трое. Здесь и сейчас».

Астрахань
В «Каспийскую столицу», как иногда называют Астрахань, на берега Волги, уехал приз «Лучшая женская роль». Взяла его актриса Общедоступного театра «Периферия» Лидия Елисеева за роль Вали в спектакле «Русская смерть» по пьесе Ирины Васьковской. Жанр постановки определён как «Че* ОFF-party». И, действительно, аллюзий на Антона Павловича предостаточно. Само место действия - дачный дом с покосившимся мезонином, две (пусть не три) сестры, которые совершенно, как иные чеховские барышни, не способны жить, а способны только фантазировать. Впрочем, одну свою мечту они уже воплотили - посмотрели Венецию, продав городскую квартиру. Но не впечатлились.
«Настоящая жизнь» безжалостно ускользает от них, как и мужчина, которого сёстры залучили к себе, пытаясь даже не быт наладить, а утолить тоску по человеческому общению. Теперь единственное, что спасает героинь - бесконечные разговоры друг с другом. «Специальная русская смерть - каждый русский после смерти попадает в такое вот место. Ему выдают самовар и ведро варенья. Сиди всю вечность и жалуйся».
«Специально о Чехове я не думала, когда писала пьесу, - рассказывает драматург Ирина Васьковская, отвечая на вопрос об актёрских работах в астраханском спектакле, - просто однажды я гуляла по Шарташу среди обшарпанных дач, где когда-то жила творческая интеллигенция. С этого всё и началось. Потом я видела много постановок по «Русской смерти», одна даже идёт в «Современнике», там эта пьеса сдвоена с другой моей пьесой «Уроки сердца». Обычно «Смерть» ставят несколько «залихватски», с долей отстраненности. Но спектакль «Периферии» отличается от прочих. У него замедленный ритм, много пауз, мне даже показалось сначала, что текст сопротивляется такому прочтению. Но постепенно я такой эстетике подчинилась, даже впала в какой-то гипнотический транс. И произошло это во многом как раз благодаря игре Лидии Елисеевой. Хотя для меня изначально все три персонажа равны, здесь центром стала её Валя. В какой-то момент я даже подумала, что она становится сутью пьесы, главным носителем её трагического начала. Я начала догадываться, почему критик Павел Руднев, который смотрел однажды этот спектакль в Астрахани, назвал его «русским дзеном».

Бачка-Паланка, Сербия
А вот лучший исполнитель мужской роли, по мнению жюри «Коляда - Plays», живёт в небольшом городе на самой границе с Хорватией. Этот приз достался актёру театра Public P Ивану Марковичу за роль Ильи в спектакле «Рогатка» по одноименной пьесе Николая Коляды. Историю сближения двух молодых мужчин, маргинала по неволе инвалида Ильи и его случайного знакомого Антона, которая заканчивается трагедией, сами постановщики определяют вовсе не как «историю не о каких-то особенных и странных людях».
«Это рассказ о нас, - сказано в программке, - нашей внутренней борьбе и ситуациях, когда мы встречаем ненависть и отвращение, возникающие вследствие подавленного чувства любви. Как мы строим отношения, балансируя между собственными чувствами и желаниями и стандартами, навязанными нам обществом».
Критик Ольга Галахова отметила, что спектакль, где практически отсутствуют спецэффекты, а всё строится на работе актёров, в первую очередь подкупает своей деликатностью, и Ивану Марковичу удалось создать и достоверно сыграть образ «нового рассерженного героя».
Любопытно, что сербы уже не в первый раз обращаются к пьесам Николая Коляды именно девяностых годов прошлого века. Так, на нынешнем фестивале Белградский драматический театр показал спектакль «Ключи от Лёрраха», по одноименной пьесе 1994 года в постановке Наташи Радулович. Два года назад она же привозила постановку по его пьесе «Сказка о мёртвой царевне» 1990 года. «Россия 90-х, - считает Наташа, - не сильно отличается от сегодняшней Сербии. Молодое поколение Сербии аналогично поколению «детей перестройки», которые имели огромные надежды, огромные амбиции и слишком рано испытали разочарование. Исполненные искренней надежды мы готовы отвергнуть сами себя. Наше оружие - агрессия, недоверие. Мы стремимся идентифицировать себя с чужими, которые «лучше» и, спасаясь от системы, сами в неё встраиваемся. Счастье не в Лёррахе, Москве или Белграде, счастье там, где мы выбираем найти его».

Ижевск, Удмуртия
На каждом фестивале «Коляда - Plays» среди драматургов есть свой «лидер продаж», по пьесам которого привезено самое большое количество спектаклей. В этом году со счётом 5\5 первое место «поделили» между собой Ярослава Пулинович и Валерий Шергин. Приз за «Лучшую сценографию» тоже достался постановке по пьесе Шергина «Шлюхи - не огонь». Осуществил её коллектив земляков драматурга, с которым он давно и плодотворно работает - Молодёжный театр «LesPartisans» из Ижевска. Награду получил художник постановщик - Святослав Соколов.
У подрастающего поколения спектакль пошёл на «ура». В то время как у критиков, умудренных возрастом и жизненным опытом, возникло много вопросов к самой пьесе, довольно юные героини которой, родом из офисного планктона, пытаются определиться с построением своих жизненных моделей. Воспитывать ли из себя самостоятельных сильных женщин или «продаваться» теми способами, которые в изобилии предлагает окружающий их социум?
«Что здесь, на мой взгляд, произошло? - поясняет критик Алексей Кокин. - Театр, совершенно разумно и обоснованно, опасаясь недостаточности собственно драматургического материала, обращается к сильнодействующим медиа. И хотя медиа на сцене я не люблю, здесь, к моему восхищению, режиссер и видеохудожник, прибегнув к ним, выявили и «проявили» (как когда-то проявляли фотоплёнку) то, что, в конечном счете, содержится между словами пьесы. И не свели это к аттракциону, каким чаще всего является видео и все прочее, а превратили в самостоятельное высказывание по поводу текста - написанного, и сценического. Технически, с моей дилетантской точки зрения, всё вышло безупречно. Не избыточно, лаконично в самом «античном» смысле слова. Отдельный восторг: видеомэппинг, т.е. не просто видеоинсталляция, а проекция, изначально сделанная так, чтобы с ней мог взаимодействовать живой актер в нужные моменты».

Уссурийск, Приморский край
Приз за «Лучший актёрский ансамбль» увезли в дальневосточные сопки артисты Театра драмы Уссурийского городского округа имени В. Ф. Комиссаржевской. Спектакль по пьесе Ярославы Пулинович «Земля Эльзы» о любви двух стариков, встретивших счастье на восьмом десятке, тронул критиков и зрителей своей естественностью и пронзительной интонацией.
Эльза (Елена Перегуда), Василий (Борис Бехарский), грубая дочь Эльзы - Ольга (Анна Коновалова), пенсионерки Зинаида Михайловна (Ульяна Трофимчук) и Таисия Петровна (Любовь Николаева), «глаза и уши» деревенской общественности, продавщица Марина (Анна Александрова) - выстраивают перед зрителем очень живую, чистую, настоящую историю. Без возвышенных интонаций и лишнего пафоса они рассказывают, как сложно защитить свою мечту и счастье даже не от слепой судьбы, а от самых, казалось бы, близких людей, которые всегда рядом.
« В первую очередь, - говорит критик Елена Ильина, - я благодарна и режиссёру и актерам за то, что спектакль ненавязчивый. Мной не манипулируют, меня не пытаются рассмешить, как часто бывает в других театрах. Из меня не выжимают слезу. Мне, совершенно в соответствии с жанром, заявленном в программке, рассказывают историю любви. И рассказывают искренне, неспешно, подробно. Я верю этой истории от начала до конца, у меня ничего не вызывает вопросов. Эту искренность и подлинность поддерживает и сценография, и работа со светом, и музыкальное оформление, вот это пощипывание струн балалайки. И сентиментальность, которая изначально уже в материале пьесы заложена, не слащавая, она как это пощипывание. Сентиментальность в хорошем смысле слова, которая вызывает сопереживание к героям. Придуманы интересные пластические заставки, возникла целая история Марины-продавщицы, которая всегда была персонажем чисто функциональным. Здесь же целая история молодой девчонки, которая хочет оттуда вырваться. И деревенская дискотека, технические заставки, дающие отдохнуть главным героям, здесь прекрасно исполненные сцены. Мы в последнее время видим много спектаклей, где актер играет либо состояние, либо сразу результат, здесь наконец-то, что очень редко происходит, мы видим процесс, из которого ни на минуту ни один из персонажей не выключается. Режиссер Денис Малютин не только прекрасный постановщик, он прекрасно работает с актёрами».

Ульяновск, родина Ильича
Приз за «Лучший спектакль для детей» достался Театру-студии «Enfant Terrible» из Ульяновска за спектакль по пьесе Елены Кисельковой «Зимовье зверей». Думается, что такая постановка и должна была родиться в городе, где историческим центром является мемориал Вождя революции, и у людей, по крайней мере, людей творческих, особые отношения с советским прошлым. И с прошлым вообще. Жанр спектакля заявлен как «Старая песня о главном». Подзаголовок «С благодарностью Родине, отцам, мамам, дедушкам, бабушкам, всем предкам и их свершениям».
Казалось бы, просто забавная история о свинье, корове, овце и петушке, сбежавшем в зимний лес, пока хозяин не пустил их на мясо. По канве одноименной русской сказки Елена Киселкова написала весёлую пьесу. Руководитель студии Дмитрий Аксёнов прочитал её на свой манер, расширил контекст за счёт режиссёрских находок, в результате мы получили действо, которое и детей захватывает, и родителям не даёт скучать. «Взрослые», исторические реалии вкраплены в ткань детского спектакля на редкость удачно и крайне деликатно. Оказывается, голос Бориса Ельцина можно использовать для создания сказочного персонажа. Он харАктерен не меньше, чем Георгий Милляр при озвучке Бабы-Яги. Ребятишкам смешно - забавный дядька! А взрослые считывают изобретательно сделанный образ грозного Хозяина, из хлева которого обречённые на съедение звери сбежали в зимний лес. Физически на сцене Хозяина нет: только голос за кадром да ружьё, всегда готовое выстрелить. Прекрасен и Петушок, самочинно провозгласивший себя Лидером маленького звериного сообщества. Его характер, с одной стороны, прекрасно пародирует манеру поведения и повадки политического функционера, с другой - остается очень смешным для детей.
Удивительно, но именно в постановке, сделанной для маленьких зрителей, есть та тонкая драматургия, психологизм, не лобовое разрешение конфликтов, которых порой не хватало в спектаклях для взрослых.

Пермь, Калининград, Воронеж, Томск
В борьбе за приз театру «Enfant Terrible» пришлось выдержать серьезное соперничество с театром «Туки-Луки» из Перми. Их уличный спектакль «О2» по пьесе Натальи Белочицкой, который критик Леонид Быков назвал «славной фестивальной увертюрой», его коллеги по обсуждениям тоже разбирали весьма серьезно. Говорили об обаятельности созданных персонажей - выжившем после техногенной катастрофы народце, который с детской непосредственностью заново открывает для себя мир, где преодолевается разделение на «своё» и «чужое», а коврик, брошенный прямо на асфальт выступает как знак «перехода» от одного пространства к другому. Даже о блистательно разыгранных антропологических мифах на тему «обмен», «дар» говорили. Театр получил «Приз Николая Коляды «Настроение фестиваля».
Специальный призом отметило жюри работу Алексея Переберина, артиста Калининградского областного драматического театра. Зрителей покорил созданный им на тонкой грани между пародией и трагедией образ Графини в спектакле «Тройкасемёркатуз» по пьесе Николая Коляды.
Диплом и специальное упоминание жюри «За яркое воплощение классики на современной сцене» достался Воронежскому государственному академическому театру драмы им. А. Кольцова за спектакль «Метель». «Василий Сигарев интерпретировал повесть Александра Пушкина, режиссер Никита Рак добавил к пьесе фрагменты других пушкинских произведений, найдя в них аналогию, и посмотрел на вечное современным взглядом», - пишет в «Театральной газете» Ирина Плесняева.
Гранатовый диплом «За дерзкий взгляд на искусство» вручали молодые молодым. Приложение к награде - авоську свежих фруктов - Центр современной драматургии г. Екатеринбурга вручил ТОП-театру из Омска
за спектакль «Госпиталь» (пьеса Светланы Баженовой по мотивам повести Михаила Елизарова).

Коляда-plays, Шергин, шлюхинеогонь

Previous post Next post
Up