Интервью Димы Коротаева в газете "Радист"

Sep 30, 2016 21:45

Пишет газета "Радист":

История заводского блокнота

Третий год художник ООО «ПОЛИГРАФ» Дмитрий Коротаев ведёт блокнот. В нём его рисунки, сделанные по фотографиям из интернета, и дневниковые записи о заводе. Казалось бы, это просто наблюдения из жизни. Вот только блокнот, ещё не завершённый, уже не раз бывал на выставках, в августе вернулся из вояжа в Москву.

- Как ты пришёл к такой форме самовыражения?
- Сначала это были разрозненные рисунки с набросками. На факультете искусств и дизайна УдГУ, где учился, у нас было такое задание - ежедневно тренировать руку, подмечать интересное и фиксировать на бумаге. Получив диплом, решил не забывать эту полезную привычку. Так появился мой первый «Блокнот по имени Сноб», он полностью состоит из придуманных рисунков. Заводской блокнот получился документальным, в нём нет ничего вымышленного. Когда мне подарили чистый блокнот, около года я размышлял, что именно хочу рассказать в нём. Чувствовал, что одних набросков недостаточно, необходимо добавить что-то личное.

В 2013 году я устроился на механический завод резчиком по дереву - делал ружейную ложу (рукоятку). Как человеку творческому мне было немного страшно, казалось, что завод - это большая машина, которая порабощает человека, делает из него стандартную деталь для огромного механизма, где о душе и творчестве не может быть и речи. Тогда решил подстраховаться и начал вести блокнот, чтобы на его страницах изучать завод, описывать свои ощущения. Думал, если вдруг превращусь в «деталь огромного механизма», он станет официальным свидетелем этого процесса.

- Что собой представляет «Заводской блокнот»?
- В нём параллельно развиваются две линии: записи о заводе и рисунки, сделанные по фотографиям. Для их создания использовал селфи из социальных сетей или авторские снимки, например Анри Картье-Брессона.

Спустя полгода я перешёл на радиозавод и был поражён отличием двух предприятий. Продолжил вести блокнот, сейчас он почти заполнен. Сначала никому не рассказывал о своей задумке, и у меня было чувство, что делаю что-то тайное. В последнее время о блокноте узнаёт всё больше людей. В 2014 году он впервые демонстрировался на выставке в ВЦ «Галерея», следующей стала - «Телепорт генерала Попова» в Музее Ижевска. В июне 2016 года там же состоялась выставка «Говорит Ижевск». После лучшие работы участвовали в спецпроекте V Московской международной биеннале молодого искусства. Это масштабное событие, которое состояло из 55 одновременных выставок на разных площадках столицы. «Говорит Ижевск» посетители могли увидеть в бывшем промышленном здании, в Центре Творческих Инициатив «Фабрика». После выставки мне поступил заказ на несколько разворотов из блокнота. Теперь могу указывать в портфолио, что мои работы находятся в частных коллекциях.

- В блокноте осталось лишь 10 незаполненных страниц, что дальше?
- К Новому году я планирую завершить этот проект и выпустить блокнот ограниченным тиражом. В мечтах, конечно, стать свободным художником, работать в собственной мастерской. В данный момент продолжаю заниматься уличным творчеством. Недавно во дворе дома № 5 по улице Мира в Воткинске нарисовал с помощью трафарета пацифиста. До этого в доме, где живу, в соседнем подъезде создал композицию «Смотри звёзды». В голове всегда крутится сразу несколько картинок. Один из будущих проектов, который сейчас прорабатываю, - триптих на старых советских гаражах.



На проходной нас очень тщательно досматривают,
чтобы мы ничего не могли вынести с завода.
Всё тело проверяют металлоискателем,
проверяют весь рюкзак, даже смотрят все листочки,
что на них написано или нарисовано,
проверяют телефон, чтоб без камеры был.
Но никогда не проверяют мой блокнот,
наверно потому, что он похож на книгу.
А ведь именно в этом блокноте я контрабандой через проходную
по маленьким кусочкам выношу завод.

***Завод - это когда подводишь свои часы не по интернету, не по часам Московского Кремля, а по часам на проходной завода.

***Какое-то чувство появляется, когда ты идёшь с утра на завод
и в незнакомых людях, идущих в ту же сторону, что и ты,
начинаешь подозревать заводчан. И они уже тебе не безразличны,
но ещё и не родные. Но вот возникает какое-то чувство к ним.
Может, это и есть чувство солидарности.

***Всё-таки каждый раз удивляет, как это, несмотря на
высокие заборы с колючей проволокой,
камеры видеонаблюдения и строгие проходные,
весна всё равно пробирается на завод.
Завод сбрасывает с себя суровость и расцветает.

***Давно уже хотел написать о пропуске,
о его силе, о том, что на заводе ты без него никто.
Но, видимо, до конца этого не ощущал,
чтоб сделать искреннюю, прочувствованную запись.
И на днях я всё-таки забыл пропуск.
И в полной мере ощутил его силу и своё бессилие без него.
Не попасть на завод, не выйти из него.
Для завода ты становишься никем.
И, чтобы вернуть себе лицо, надо возвращаться домой
за пропуском, оставленным в кармане кофты,
которую ты решил перед выходом переодеть на другую.

Коротаев

Previous post Next post
Up