Вчера ходили на сдачу спектакля «Личная жизнь» по рассказам М.Зощенко питерского режиссера Дмитрия Егорова в Русский драматический.
Очень хороший, ясный по форме и высказыванию спектакль. Отрадно, что у нас в городе появилась такая качественная постановка, уверен, что если все пойдет гладко, то и на следующий год ее смело можно номинировать на Маску, потому что работа хороша во всех отношениях.
Во-первых, подкупает спокойная, последовательная и точная работа режиссера, мысль которого ясна с самого начала и уверенно развивается до самого финала. А мысль очень проста и крайне актуальна. На материале сатирических рассказов Зощенко режиссер разбирается, вспоминает и пытается напомнить зрителям, как наша страна жила «при коммунистах» (как сказали бы в Грузии). Какие песни пели, и как при этом был устроен быт советского народа. Какая была «политика партии», и как она отражалась на «личной жизни» граждан. А вслед за этим и спрашивает, хотим ли мы чтобы это все повторилось?
Не часто (особенно у нас в Ижевске) удается посмотреть до такой степени цельный спектакль, в котором буквально все работает на главную мысль, начиная от сценографии, заканчивая афишей. Кстати, после спектакля я еще раз оценил искусство плакатиста Ксении Люстиковой:
До спектакля мне не было так ясно, что первая афиша говорит, что у советского гражданина никакой личной жизни, кроме «линии партии» быть не может, а вторая намекает на тех, в чье сердце целится острой стрелой товарищ режиссер.
Не знаю, правда, придется ли по душе постоянной публике русского драматического театра тот разговор и его тема, что затеял Дмитрий Егоров и его команда. Очень бы хотелось, чтобы разговор этот состоялся, чтобы режиссера услышали. Пока же я наблюдал две яркие реакции на спектакль. Первая была для меня неожиданная - зрительница, сидевшая неподалеку, не смогла дотерпеть до конца второго акта, начала ругать одну из актрис, по ее мнению, декламирующую слишком наигранно и «пусто», а потом выскочила из зала, едва не хлопнув дверью. Инге рассказала, что после видела эту женщину на крыльце театра - она нервно курила и кому-то по телефону возмущенно рассказывала, что в этом спектакле порочат коммунистическое прошлое страны и ее юность: «одели всех в коричневое, будто мы тогда дерьмо были!»
Вторая зрительская реакция оказалась вполне предсказуема, хотя, честно говоря, не думал ее встретить на сдаче спектакля, куда, как правило, приходят специалисты и люди понимающие в театре больше, чем простой зритель. Однако, ничего удивительного в том, что за долгие годы «игры на понижение» и привычки идти у массового вкуса на поводу, русский драматический театр выработал даже у специализированного зрителя единственный императив поведения, подходящий только к развлекательным спектаклям. В результате у зрителей появился условный рефлекс, к примеру, что если играет музыка и при этом громко поют, то нужно обязательно хлопать, а если еще и слова знаешь, то и подпевать. Сам был свидетелем, как весь спектакль оживляющиеся на сценах с хором дородные женщины, хлопали в ладоши, совершенно не улавливая тонких нюансов существования актеров в этом самом хоре, даже когда в голосах хористов явно слышался надрывный крик и протест. Нет, для дам все было одно - они хлопали и подпевали «весело на душе, радостно на душе!», еще более усиливая у меня когнитивный диссонанс, возникающий из-за разницы между лозунгами и качеством жизни не только в спектакле, но и в стране, на которую, в том числе, и хотел обратить внимание зрителей режиссер.
Тут невольно вспомнишь высказывание Бернарда Шоу о том, что спектакль был неплохой, а вот публика с треском провалилась.
Обязательно нужно отметить и сценографию Константина Соловьева - умную, точную и лаконичную, как, пожалуй, и все в этом спектакле. Не могу вспомнить другого появления на ижевской сцене такой современной сценографии, где каждая сцена будто иллюстрация из какого-то берлинского театрального каталога.
В общем, гордость берет за такой театр, тем более, что в него играют ижевские актеры, и надо сказать достойно играют. Невооруженным глазом видно, что вся труппа в хорошей форме, причем в первую очередь в хорошей ментальной форме. Не смотрятся инородно, как порой бывало раньше, среди современной передовой декорации и знают, что они хотят сказать, выполняя те или иные задачи приезжего режиссера. Одно только то, что они поют вживую, чего стоит! Даже на «Слуге двух господ» и в «Маленьких трагедиях» они делали это под фонограмму. Конечно, в том, что наши актеры стали так достойно существовать на сцене, как я понимаю, заслуга не только режиссера Егорова, но и главрежа Шерешевского, постепенно превращающего ижевскую труппу в слаженный, хорошо работающий ансамбль, не боящийся сложных творческих задач. Впрочем, в интервью на РСН Егоров сам отмечал вклад Шерешевского в работу над труппой.
Короче говоря, крайне рекомендую всем сходить на спектакль. Да и сам с интересом еще раз бы посмотрел его через некоторое время. (В апреле его поставили в репертуар аж 3 раза)
Click to view