Студия культурной журналистикиЛекция Анны ВАРДУГИНОЙ.
Жанры и цели интервью.
(Сокращенный конспект)Экспертное интервью.
Мы идем к человеку, чтобы он нам рассказал о какой-то теме в качестве эксперта, компетентного специалиста, владеющего информацией «из первых рук». Все экспертные интервью, как правило, берутся для специализированных изданий или рубрик. В этих интервью лишним будет спрашивать о детстве или, например, о хобби героя. Это должно быть деловое, практичное интервью на заданную тему.
Биографическое интервью.
Самый свободный жанр интервью, когда словами героя мы хотим написать очерк о его жизни. Тут важны вопросы о жизни, о профессиональном и личном становлении, о влиянии на личность, выбор профессии и т.д. Как правило, это самые длинные интервью. Чтобы сделать его страницы на 3-4, иногда приходится разговаривать по 5 часов, а после выбирать самые яркие и интересные куски, отличающие этого человека от всех остальных. Тут важны внятные, хорошо лингвистически артикулированные истории о человеке, за которыми встает его личность. Хронологический порядок историй здесь не важен (этим часто грешат глянцевые женские журналы - детство, отрочество, юность…). Композиция биографического интервью может быть свободной, лишь бы сохранялась какая-то внутренняя логика - и смысловая, и эмоциональная. Хорошо бы осуществлять внутреннюю драматургию интервью - чередовать острые эмоциональные моменты с размеренными. Здорово, если есть сильное завершение интервью, после которого читающий, например, подумал, что хотел бы лично знать героя интервью и с ним подружиться, или, наоборот, поспорить с ним о чем-то. Чтобы интервью его эмоционально зацепило, чтобы он не забыл о нем, перевернув страницу.
Интервью по информационному поводу.
Цель - рассказать о каком-то событии. В старой классификации жанров, это интервью называлось интервью-комментарий. Оно, как правило, небольшое (3-4 абзаца), берется до начала события и представляет из себя его анонс. По сути это рабочий, не творческий жанр, где важно выразить не свое мировоззрение, а важно не ошибиться в цифрах, фактах и дать наиболее точные определения.
Корпоративное интервью.
Как правило, это заказные интервью с директорами или руководителями крупных институций или компаний. Часто бывает, что собеседник более заинтересован в обсуждаемой теме и сам обеспечить полной информацией, и журналисту останется только отредактировать беседу.
Интервью-портрет, очерк.
Самый художественный и сложный жанр интервью. Как правило, здесь велико присутствие автора и редко пишется о случайном для него человеке. Чаще всего автор очень хорошо знает собеседника и тот готов разговаривать очень искренне. Между вопросами и ответами автор должен быть достаточно компетентен, чтобы вставлять аналитические, лирические, эмоциональные размышления о личности собеседника, о его пути в профессии. Здесь можно приводить собственные истории с участием собеседника и даже провоцировать его на дальнейшую беседу и комментарии.
Есть так же специальный поджанр - групповое интервью, когда собеседников несколько. Здесь специфика, пожалуй, только в оформлении, когда полное имя собеседников пишется только один раз в самом начале, а в дальнейшем при ответе его на вопросы указываются только инициалы.
Несколько правил при работе над интервью:
1. Журналист должен перед интервью ставить для себя конкретную цель.
2. Взять интервью и записать его на диктофон - это самое простое. Затем нужно сделать из этого материала интересный, хорошо читаемый текст.
3. Редактируйте так же и свои вопросы, а лучше формулируйте их более четко. Сжатые, емкие, выразительные вопросы заставляют ваших собеседников давать более внятные ответы.
4. Журналист должен редактировать текст ответов, превращая разговорную речь в литературный текст. Потому что, как правило, устная речь очень плохо выглядит в написанном виде. Не нужно оставлять текст в первоначальном виде, требуется убирать все оговорки, весь словесный мусор, речевые ошибки, слова-паразиты, повторы и пр. Не надо искажать смысл и кардинально изменять стиль изложения, а так журналист имеет право очень сильно перерабатывать текст.
5. Выстраивая внутреннюю логику интервью, можно менять местами части разговора.
Если к какой-то теме возвращались несколько раз по ходу беседы, эти ответы можно скомпоновать в один блок или даже в один цельный ответ.
6. Если во время работы над текстом интервью, вам кажется, что чего-то не хватает, обращайтесь к вашему собеседнику за дополнительной информацией, за разъяснениями, просите о дополнительных встречах или спрашивайте по телефону и пр.
7. Желательно согласовывать окончательный текст интервью с собеседником.
31 января 2016