Ижевская театральная аномалия

Apr 30, 2015 13:19



Новейший номер журнала Театр, 19-й по счету, посвящен документальному театру.
Есть там небольшая статья Кристины Матвиенко и про Ижевск:

ИЖЕВСКАЯ ТЕАТРАЛЬНАЯ АНОМАЛИЯ
ТЕКСТ:
КРИСТИНА
МАТВИЕНКО

Одним из новейших центров российского «дока» становится Ижевск.

Независимый театр Les Partisans (2005) архитектор Павел Зорин и его жена педагог-переводчик Инге Зорина сделали на базе факультета иностранных языков Удмуртского государственного университета. Фактически это была модель «школьного театра», предназначенного для того, чтобы через игру студенты лучше учили язык. Ставили Беккета, Амели Нотомб, Ионеско и Сартра, причем в двух вариантах - русском и французском.

Дальше «Партизаны» перестали быть нужны университету, костяк франкофонной труппы размыли «любители» без языка, и, поездив по фестивалям, Зорины переориентировались на «новую драму»: в 2012 году открылся центр современной драматургии (ЦСДР).

«Для нас, - говорит Зорин, - важно быть востребованными именно в Ижевске. Не хочется, чтобы молодежь уезжала в Москву. В этом плане нас вдохновила именно Франция - мы были там на фестивале в маленьком провинциальном городке Le Puy en vеlay, и там люди, вдали от Парижа были настолько свободны и творчески полноценны, что даже не думали уезжать, чтобы "завоевывать Париж". Мы постепенно стали понимать ответственность перед Удмуртией, перед тем краем, где мы родились и живем, как бы высокопарно это ни звучало».

Раз в год «Партизаны» («единомышленники» - так переводится это название) устраивают открытый кастинг по итогам которого в театр попадают люди разных профессий и возрастов: есть юрист, фотограф, школьница, дизайнер, эндокринолог, есть безработный, добывающий хлеб пением под гитару.

Независимому театру дала прибежище местная филармония - в комнате на третьем этаже вмещается 80 зрителей, зал битком, благо что вход бесплатный, а на выходе стоит коробка с прорезью, куда можно положить деньги. Правда, ненавязчивый краудфандинг, признается Зорин, почти не работает: живет театр на голом энтузиазме и желании говорить о времени и о себе.

В свежем «Бойцовском клубе» - в «партизанской» версии которого молодые артисты играют в персонажей культового фильма Дэвида Финчера через истории из собственной жизни.

Другая, не менее важная, инициатива Зорина базируется на Ижевском радиозаводе, где при поддержке местного профкома в 2009 году был создан «Театр ИРЗ». Самой известной работой «заводчан»
(а у возглавляющего архитектурно-строительное бюро Зорина играют инженеры, рабочие, бухгалтеры и начальники цехов) был вербатимный спектакль «Про завод и про меня», весной 2014 года гастролировавший в московском Театре.doc. С «Заводом» театр побывал много где, но лучше всех их принимали в Набережных Челнах, где зал, во многом состоящий из рабочих местных градообразующих предприятий, с неадекватным восторгом встречал подробности заводской жизни, рассказанные в мажорном ключе, потому что нынешний директор ИРЗ, человек старой закалки, заботится о своих подопечных и они это ценят.

Репетируют обе труппы («Партизаны» моложе «заводчан», у них разные проекты, но и те и другие участвуют в читках ЦСДР) в балетном зале ИРЗ и недавно отданной коллективу Зорина «Арт-резиденции» - кишке из нескольких комнат на первом этаже жилого дома в центре Ижевска, до того принадлежавшей прокуратуре. В «Арт-резиденции», которую еще предстоит отремонтировать (из помещений здесь в числе прочих остались три узкие, без окон, ниши - бывшие камеры для подследственных), пока будут жить и работать не только театр, но и художники, пообещав не шуметь после 23.00.

Родной завод - благодаря замечательному местному профкому - поддерживает Зорина как может: для премьер арендует на вечер Удмуртский национальный театр и делает это специально для заводчан. Этой осенью профком выписал журнал «Театр». Заводская театральная традиция - не новость для Ижевска.
Именно с заводского Башенного театра здесь в XIX веке начинался любительский театр как таковой.

В нынешнем Ижевске, родине, кстати говоря, российской электронной музыки, на обочине официальной культурной жизни происходят совсем не периферийные события: молодые музейщики делают выставки про исчезающие из быта вещи, энтузиасты из «Генеральского дома», где когда-то лечили людей, потом играли в бильярд, а недавно пустили городской музей и художников, ведут бесплатные курсы удмуртского. Стоило открыть такие маленькие, но заметные пространства для молодых и уникально интересных людей, как выяснилось, что у них есть аудитория - та самая, которой еще недавно некуда было пойти и которая застряла между двумя идентичностями, русской и удмуртской.

В местном этнографическом музее под одной из старых фотографий написано, что удмурты традиционно считались очень скромной и невоинствующей нацией.

Это удмуртских крестьян защищал писатель Владимир Короленко на знаменитом мултанском деле 1892-
1896 годов, кончившемся в итоге снятием обвинения в ритуальном убийстве человека. Любопытно, что именно через специфический локальный темперамент открываются герои спектакля «Партизан» по пьесе Валерия Шергина «Колбаса. Фрагменты»: жители благополучной деревни, в которой перемешаны православные с мусульманами, русские - с татарами и «вотяками».

Сам Шергин, уроженец удмуртского Сарапула и ученик Николая Коляды, раз в неделю по приглашению Зорина приезжает в Ижевск - учить молодежь драматургии. И его «Колбаса», сыгранная с точным человеческим включением в материал и свободой «непрофессионалов», связывает «фикшн» и речевой, интонационный «документ», мало кому известное прошлое и локальный контекст. Ижевские «Партизаны» со временем станут частью малочисленной, но регулярной армии российского «дока».

Бойцовский клуб, Колбаса, вербатим, Шергин, les partisans, театр, Театр-студия ИРЗ, Коляда

Previous post Next post
Up