Статья Павла Руднева в "Теарале" - "Призрак цензуры":
"У историка Роже Шартье в отношении Французской революции есть любопытное наблюдение: когда сознанием масс владеет искусство, жди революции; когда политикам удается руководить обществом, жди реакции. Политика и искусство находятся по разные стороны влияния на общественное сознание. Сегодня массами всецело владеет политическая идея, а власть неоднократно доказывала, что она - не с интеллектуалами, не с элитой. Политики ищут в основном внешних врагов. Единственный внутренний враг - это искусство, которое стало «каким-то не таким»...
Министр культуры РФ прямо-таки объявляет о критерии «пользы», которую должно извлекать государство из искусства, что им поддерживается. Ведется разговор о деньгах налогоплательщиков, которыми нельзя пользоваться для поддержки «неправильного» искусства. Все как в старой доброй английской карикатуре, где старики в креслах спрашивают девочку-подростка: «Почему мы должны покупать тебе гитару, с помощью которой ты будешь высмеивать наш образ жизни?»...
Объявляется, что причиной депрессии, суицида, невежества, всех социальных пороков является искусство, которое всего лишь отражает данные явления, действительно, распространенные в реальности. Апогеем этой доктрины оказывается принятый закон о запрещении мата в искусстве - запрет не самого явления, а его отражения в художественных формах. Таким образом, логика запретителей еще советская: если о каком-то явлении запрещено говорить публично, то оно якобы моментально исчезает в действительности....
...Власть не борется с пороками общества непосредственно, она пытается скрыть их отражения - это все равно, что простуду лечить только каплями для носа, борясь не с симптомами, а с последствиями. Причиной деструктивности общественного сознания оказывается именно искусство, а не явления, которые их на самом деле породившие: социальная нестабильность, коррупция, двойные стандарты, недостаток образования, социальное расслоение, незащищенность и т.д...
В 2010-х годах новая генерация театральных режиссеров стала активно осваивать, во-первых, социокритическое направление, порожденное социальной нестабильностью в российском обществе 2000-2010-х, колоссальным социальным расслоением и раздражением, во-вторых, саркастический жесткий режиссерский язык, во многом пародирующий действительность и ее отражение в СМИ и массовой культуре. Именно эти тенденции в российской режиссуре, наслаждающейся возможностью прямого, а не аллегорического высказывания, стали наиболее ненавистны, осуждаемы властью...
Тут необходимо разобраться. Призывы вернуться к «подлинному» Островскому, Гоголю, Достоевскому - это лютый, невежественный анахронизм. Постулаты культуры XX века невозможно отменить или игнорировать. Одна из важнейших позиций современной мышления - это представление о том, что наши сведения о реальности лишены какой бы то было объективности...
Удивляешься, на самом деле, пожалуй, вот чему: появилось множество людей, готовых следить не за своей, а за чужой нравственностью...
Вот утверждают, что театр, превратно интерпретирующий классику, театр, допускающий скабрезности и «обнаженку» - это нарушитель общественного благочестия. Но слышали ли вы когда-нибудь про разговоры о запрете субкультуры русского шансона с его многомиллионной, не сравнимой с театральной аудиторией? А между тем шансон, основанный на криминальных воровских и антисистемных ценностях, пропагандирует в каждом такси следующие антиобщественные идеи: суды не справедливы, в тюрьмах сидят невинные, истинно верующие добряки, существует параллельный закон, который нарушать нельзя, а закон государственный - можно, культ силы, криминальная романтика...
Выступая на встрече в Омском театре драмы, лидер российского театра, режиссер Лев Додин выразил еще одно, крайне важное и точное опасение: «Если в искусстве что-то запрещают, то искусство именно в этом месте останавливается и начинает долбиться в одну точку». Дальнейшее наращивание цензуры может породить точно такую же схему, какая существовала в послевоенном советском искусстве, когда все самое значимое создавалось вопреки идеологии (причем, как авангардные явления, как Венедикт Ерофеев, Мамлеев или русский рок, так и почвеннические, как Астафьев и Можаев), а внутри идеологии роились карьеристы, угодники и стяжатели, чьи произведения культуры можно было продать только «в нагрузку». Цензура формирует лицемерие, двойные стандарты (поведение «для власти» станет отличаться от бытового), резко разделяет искусство на официальное, «вегетарианское» и контркультуру..."
полностью тут