Надо рядом постановлений
Запретить алчность людскую, лень и
Понять Россию умом…
О.Груз
Звонили с радио «Московский комсомолец» просили прокомментировать принятие закона о запрете мата в спектаклях и кино. Поговорили немножко в прямом эфире.
Я, конечно, понимаю идеалистические порывы наших законодателей по запрету всего негативного. Было бы здорово раз и навсегда запретить в нашей жизни ненависть, агрессию, зависть или глупость. А что, действительно, было бы здорово штрафовать граждан РФ за глупость, казна могла бы обогатиться не хуже чем с продажи нефти.
Согласен, что мат, как грубое ругательство, целью которого служит унижение человеческого достоинства, не должен звучать на культурных мероприятиях. Такие проявления нецензурной лексики можно штрафовать. Но за всю мою театральную практику - а как вы знаете, в
ЦСДР мы часто знакомим нашего зрителя с современной драмой - я ни разу не сталкивался с таким грубым проявлением нецензурной лексики. Чаще всего мат на сцене - это художественный прием, призванный наиболее полно отразить какое-то явление в реальной жизни.
Театр часто называют зеркалом, или даже увеличительным стеклом, показывающим жизнь во всевозможных ее проявлениях. Поэтому, мне кажется, запрещать мат в спектаклях, то же самое, что запрещать зеркалу показывать прыщики на лице. В том, что в жизни существует мат, виноваты вовсе не театр и кино.
Закон вступит в силу 1 июля 2014 года. И до этого вы еще успеете посмотреть все спектакли Партизан в бесцензурном варианте -
в мае в ЦСДР мы успеем показать их все. Хотя, я бы не сказал, что у нас в спектаклях много мата. Например, в спектакле авангардной поэзии «Пощечина общественному вкусу» (
его мы показываем 17 мая) звучит одно единственное матерное слово - во всем известном стихотворении Владимира Маяковского «Вам!». Что ж дальше мы его или уберем, или будем «запикивать», но кто от этого выиграет, кому от этого станет лучше?
А вот, например, драматург Валера Шергин, по пьесе которого «Колбаса/Фрагменты» тоже есть в нашем репертуаре спектакль (
смотрите его 24 мая), вообще из принципа не использует в своих пьесах ненормативную лексику, заменяя ее на эвфемизмы и остроумные неологизмы. Он, кстати, и учеников своих в
Школе Удмуртской Драматургии тому же учит. Паша Сипко, например, имел на читке своей пьесы огромный успех, кроме всего прочего, и благодаря остроумным находкам, имитирующим деревенскую ругань, типа фразы «Сношаться с крысами!». В этом смысле, закон, скорее будет полезен и заставит наших драматургов больше шевелить мозгами, проявляя свои не дюжие литературные способности.
Но есть в театре такой документальный жанр, как вербатим, одной из особенностей которого служит честная и доскональная передача лексики реально существующих людей. Например, знаменитый монолог грузчика из спектакля «Про завод и про меня», который вызывал отклик во многих зрительских сердцах - от Набережных Челнов до Москвы. Хорошо, монолог придется изъять из спектакля, но перестанет ли от этого существовать в реальности мой сосед-алкоголик, 24-хлетный парень, который запутался в жизни и пытается рассказать кому-то о своих проблемах - о безработице, о росте цен на лекарства, о коррупции, о подростковой преступности и алкоголизме? Вот какие реальные проблемы лучше бы решали наши депутаты. А засилье нецензурной лексики в театре и кино - есть ли вообще такая проблема?. А регулировать мат в театре, вполне себе можно и дальше обязательным возрастным цензом «18+» и упоминанием, что в спектакле звучит ненормативная лексика, что всегда позволяло людям, чьи чувства это оскорбляет, оградить себя от подобных явлений жизни.
Ну а вообще надо честно сказать, что запрещая мат, наши депутаты его только укрепляют и помогают сохранить для потомков. Не секрет, что в западных странах эквивалента русскому мату не найти именно из-за отсутствия табу на подобные слова и либерального к ним отношения общественности. Так что надо сказать спасибо нашим законодателям, за то, что у нас во всеоружии и тонусе отныне остается такой уникальный инструмент выражения всех оттенков внутренних переживаний, как русский мат. Который раз и навсегда запретить вряд ли кто-нибудь и когда-нибудь сможет.
Мы проводим опрос наших зрителей - один из вопросов которого "Как вы относитесь к современной драматургии и к современному театру?". Составляя возможные ответы, мы не удержались посмеяться над клише, нависшими над сочетанием "современная драма" и один из вариантов был - "Ужасно много мата и пошлости". Так вот всего 3% отвечающих выбрали этот ответ.
Остальная статистика такова:
- Люблю, по возможности посещаю - 53%
- Не важно современная или нет, главное чтобы было талантливо - 28%
- Нейтрально - 10%
- Предпочитаю классику - 1%
- Другое - 5%
Вы тоже можете поучаствовать в опросе,
пройдя по ссылке, если это еще не сделали.
Тут о законе пишет Захар Прилепин.
А здесь мнение о запрете мата Д.Быкова, В.Ерофеева, А.Гаврилова, Захара Мая и Эдуарда Лимонова.
В вот, что пишет в ФБ Кирилл Серебренников:
С 1 июля в России появится больше политзаключенных. Длительные сроки заключения вынесены нескольким прекрасным словам русского языка. Они верно служили своему многострадальному народу, они ни разу не подвели, они были с нами в печали и в радости, в беде и в празднике, на войне и в мирном строительстве. Теперь им запретили быть с нами. Российская жизнь все больше становится двуличной, лецемерной, ханжеской. Язык для партсобраний, язык для пропаганды, язык для общения с народом и язык для себя, пока никто не слышит. Запрещенный язык. Теперь есть слова-узники, неблагонадежные слова, слова-враги. Не место им в нашем традиционном, высокоморальном обществе. Про них выпустили специальный закон. Закон о словах-врагах народа. Их репрессировали. Пустили по этапу. Их будет очень не хватать. Жизнь будет становиться все хуже, а как назвать ее и тех, кто нам все это устроил, будет неясно... Но я уверен, что с этими словами, как и с выпущенными из ГУЛАГа людьми, которых ссылали на задворки империи на вечное поселение, чтоб они не портили своей неблагонадежностью картину общего счастья, с ними, с этими словами,рано или поздно случится амнистия и они вернутся - постаревшие, но честные, умные и точные. Незаменимые.
Оковы тяжкие падут,
Темницы рухнут - и свобода
Вас примет радостно у входа,
И братья меч вам отдадут.