"Воздух" о новых театральных продюсерах. Дмитрий Мозговой - "Боярские палаты"
"«Это было помещение, которое когда-то давно СТД сдавал в аренду, потом арендаторы съехали, оставив место фактически полуразрушенным. Когда я туда в первый раз попал, подумал: «Ого, как круто!» А денег ни на какой ремонт ни у кого не было, и новых арендаторов найти было сложно. И я, воспользовавшись положением, попросил в этот период безвременья разрешить проводить в этом совершенно не театральном пространстве всяческие творческие мероприятия. Калягин загорелся этой идеей, и мы начали. Первым событием стал «Живой журнал «Театр», открытая встреча по теме «Есть ли политический театр в России». И в эту пыль пришли Угаров, Богомолов, Серебренников, Волкострелов и очень много зрителей, пространство впервые за долгое время снова наполнилось людьми. А там мрак: отсутствие нормального освещения, туман из пыли, какие-то темные залы. Мы там еще нашли клад - древние значки 1975 года с эмблемой ВТО СССР - и выдавали их всем на входе вместе с бахилами»."
Дарья Мещанкина "Фестиваль NET"
«Когда я начинала работать на NET, уже сформировалась культура организации всевозможных арт-кластеров вроде «Артплея» и «Флакона», вокруг которых стали объединяться самые разные люди. Причем далеко не все они были истинными ценителями современного искусства, просто места эти организованы так, что людям там элементарно приятно находиться. А с театром, по крайней мере тогда («Гоголь-центра» еще не было), в этом вопросе была беда. Просто режимный военный объект. Двери открывают ровно за час до спектакля, пришел раньше - стой на улице. Начало спектаклей в семь, основная масса людей заканчивают работу не раньше шести, и с нашим московским трафиком зритель влетает в театр за пять минут до начала, а тут бабушка с недобрым взглядом встречает его нравоучительным «Опаздываешь? Давай бегом!»; у него выбор - либо сдать пальто в гардероб, либо сходить в туалет, потому что больше уже ничего не успеть. К тому же найти эти два объекта, не нарвавшись на раздражение утомленных жизнью капельдинеров, шансов тоже мало. Людей, которые не ходят часто в театр, такие вещи могут напугать, они уйдут и больше никогда сюда не вернутся. Поэтому первым делом мы стали придумывать какие-то вещи, которые помогут пришедшим людям себя комфортно ощущать. Начиная от атмосферного музыкального сопровождения до и после спектакля и заканчивая специальной командой волонтеров, которая постоянно работает со зрителем, не оставляя без внимания ни одну просьбу или вопрос».
Екатерина Алексеенко Фестиваль «Цех»
«По большому счету, для зрителя - а ты ведь работаешь для зрителя - не имеет значения, в государственной структуре создан спектакль или в независимой. Это одно культурное поле. А изнутри, конечно, разница ощутимая. В независимой структуре сложнее финансово - никакие ежегодные средства к существованию тебе не гарантированы. Но больше личной ответственности каждого участника процесса, больше мобилизации. Каждый работник становится многостаночником, он становится универсальным, взаимозаменяемым. Ты понимаешь и можешь участвовать во всех процессах проекта - от технических райдеров до дизайна афиш и плакатов. Приглашение работать в ЦИМе, в государственном учреждении, я приняла, потому что мне близка их деятельность - создание театральной среды, не просто спектаклей, а среды, которая может потом сама порождать и проекты, и новые идеи. ЦИМ - это такой мост между независимыми художниками и государством».
Саба Лагадзе и Ксения Орлова - «Театральная бессонница»
«Успешность «Театральной бессонницы» - это совпадение многих-многих вещей, стечение обстоятельств. Понятно, что это неожиданно, - с первого раза собрать полный зал, не прогореть. Понятно, что мы этот проект даже не задумывали как коммерческий, делали все на свои деньги, никаких спонсоров и никаких государственных денег у нас никогда не было. Мы набирали долгов, делали фестиваль и с вырученных денег долги отдавали. Еще ведь пять лет назад театры не так активно пользовались соцсетями. Так что вот составляющие: вкус, грамотная подборка программы, красивые афиши и реклама через соцсети. Это все как-то сработало. И если первая «Бессонница» состояла из спектаклей курса Кудряшова, то следующая уже - сразу АХЕ.
Слово «продюсер» у нас неправильно используется. Продюсер - это на самом деле сохудожник. Единственное отличие его от режиссера, музыканта или художника в том, что он не может быть отдельным автором, он может быть только соавтором. Все наши проекты начинаются с нашего слова, мы собираем людей, раздражаем и возбуждаем. С этого все начинается».
Милена Авимская - «On.Театр»
"Когда после ГИТИСа мужа пригласили работать в Питер, я поехала с ним как жена декабриста, с животом. И там стала просто общаться с молодыми ребятами, режиссерами без всякой цели. Они все говорили одно и то же: «В этом городе все очень медленно, гнусно, вязко и невыносимо сложно». Они говорили, что во всем городе нет ни одного театра, подобного «Театр.doc», ЦИМу или ЦДР. Я ничего этого не знала тогда, была потрясена - почему никто не может этого сделать? Все говорят: «Болото». И потом уже, когда «On.Театр» был как-то легко открыт, я сформулировала для себя: «Как нужно передвигаться по болоту, чтобы не увязнуть?» - «Максимально быстро».
Помогать молодым гораздо проще, когда есть бюджет, ресурс, помещение, когда не трогает никто, генерал сверху не живет и так далее. Но я заметила, что если в Питере просто, без всяких денег, хотят очень талантливые ребята, то в Москве талантливые уже избалованы. Когда есть деньги и возможность, жажда как будто испепеляется. Миссия «Открытой сцены» - развивать и стимулировать театральное искусство руками молодых. Моя задача - установить планку. Здесь нет худрука, нет труппы и абсолютная свобода. Если в таких условиях художнику нечего предъявить, то грош ему цена»
и другие...