Nov 12, 2013 10:57
На литературной гостиной в Камском институте Наталья Варламова - главный редактор журнала Италмас - подарила мне один из последних номеров. В нем - очень классная подборка материалов о событиях прошедшего театрального сезона в Ижевске от Анны Вардугиной. Есть там и про видеопоказ «Франкенштейна» Денни Бойла, и про «Человека-подушку» Дмитрия Удовиченко в драмтеатре, и интервью с Дамиром Салимзяновым. И есть еще большая и подробная статья о нашем ЦСДР, как и общий и очень точный анализ общей театральной ситуации в городе. С удовольствием публикую.
Анна Вардугина
Без всякой провокации, самокритично и честно нужно признать: Ижевск долгие годы был откровенно провинциальным в области театра городом. Репертуарные театры выпускали премьеры, ни одна из которых не переворачивала мировосприятие зрителей, не становилась явлением, ради которого в Ижевск стоило бы ехать из другого города. Благосклонно принимались публикой откровенно халтурные антрепризы (а что еще оставалось делать зрителям, вкус которых не был воспитан настоящим, честным, профессиональным театром?!). И вот, наконец, что-то ожило, задышало. Еще судорожно и неровно, как хватает ртом воздух едва не утонувший пловец. «Проходные» премьеры все еще появляются. Еще уходят зрители со спектаклей с отличной режиссурой, прекрасными актерскими работами и заключенным в сюжете важными, глубокими мыслями только потому, что на десятой минуте первого акта услышали нецензурное слово. Не всеми преодолен стереотип, что театр - это «высокодуховная трибуна», с которой выхолощенные и отмытые дочиста актеры-проповедники должны только воспитывать и просвещать. Не у всех появилось понимание, что театр отражает ту жизнь, которая существует за пределами зрительных залов и имеет право говорить со зрителем как на языке элитарных респектабельных клубов, так и на языке улиц и общаг для гастарбайтеров. И что театр выполнил свое высокое предназначение, если, используя те средства сценической и лексической выразительности, которые считает нужным, добился, что на выходе из зрительного зала после спектакля хотя бы несколько человек стали полнее осознавать себя, поняли о себе и жизни, о времени чуть больше, чем знали и понимали до третьего звонка. Театр медленно, но верно становится частью эмоциональной и интеллектуальной жизни ижевчан. Умный и молодой (а иногда эти категории и совпадают) зритель уже готов вернутся в театр не на один вечер, а прийти к театру как к способу диалога с миром. Для этого появилось главное условие: в сезоне 2012-2013 театральная жизнь стала непрерывным процессом, а не набором отдельных событий. Сезон открылся лабораторией молодой режиссуры - первой в истории города, хотя в мире и в стране лаборатории давно стали неотъемлемой частью театрального процесса, практически превратились в самостоятельный и весьма востребованный театральный жанр. Осенью впервые состоялся показ на экране кинотеатра профессионально снятого спектакля Лондонского Национального театра: кроме того, что город познакомился с альтернативной формой существования театра в 21 веке, многие зрители установили для себя новую (гораздо более высокую, чем прежде) планку современного театра. Впервые начала регулярную работу творческая площадка, полностью посвященная актуальной, остросоциальной драматургии - ЦСДР. Все это означает, что для Ижевска пришла пора говорить о театре всерьез.
Современный театр: новые правила игры
В начале текущего театрального сезона в Ижевске открылся Центр современной драматургии и режиссуры. Созданный на чистом энтузиазме, практически без какого-либо финансирования Центр мгновенно, уже в первые месяцы работы, стал главной творческой площадкой для молодых ижевчан, которые не просто любят театр, но живо чувствуют ритм и интонацию нашего времени.
Ситуация риска
Недостаток актуальных спектаклей и театральных событий, обращающихся в новому театральному языку (как драматургическому, так и режиссерскому) в Ижевске в последние годы достиг почти что крайнего предела. На официальных городских сценах можно было увидеть либо успокоительные, с непременным хэппи-эндом мелодрамы (такие еще цинично называют «лирикой для домохозяек»), либо иллюстративные постановки классики, не вносящие в наизусть знакомые пьесы ни одного нового смысла, либо кассовые комедии с анекдотичными ситуациями и фривольными шуточками, для просмотра которых брать с собой мозг в театр совершенно не обязательно. Альтернативы надежному, традиционному, консервативному театру попросту не было (вот разве что муниципальный театр «Молодой человек» раз в год баловал премьерой - то «Мотыльком» Гладилина, то неожиданной версией гайдаровского «Мальчиша-Кибальчиша»). Но ни одной «рискованной» пьесы Николая Коляды, Ивана Вырыпаева, Василия Сигарева, Анны Яблонской, братьев Пресняковых или других представителей так называемой «российской новой драмы» в Ижевске вплоть до сезона 2012-2013 поставлено не было. «Риск», разумеется, и в темах пьес, разоблачающих современное общество потребления и смещенных нравственных норм, и в бесцензурной лексике социальных изгоев, которые в новой драме стали частыми персонажами, - а вдруг зрители, привыкшие к комическим приключениям незадачливых зарубежных таксистов-двоеженцев, будут не готовы к серьезному препарированию окружающей их реальности? В ситуации, когда о зарабатывании денег театр должен думать не меньше, чем о творческом процессе как таковом, риск и в самом деле серьезный.
Не удивительно поэтому, что многие молодые интеллектуалы, да и просто люди, интересующиеся современным искусством, в ижевские театры не ходили вовсе. Смотрели арт-хаусное кино на домашнем видео да иногда, по случаю, выбирались на спектакли в соседние Екатеринбург и Пермь - в театр Николая Коляды или в «Сцену-Молот». Очень ждали редкие гастроли глазовского «Парафраза» - единственного в республике театра, где ставится и МакДонах, и Яблонская, и Пулинович, а у персонажа классической пьесы Островского может быть татуировка на пузе. Тут уже появляется риск, что нынешние 20-30-летние в местный театр дорогу вообще знать не будут.
Перелом
И вот в прошлом году будто плотину прорвало. О необходимости создания новой театральной реальности в Ижевске заговорили все разом - и зрители, и художники. И не просто заговорили, а начали создавать эту реальность сами. Что называется, «инициативой снизу». В начале сезона галерея «Грифон» при МВЕУ объявила о смене формата своей деятельности: отныне это не только выставочный зал, но и концертная и театральная площадка, открытая для молодых, любительских коллективов. Там уже начали показывать свои спектакли самодеятельные театры Ижевска и Глазова; «Грифон» стал основной сценой для Студии при Русском драматическом театре (молодые актеры труппы, которым тесно в тематике и лексике традиционного театра, играют там современную драму - например, пьесу Нины Садур «Чудная баба»).
В сентябре 2012 года в Русском драмтеатре состоялась восьмидневная Лаборатория молодых режиссеров, на которой выпускники режиссерских факультетов из Москвы и Питера ставили с нашими актерами читки современных пьес и спектакли-эскизы по ним. Вот там звучали и МакДонах, и Яблонская, и Сигарев. По результатам зрительского голосования именно пьеса МакДонаха «Человек-подушка» в постановке молодого петербуржца Дмитрия Удовиченко вошла в постоянный репертуар театра.
А в ноябре начал работу Центр современной драматургии и режиссуры - объединение единомышленников, искренне любящих живой, современный театр. Во главе проекта стоит Павел Зорин - режиссер двух ижевских самодеятельных театров: молодежного Les Partisans и театра-студии Ижевского радиозавода. Впрочем, «самодеятели» «Партизаны» уже несколько лет как самый активно варящийся в театральном процессе коллектив Ижевска. Они ежегодно ездят на российские и зарубежные фестивали (во Франции они уже играют - на французском! - не только в рамках фестивалей, но и просто на гастролях), привозят оттуда дипломы победителей, а в Ижевске собирают полные залы (правда, каждый раз - разные, потому что своего помещения у «Партизан» нет). А студия ИРЗ стала первым коллективом, кто выпустил в Ижевске спектакль в технике «вербатим» («документальный театр»).
Центр современной драматургии был задуман несколько лет назад, но с поиском помещения пришлось помучаться, хотя требования к новой сцене были минимальными: новая драма не требует ни высоких подмостков, ни масштабных декораций. Лишь в начале этого сезона филармония предоставила Павлу Зорину и его команде свой малый зал - небольшую, но вполне уютную комнатку на третьем этаже. И, что важно, - на условиях полного творческого доверия, без контроля над репертуаром.
Новый опыт
У нового Центра задачи не только творческие, но и просветительские. «Мы хотим знакомить ижевчан с современной драматургией, рассказывать о современных авторах, которые живут в разных городах России, в том числе, и совсем у нас под боком», - говорит Павел Зорин. Первый вечер в Центре назывался откровенно «Ликбез: новая драма». Впрочем, теории было не много. Ликвидировать безграмотность публики в отношении современного театра решили практикой: читкой двух новодрамовских пьес - «Наташиной мечты» Ярославы Пулинович и «Иллюзий» Ивана Вырыпаева.
Можно не сомневаться, что для некоторой части публики прозвучавшие тексты стали неожиданностью и открытием новой театральной этики и эстетики. Героини Ярославы Пулинович - выросшая при тотальном дефиците любви детдомовка Наташа и ее «благополучная» тезка, образцово-показательная, амбициозная, при всей, казалось бы, несхожести характеров и судеб, обнаруживают одну и ту же проблему: полное отсутствие совести и сострадания к другому человеку. И не то, чтобы они отбрасывают их как ненужные в наше время сентиментальности. Кажется, они об этих чувствах и нравственных категориях даже не знают. Для каждого ценно и значимо только то, что касается ее самой и ее желаний. Любой ценой! Их жалко, но и страшно.
В пьесе «Иллюзии» один из ведущих драматургов современной России Иван Вырыпаев исследует, сколько в наших отношениях с любимыми людьми придумано нами самими, сколько внушено ими, и так ли важно, была многолетняя любовь иллюзией или нет, если все эти годы люди могли быть счастливы. И о том, что даже в самой настоящей, преданной любви есть место и сомнениям, и одиночеству.
Каждая из этих пьес - мучительный, предельно откровенный разговор о человеческой натуре, о сомнениях, надеждах, ошибках, с которыми сталкиваются наши современники всех возрастов. Обе они «не театральные»: в них нет внешнего действия, для них трудно придумать эффектные мизансцены. Люди просто думают, рассуждают, вспоминают, осмысливают. Говорят. Исповедуются. Возможно даже, формат спектакля-читки для них - один из лучших вариантов (в невероятно популярном петербургском «ON. Театре» «Наташина мечта» так и идет: два монолога неподвижно сидящих на стульях девушек). И актеры Les Partisans сыграли-прочитали эти истории с подкупающей искренностью, с настоящими живыми интонациями.
Следующие проекты ЦСДР последовали буквально один за другим - практически каждую неделю по субботам в зальчике на III этаже филармонии Павел Зорин и его актеры представляют очередную читку (реже - полноценный спектакль). Читки они устраивают именно так, как они проходят на лучших фестивалях и лабораториях страны: это уже намеченные эскизы возможного будущего спектакля с ясно читающимися характерами персонажей, с индивидуальными манерами говорить и двигаться, с «набросками» визуальной эстетики возможной постановки: «Иллюзии» Вырыпаева артисты играют в элегантных черных нарядах, пьесу «Любовь людей» - в немодной, безликой одежде, которую вынуждены носить большинство жителей маленьких деревень, а модные «Кеды» - в хипстерских узких джинсах и стильных рубашках. На лаборатории в Русском драматическом театре, например, «читки» оказались всего лишь чтением текста пьес с листа сидящими за столом актерами: как чтение по ролям на школьном уроке литературы.
Расширение кругозора в современной драматургии у постоянных зрителей ЦСДР происходит стремительно: уже прочитаны «Кеды» Любы Стрижак, «Любовь людей» Дмитрия Богославского, «Убийца» Александра Молчанова, «Родина» Константина Костенко, «Изображая жертву» братьев Пресняковых, «Лейтенант с острова Инишмор» Мартина МакДонаха - те пьесы, которые входят в обязательный репертуар всех российских театров, обращающихся к актуальной драматургии. На читку собственной пьесы «Концлагеристы» приезжал автор пьесы сарапулец Валерий Шергин, который сейчас живет в Екатеринбурге. Каждый показ происходит всего один раз, создавая ситуацию восприятия театральных событий как уникального актерского и зрительского опыта.
Особенно важно, что каждая читка завершается обсуждением с участием зрителей и самих актеров. Проговариваются ключевые мысли, зарождается полемика, которая продолжается потом в социальных сетях (почти каждый показ получает резонанс). ЦСДР стал действительно генератором идей, которые становятся темами для осмысления молодежным сообществом Ижевска на недели, а то и месяцы. А это уже - формирование среды, выращивание целого зрительского поколения. Это не преувеличение, поскольку зал Центра всегда полон, и многие зрители уже стали постоянными.
Наша версия
Павел Зорин, не преследующий работой ЦСДР напрямую коммерческие цели, предложил новую для Ижевска модель оплаты посещения спектаклей: добровольно-вознаградительную. У входа в зрительный зал он поставил картонную коробку, в которую после спектакля можно опустить купюру того достоинства, которую зритель сочтет целесообразной платой за полученное интеллектуальное и эстетическое удовольствие. Чаще всего зрители, среди которых много студентов, оставляют пятидесяти- и сторублевые купюры. Сборы за первые месяцы пошли на сценографию для громкой весенней премьеры ЦСДР - спектакля «Бойцовский клуб. Наша версия», соединяющая роман Чака Паланика, фильм Дэвида Финчера и вербатим самих актеров театра.
В планах - еще один спектакль-вербатим, на этот раз посвященный современным удмуртам. Участники проекта записывают на диктофон рассказы жителей Удмуртии (выходцев из деревни и ярких представителей удмуртской тусовки) об их жизни и размышления, что значит быть удмуртом в современном мире, охваченном глобализацией. Расшифрованные интервью после небольшой, аккуратной редактуры превратятся в документальную пьесу.
Центр современной драматургии и режиссуры отважно взял на себя функции не только прогрессивной театральной сцены, но и дискуссионной площадки, где можно говорить о современном театре, литературе, обществе. В разгар первого сезона работы центра можно констатировать: амбиция Павла Зорина и его единомышленников оказалась не чрезмерной. Вокруг центра быстро и, кажется, надолго собралась ищущая новой искренности молодежь. Впрочем, молодость в понимании участников этого процесса - это не количество лет по паспорту, а умение активно, живо воспринимать меняющуюся современную реальность, слышать острый, бытовой и очень честный язык современных драматургов и пульс этого времени. А ведь пульс времени - это ритм толчков крови, живой энергии, движущейся через сердце и артерии города.
В Ижевске, кажется, разогнался, быстрее пошел.
Анна Вардугина
член Союза театральных деятелей России,
член Международного союза журналистов,
член жюри республиканского фестиваля «Театральная весна»
ЦСДР,
театр,
Молодой человек,
Театр-студия ИРЗ,
драмтеатр УР,
les partisans