Споры о нашем спектакле «Концентрация» все не утихают. Вот вышла замечательная статья в газете «День».
Полностью ее можно прочитать здесь. (как всегда, если статья не открывается с первого раза, попробуйте обновить страницу с ней еще раз)
Мне больше всего понравился абзац:
«И самое нехорошее, что может делать режиссёр со зрителем, - он им манипулирует и делает из него самого главного злодея в спектакле. Ведь Панноника невольно осуждает не только актёров, играющих этих зрителей перед телевизором, но и всех пришедших смотреть спектакль. Во-первых, эффект шоу получился из-за того, что в самом начале нам раздали программки-пульты, и я сидела с этим пультом и могла как бы «переключить» спектакль, но фактически меня заставляли смотреть его до конца. Во-вторых, в спектакле была показана «реальность» смерти со страхом, с криками. На мой взгляд, есть много способов показать смерть и не прибегая к слишком реальному действию. Намекни зрителю, и он поймёт.»
Что тут сказать? Одной из наших задач как раз и был подобный эффект. Потому что мы ведем прямой разговор со зрителем, без экивоков, эвфемизмов и «намеков». Мы не хотим зрителя погладить по головке, чтобы он продолжал утопать в своих иллюзиях, мы против эскапизма, против бегства от реальности, а за честный и открытый разговор. Как говорит продюсер «Концентрации» - «Со сказочками, с розовыми соплями покончено», для этого можете сходить в любой другой театр нашего города. Кстати, не смотря на все литературные недостатки романа Амели Нотомб, он именно об этом, о личной ответственности каждого из нас, а не о недостатках каких-то далеких от нас, мифических и инертных зрителей.
Мы попали в самую точку, если профессиональный театральный критик, забыв о своих профессиональных обязанностях, с помощью нашего спектакля превращается в простого рассерженного зрителя. Это очень лестно.
Я очень хорошо понимаю чувства автора статьи, сам помню свое негодование и главное - испуг - когда в юности кто-нибудь из великих авторов пытался обратить меня лицом к действительности. Помню, например, как не выдерживал, и реально в негодовании отбрасывал от себя экзистенциальные книги Камю - «Посторонний», «Чума». Да, это очень неприятно, когда тебе говорят правду, которую ты не хочешь, да и не готов слышать. К счастью, на наши спектакли приходит все больше и больше зрителей, готовых к серьезному разговору, а не просто хотят развлечься и потешить себя сказками о прекрасном. Отрадно, что много среди них молодежи.
И, кстати, это весьма удивительно, потому что во все времена приверженцев эскапизма было большинство. Вспомним хотя бы историю с Агатой Кристи и ее романом
«Убийство Роджера Акройда», за который ее вообще исключили из клуба детективных писателей, потому что она сделала главным преступником своего читателя.
Но больше всего я понимаю чувства автора статьи, когда он пишет:
«Я не зритель телешоу «Концентрация», и мне действительно хотелось «переключить» канал или просто выйти из зала.»
И тут я очень рад, что наши ощущения полностью совпадают, и что нам с ребятами удалось передать хоть кому-то из зрителей главное экзистенциальное чувство, когда мы озираемся по сторонам, смотрим на происходящее вокруг, и нам так и хочется кому-то сказать: остановите планету, я сойду. Но никто не слышит, шоу продолжается.